Этапы формирования договорно-правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

Первыми международными договорами, заложившими правовой фундамент для формирования таможенного союза, являются Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Данные международные договоры определили цели, принципы и механизм функционирования таможенного союза, этапы его создания. Однако непосредственное формирование и развитие международно-правовой базы таможенного союза началось с 2007 года, когда Межгоссовет ЕврАзЭС в рамках трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – был наделен статусом высшего органа таможенного союза, и создана Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

Так, 6 октября 2007 года Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств были приняты первые три международных договора, направленные на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, – Договор о Комиссии таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Решение №1). Этим же Решением Высший орган таможенного союза утвердил Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза (Приложение № 1), и План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, предусматривающий сроки осуществления и завершения таких мероприятий, как подготовка международно-правовой базы таможенного союза, формирование институциональной структуры таможенного союза, формирование единого таможенного тарифа, унификация торговых режимов, создание единой таможенной территории и т.д.

Во исполнение указанного Плана 25 января 2008 года Высшим органом таможенного союза на уровне глав правительств Решением №2 было принято 9 международных соглашений (пункт 11 Части 1 и пункты 4-11 Части 2 Приложения №1).

Следующий значительный шаг в расширении и развитии международно-правовой и институциональной базы таможенного союза было осуществлено 12 декабря 2008 года, когда Высшим органом таможенного союза на уровне глав правительств было принято Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза и Правила процедуры Комиссии таможенного союза (Решение №5), был утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа, а также приняты 13 международных договоров (пункты 12-24 Части 2 Приложения №1), посвященных вопросам таможенного и таможенно-тарифного регулирования (Решение №4).

В целях дальнейшего развития таможенного союза 9 июня 2009 года были приняты Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (Решение №11), а также в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года были разработаны и приняты Этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Решение № 9 от 9 июня 2009 года). Последний названный документ предусматривает три основных этапа формирования единой таможенной территории таможенного союза: предварительный – до 1 января 2010 года, первый – с 1 января 2010 года до 1 июля 2010 года и второй – с 1 июля 2010 года до 1 июля 2011 года. При этом Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств в своем Решении №24 от 27 ноября 2009 года определил конечную дату создания единой таможенной территории таможенного союза – 1 июля 2010 года.

На предварительном этапе решались две основные задачи: завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза и организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

Во исполнение первой задачи за отчетный период были подготовлены и подписаны 13 международных договоров, включая Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. Также Решением высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17 был утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза, во исполнение которого было разработано 18 международных соглашений (Приложение № 2).

Во исполнение Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза Комиссией таможенного союза Решением №160 от 27 января 2010 года был утвержден Сетевой график подготовки в 2010 году проектов международных соглашений и нормативных правовых актов, утверждаемых Комиссией таможенного союза, в соответствии с которым были разработаны и приняты более 16 международных договоров и 17 нормативных правовых актов Комиссии таможенного союза.

Также 27 ноября 2009 года Высшим органом таможенного союза были утверждены изменения в План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, устанавливающие сроки проведения таких мероприятий, как наделение Суда ЕврАзЭС функциями по разрешению споров в рамках таможенного союза, введение в действие Статута Суда ЕврАзЭС; выработка и введение механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; поэтапная отмена ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле по мере введения единых правил в соответствующих сферах регулирования экономики; создание единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; создание Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (планируемый срок завершения – до конца 2011 года) и т.д. (Решение №14).

Этим же Решением Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) дополнил Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза (Приложение №1). Таким образом, в первую часть Перечня (Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС) включены 13 международных договоров, в том числе первые соглашения о таможенном союзе: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и др. Вторую часть Перечня составили международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза (38 международных договоров, включая Договор о Таможенном кодексе таможенного союза) (Приложение № 1).

В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года выход государства из любого международного договора, включенного в часть вторую указанного Перечня влечет за собой выход государства из всех международных договоров, включенных в эту часть Перечня. Их действие прекращается для государства, инициировавшего выход из договора, по истечении 12 месяцев с даты получения депозитарием уведомления о выходе.

Важным этапом в развитии институционально-правовой базы таможенного союза стало утверждение Высшим органом таможенного союза Положения об Экспертном совете в рамках таможенного союза, наделенном полномочиями по рассмотрению заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств – членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза его договорно-правовой базе, заключения которого носят рекомендательный характер (Решение №16).

Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав правительств 11 декабря 2009 года (Решения №№27-30) приняты пять соглашений в сфере технического регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (пункты 30-34 Части 1 Приложения №1).

В целях реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года №13 о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года Комиссия таможенного союза 26 ноября 2009 года Решением №125 одобрила Единую методологию ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов таможенного союза.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 года №31 принят Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов таможенного союза. С 1 июля действуют технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли и Инструкция о порядке формирования таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, направленные на обеспечение осуществления Центром таможенной статистики Комиссии таможенного союза своих функций.

В целях реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 11 декабря 2009 года № 26 были приняты три протокола (пункты 35-37 Части 2 Приложения №1). Кроме того, был подписан межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов с формой заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Решение второй задачи предварительного этапа по переносу согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории осуществляется в соответствии с планами, утвержденными решениями Комиссии таможенного союза.

В связи с переносом согласованных видов государственного контроля на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации был предусмотрен переходный период, в течение которого в местах совершения таможенных операций на территории Республики Казахстан должен осуществляться мониторинг таможенных процедур при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе.

Мероприятия, определенные в планах, также предусматривают принятие государствами – членами таможенного союза совместных мер по обеспечению транспортного, ветеринарного и карантинного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля по периметру внешней границы таможенного союза.

В целях создания Единого экономического пространства 19 декабря 2009 года Высшим органом таможенного союза был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы (Решение №35), предусматривающий разработку двух пакетов соглашений, посвященных вопросам экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, транспорта, энергетики, связи, свободы передвижения рабочей силы и технического регулирования. Первый пакет формируют 14 соглашений, разработку и принятие которых планируется осуществить до 1 января 2011 года, и ввести в действие не позднее 1 июля 2011 года. Во второй пакет включены 6 соглашений, которые должны быть приняты до 1 июля 2011 года и вступить в силу не позднее 1 января 2012 года.

В развитие правовых положений о Едином экономическом пространстве Решением Комиссии таможенного союза от 27 января 2010 года №158 был утвержден Календарный план формирования правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы.

В соответствии с задачами первого этапа формирования единой таможенной территориигосударств-членов таможенного союза, с 1 января 2010 года Комиссией таможенного союза ведется работа по осуществлению полномочий в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли таможенного союза.

С 1 января 2010 года в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №18 вступил в силу пакет международных договоров в сфере таможенно-тарифного регулирования (пункты 4, 12-15 Части 2 Приложения №1), а также были утверждены и с 1 января 2010 года вступили в силу:

· единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС);

· Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставок ввозных таможенных пошлин Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;

· Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств-членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин отличные от ставок ЕТТ ТС.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. №32 были разработаны и утверждены Положение о порядке ведения ТН ВЭД ТС и Регламент взаимодействия по вопросу ведения ТН ВЭД ТС.

В целях реализации статьи 57 Таможенного кодекса таможенного союза были разработаны Единая база данных предварительных решений Таможенного союза по классификации товаров и Технические условия передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров.

Также, утверждены и вступили в силу с 1 января 2010 года Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (Решение №18).

Комиссия таможенного союза в рамках наделенных полномочий Решением от 27 ноября 2009 года №130 утвердила Перечень товаров, в отношении которых установлены квоты и объемы тарифных квот для ввоза товаров на территорию государств – членов таможенного союза, а Решением от 27 января 2010 года №168 – Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №19 также с 1 января 2010 года вступили в силу соглашения в сфере нетарифного регулирования (пункты 7, 26-27 Части 2 Приложения №1), утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в торговле с третьими странами и Положения о применении этих ограничений.

В настоящее время Комиссией таможенного союза принято более восьми решений по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров, а также решение, обеспечивающее представление тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин на моторные транспортные средства, произведенные хозяйствующими субъектами государств-членов таможенного союза с применением «промышленной сборки» (Решение №130).

В части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Комиссией таможенного союза было принято шесть решений. Так, в целях реализации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года Решением Комиссии таможенного союза был утвержден Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта (Решение №168).

В целях предварительного рассмотрения предложений государств – членов таможенного союза по регулирующим мерам во внешней торговле Комиссией таможенного союза был создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, который сформирован из представителей соответствующих органов исполнительной власти государств - членов таможенного союза (Положение о Комитете по вопросам регулирования внешней торговли утверждено Решением №157 от 27 января 2010 года).

Для обеспечения выполнения условий формирования единой таможенной территории решалась задача унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. В этих целях был проведен анализ действующих торговых соглашений государств – членов таможенного союза, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования и свободной торговли с третьими странами. Решением Комиссии таможенного союза от 11 декабря 2009 года №144 утверждена Концепция унификации торговых режимов государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и проведены консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующего у стран – членов таможенного союза с государствами-членами СНГ и Грузией, Сербией и Черногорией.

На втором этапе формирования единой таможенной территории договорно-правовая база таможенного союза была значительно расширена за счет принятия большого количества международных договоров и вступления в силу принятых ранее соглашений. В значительной степени это было связано со вступлением в силу с 1 июля 2010 года Договора о Таможенном кодексе таможенного союза: с даты начала действия Таможенного кодекса таможенного союза стали временно применяться и вступили в силу международные соглашения, разработанные в целях реализации его отдельных положений.

21 мая 2010 года состоялось очередное заседание Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств, на котором были приняты решения о вступлении в силу следующих международных договоров: Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года; Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года; Протокола о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от 11 декабря 2009 года; Протокола о статусе Центра таможенной статистики Комиссии таможенного союза от 11 декабря 2009 года; Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года и трех протоколов к нему.

В связи со вступлением в силу международных договоров о косвенном налогообложении правительствам государств – членов таможенного союза было поручено приостановить и в дальнейшем прекратить действие соответствующих двусторонних соглашений между государствами – членами таможенного союза.

В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года вступили силу 1 июля 2010 года Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года и Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года (Решение №38). В соответствии с данными соглашениями Комиссии таможенного союза были делегированы полномочия, в частности, по формированию, утверждению и ведению Единого перечня продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, установлению Порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формированию и ведению Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.

20 мая 2010 года было подписано в рабочем порядке Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), устанавливающий единый унифицированный механизм зачисления и распределения меду государствами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.

В рамках развития и применения в таможенном союзе информационных технологий были приняты два фундаментальных соглашения: Соглашение о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного союза, а также утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.

В соответствии с Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года №17 главами правительств государств – членов таможенного союза были приняты 6 международных договоров: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза; Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза; Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин; Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров. Данные соглашения начали применяться с 1 июля 2010 года. В отношении международных договоров таможенного союза, указанных в пунктах 9, 13 и 14 Приложения №2, а также в отношении дополнительно разработанного Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, главами правительств было принято решение о подписании в рабочем порядке (Решение №41).

В целях обеспечения эффективного функционирования единой таможенной территории, второй этап формирования которой начинается с 1 июля 2010 года, подготовлен и предварительно рассмотрен Сторонами проект Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза (прилагается), который должен вступить в силу одновременно с Таможенным кодексом таможенного союза. Действие норм этого Протокола ограничивается периодом времени, необходимым для устранения указанных в нем изъятий, в том числе:

· в отношении автомобилей для личного пользования – до 1 сентября т.г. в связи с необходимостью заблаговременной публикации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, подписание которого планируется 18 июня т.г., в соответствии с национальным законодательством Сторон в отношении публикации нормативных актов, затрагивающих интересы граждан;

· в отношении товаров, подпадающих под действие национальных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер – до 1 января т.г. в связи с необходимостью их унификации, которую планируется завершить к указанному сроку;

· в отношении товаров, по которым государства-члены таможенного союза имеют различные изъятия из режима свободной торговли с иными государствами – до 1 января т.г. в связи с необходимостью унификации указанных торговых режимов, которую планируется завершить к указанному сроку;

· в отношении товаров, по которым для Республики Казахстан установлены ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза – сроком завершения второго этапа формирования единой таможенной территории, который Решением МГС №9 установлен 1 июля 2011 года.

Согласно этому же Решению в течение второго этапа формирования единой таможенной территории на российско-казахстанской границе могут сохраняться таможенное оформление и контроль, которые необходимы для администрирования указанных изъятий с целью исключения нецелевого использования соответствующих товаров, а также вовлечения их в экономический оборот на территориях других государств-членов таможенного союза. На российско-белорусской границе таможенное оформление и контроль в отношении указанных в Протокола товаров, в случае его принятия, могут сохраняться до 1 января т.г.

По завершении второго этапа формирования единой таможенной территории с перенесением согласованных видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации, за исключением пограничного, предполагается прекращение действия и данного Протокола.

С даты введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года. По Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств №37 Комиссия таможенного союза была уполномочена на принятие решений о введении, применении, пересмотре и отмене специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории государств – членов таможенного союза. В связи с этим было принято решение создать с 1 января 2011 года в структуре Секретариата Комиссии таможенного союза Департамент по специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам. В целях создания единого механизма проведения расследований Комиссией таможенного союза был утвержден временный порядок проведения расследований, включая регламент внесения предложений по результатам расследований в Комиссию таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года. В связи с этим, Комиссии таможенного союза были переданы полномочия по определению перечня подконтрольных товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, утверждению Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, Положения о порядке санитарно-эпидемиологического надзора, Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору и Единых форм документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), а также полномочия по ведению указанных документов.

В сфере ветеринарно-санитарного и фитосанитарного регулирования в таможенном союзе Высшим органом таможенного союза на уровне глав правительств было принято решение о вступлении в силу с 1 июля 2010 года Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам и Соглашения таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года и о передаче Комиссии таможенного союза полномочий, предусмотренных данными соглашениями.

В целях обеспечения условий для создания с 1 января 2011 года на единой таможенной территории таможенного союза усовершенствованной системы контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, ветеринарии и обеспечения карантина растений были приняты три протокола о внесении изменений в вышеуказанные соглашения таможенного союза по санитарным мерам, ветеринарно-санитарным мерам и о карантине растений (Решение № 39).

В рамках осуществления в таможенном союзе экспортного контроля 5 июля 2010 Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств поручил Комиссии таможенного союза внести на рассмотрение очередного заседания высшего органа таможенного союза на уровне глав государств следующие документы: Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов таможенного союза; Единые правила к порядку контроля над осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах-членах таможенного союза; Единые перечни (списки) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах-членах таможенного союза; Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами-членами таможенного союза, а также через таможенную границу таможенного союза; Единый список продукции военного назначения государств-членов таможенного союза и Единый перечень (список) товаров таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств-членов таможенного союза.

Важным шагом в развитии таможенного союза стало утверждение главами государств на июльском заседании высшего органа таможенного союза Положения порядке присоединения государств – членов Евразийского экономического сообщества к таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС, определяющего требования, условия и процедуру присоединения государства-кандидата к таможенному союзу.

В связи с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года, наделившим Суд ЕврАзЭС компетенцией по рассмотрению споров в рамках таможенного союза, Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне пятерки) был принят новый Статут Суда Евразийского экономического сообщества, конкретизирующий его полномочия по разрешению споров и процедуру их рассмотрения в рамках таможенного союза.

Таким образом, в настоящий момент достигнуты значительные результаты в формировании договорно-правовой базы таможенного союза: принято более 70 международных соглашений, многие из которых уже вступили в силу или временно применяются. Еще большее число нормативных правовых актов, в том числе актов Комиссии таможенного союза, приняты и утверждены в развитие международных договоров таможенного союза, что соответствует требованиям, установленным в Плане действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, Плане мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза, Этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза и Плане действий о формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы.

13.

Выделим три ключевые особенности институциональной структуры ЕврАзЭС.

1. «Интеграционные процессы (в ЕврАзЭС – Н.К.) имеют разноскоростной и разноуровневый характер», – отмечает заместитель председателя Правительства РФ С.Е. Нарышкин [14]. Можно сказать еще резче: идея дифференцированной интеграции на пространстве СНГ достигла своего предельного воплощения, граничащего с абсурдом.

На практике страны-участники СНГ имели полное право выбирать, подписывать или не подписыватькаждое из заключаемых в рамках СНГ международных отношений. Впоследствии, пользуясь тем, что сроки ратификации этих соглашений не регламентировались, страны СНГ, по сути, имели абсолютное право ратифицировать или не ратифицировать подписанное соглашение. В итоге к 2000 г. сложилась ситуация, при которой половина стран присоединились лишь к 40–70% подписанных в рамках СНГ документов [15]. Да и эти ратифицированные соглашения зачастую не выполнялись.

Тот факт, что отсутствие единой правовой базы блокирует любые интеграционные инициативы, был осознан политическими лидерами. С этой точки зрения создание ЕврАзЭС стало большим шагом вперед, – появляется понятие договорно-правовой базы Сообщества: Договор о ЕврАзЭС и другие действующие в рамках Сообщества договоры «по списку, определяемому решением Межгосударственного совета» [16]. Присоединение ко всем этим договорам обязательно для любой страны, вступающей в ЕврАзЭС; подразумевается, что это обязательно и для всех стран-основателей. В данном качестве договорно-правовая база ЕврАзЭС является полным аналогом acquis communautaire Евросоюза [17].

Идея единства договорно-правовой базы ЕврАзЭС получила дальнейшее развитие в соглашениях, регулирующих функционирование Таможенного союза, – в них не допускаются оговорки. Таким образом, ЕврАзЭС отказался от формата беспорядочной дифференциации, об опасности которой предупреждал еще бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор, отмечая, что Европейский союз рискует превратиться в гигантский универмаг, где каждый будет платить лишь за то, что он берет с полки.

Очевидные сложности в реализации базового интеграционного проекта – создания Таможенного союза и единого экономического пространства – легко объяснимы. Участие в Таможенном союзе подразумевает существенный пересмотр всей таможенно-тарифной системы, выработку единой торговой политики и создание определяющих ее новых институтов, что требует высокой степени координации и принятия невыгодных в краткосрочной перспективе решений. А создание единого экономического пространства, понимаемого как пространство четырех свобод, невозможно без глубокой гармонизации ряда областей законодательства, эффективно работающих институтов, обеспечивающих функционирование этого законодательства, и наличия взаимного доверия между странами-участниками. В этой ситуации легко понять, почему при строительстве Таможенного союза ЕврАзЭС страны-члены обратились к другому типу дифференциации, который уже хорошо зарекомендовал себя в Евросоюзе (и не только) – модели авангарда и арьергарда.

Таможенный союз создается тремя странами ЕврАзЭС: Россией, Казахстаном и Белоруссией [18]. При этом по всем основным особенностям создаваемая модель взаимоотношений авангарда и арьергарда сходна с существующей в Евросоюзе:

· соблюдается единство институциональной структуры авангарда и всего ЕврАзЭС [19];

· цели авангарда соответствуют базовому направлению развития и целям всего ЕврАзЭС;

· создание авангарда не наносит ущерба уровню интеграции в рамках всего ЕврАзЭС;

· существует возможность для отстающих стран присоединиться к авангарду при готовности взять на себя дополнительные обязательства.

Использование модели авангарда и арьергарда несет не только очевидные выгоды, но и серьезные угрозы. В случае ЕврАзЭС особую озабоченность вызывает дисбаланс между уровнем интеграции, достигнутым в масштабах всего Сообщества, и потенциальной (если она будет достигнута) глубокой интеграцией между странами авангарда. В Евросоюзе надстройка авангарда (экономический и валютный союз) опирается на давно и стабильно функционирующие в рамках всего ЕС таможенный союз и единый внутренний рынок. В ЕврАзЭС же до сих пор не полностью завершено создание зоны свободной торговли, – ныне существующий режим основывается на ряде двусторонних соглашений, которые не всегда тщательно выполняются. В этих условиях создание Таможенного союза, а тем более единого экономического пространства, рискует разорвать Сообщество на две части. Чтобы минимизировать этот риск, постоянно подчеркивается, что все страны ЕврАзЭС смогут вступить в Таможенный союз; в очередной раз об этом в мае 2010 г. заявил В. Путин, упомянув не только полноправных членов, но и наблюдателей (Армению, Молдову, Украину). Впрочем, позиция стран арьергарда во многом будет определяться успешностью создания Таможенного союза ЕврАзЭС и его способностью стать привлекательным для их экономик.

2. Вторая особенность состоит в том, что ход интеграции в ЕврАзЭС не соответствует классической схеме региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Впрочем, если не считать Евросоюза, не многие интеграционные группировки могут похвастаться соответствием теории и практики.

В ЕврАзЭС de facto существует зона свободной торговли, однако с многочисленными изъятиями и с регулярным применением мер, которые в принципе не соответствуют режиму ЗСТ, – таких как квотирование и вывозные пошлины. Основой режима свободной торговли является договорно-правовая база, унаследованная из 1990-х годов и формируемая двусторонними договоренностями государств ЕврАзЭС. В связи с этим существует необходимость юридического закрепления сложившихся в данной области отношений в многостороннем формате.

Таможенный союз на пространстве СНГ пытались создать неоднократно, в том числе и в формате пяти стран-основателей ЕврАзЭС. В настоящее время предпринимается очередная попытка, на этот раз в составе трех государств.

При этом в ЕврАзЭС действует ряд договоренностей по либерализации (упорядочению) движения капитала, услуг и граждан, что более соответствует стадии общего рынка. Кроме того, и в сфере движения товаров сотрудничество иногда выходит за пределы классического понимания ЗСТ или ТС. Гармонизация технических регламентов – это скорее стадия общего рынка, а в ЕврАзЭС с середины 2007 г. действует Соглашение об основах гармонизации технических регламентов от 24 марта 2005 г. Таким образом, в рамках классической теории было бы весьма сложно дать ответ на вопрос, на какой именно стадии экономической интеграции находится ЕврАзЭС. Несоответствие теории и практики подтверждается мнением российских экономистов о том, что в ЕврАзЭС «условия регулирования… остаются сверхлиберальными по сравнению с другими интеграционными образованиями (как в случае с торговлей), либо неопределенными (как в случае с миграцией или движением капиталов)» [20].

Не стыкуется с классическими схемами и та активная работа, которая ведется в рамках отраслевого сотрудничества, прежде всего в энергетике, сфере транспорта и использовании водных ресурсов. А в 2009 г. был создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, который займется разработкой мер по сближению законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности, а также реализацией отдельных инновационных проектов. Более того, отраслевое сотрудничество ведется и в неэкономических областях, что, в принципе, не свойственно группировкам с невысокой степенью интеграции: реализуется ряд мер по охране границ, в сфере юстиции, в том числе и в области уголовного права.

Наконец, в последние годы между странами ЕврАзЭС интенсивно развивается проектное сотрудничество: строительство Сангтудинской ГЭС-1 (Таджикистан), ГЭС Камбарата-2 (Киргизия), разработка уранового месторождения Заречное (Казахстан), строительство алюминиевого комплекса в Киргизии и горно-обогатительного комбината в Казахстане. Как правило, такие проекты нацелены либо на увеличение экспорта, либо на создание единых производственных цепочек в странах ЕврАзЭС.

Важной предпосылкой для реализации такого рода проектов стало создание в 2006 г. Евразийского банка развития с капиталом 1,5 млрд долларов США. На конец 2008 г. инвестиционный портфель банка составил $1,197 млрд, при этом только за 2008 г. он вырос на $0,930 млрд [21]. В частности, в 2008 г. банк предоставил софинансирование таким проектам, как производство регионального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, реконструкция вагоностроительного завода в Ленинградской области, строительство деревообрабатывающих комплексов в России и Казахстане, строительство терминала в порту Усть-Луга (Россия), строительство ЛЭП «Северный Казахстан – Актобе». А в 2010 г. к проектному сотрудничеству активно подключился Антикризисный фонд ЕврАзЭС [22]: одобрены заявки на реализацию одного инвестпроекта в Белоруссии (машиностроение) и пяти – в Армении (металлургия, химическая промышленность).

Можно только приветствовать развитие отраслевого и проектного сотрудничества. Однако устойчивость интеграционных процессов, в том числе и в отдельных отраслях, зависит, на наш взгляд, от прогресса в сфере общеэкономической интеграции, прежде всего от создания реального функционирующего Таможенного союза. Например, Узбекистан относительно безболезненно вышел из рядов ЕврАзЭС; единственным для этой страны негативным последствием такого шага стало исключение из многостороннего сотрудничества по управлению водными ресурсами. А вот выйти из Таможенного союза будет гораздо сложнее.

3. Третьей ключевой особенностью институциональной структуры ЕврАзЭС является ее слабость, что выражается в принятии решений на основе консенсуса и исключительно на высшем уровне; в отсутствии органа, способного выражать общие интересы Сообщества; в неэффективных механизмах исполнения решений и контроля за их исполнением.

На первый взгляд может показаться, что в органах ЕврАзЭС активно применяется принцип квалифицированного большинства, но детальный анализ свидетельствует об обратном. Страны-члены, на словах признавая необходимость перехода к голосованию большинством, на практике не готовы к этому. Решения Комиссии постпредов принимаются большинством в две трети голосов, но в случае разногласий вопрос передается на рассмотрение Интеграционного комитета ЕврАзЭС. В Интеграционном комитете решения также принимаются большинством в две трети голосов, причем передача вопроса на высший уровень, в Межгоссовет, происходит лишь в том случае, «если за принятие решения проголосовали пять Договаривающихся Сторон, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов» [23], то есть если против проголосовала Россия. Однако, как было показано выше, и Комиссия постпредов, и Интеграционный комитет лишь готовят проекты решений и соглашений для Межгоссовета, а если и принимают какие-то решения самостоятельно, то лишь организационного и процедурного характера. Единственным органом ЕврАзЭС, полномочным принимать обязательные решения, является Межгоссовет, а вот он действует исключительно консенсусом.

14.

ДОГОВОР об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года

ДОГОВОР о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 года

ДОГОВОР о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года

ДОГОВОР о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года

15.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договариваю-щимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

Интеграционный Комитет;

Межпарламентская Ассамблея (МПА);

Суд Сообщества.

Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.

16.

Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач
ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.

Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет является высшим органом таможенного союза. Решения по вопросам таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от Договаривающихся Сторон, формирующих таможенный союз.

Особенности порядка работы Межгоссовета при выполнении им функций высшего органа таможенного союза определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

17.

Решения

18.

Интеграционный Комитет

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

1. Основные задачи Интеграционного Комитета:

обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:

принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;

ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;

рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам и готовит соответствующие предложения;

имеет право обращаться с рекомендациями в Межгоссовет, с рекомендациями и запросами в Межпарламентскую Ассамблею и правительства Договаривающихся Сторон, с запросами в Суд Сообщества.

2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.

Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

Основные документы и решения

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года

Декларация «О Евразийской экономической интеграции» от 18 ноября 2011 года

Договор «О Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 года

Договор «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 года

Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1683 «О представителе Российской Федерации в Совете Евразийской экономической комиссии» — о назначении Первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова представителем Российской Федерации в Совете Евразийской экономической комиссии.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2012 г. № 1 «О Председателе Совета Евразийской экономической комиссии» — О назначении Председателем Совета Комиссии на 2012 год Румаса Сергея Николаевича.

19.

Наши рекомендации