Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы.

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство готовы при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Основной фактор, влияющий на Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru — общий уровень цен.

Совокупный спрос Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru

где AD — совокупный спрос;

С — потребительские расходы;

I — валовые внутренние частные инвестиции;

G — государственные закупки товаров и услуг;

Хn— чистый экспорт.( экспорт минус импорт)

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторовреализуется через изменение в объеме Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru от точки Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru к точке Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru . Неценовые факторы вызывают изменение в Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru , сдвигая кривую Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru влево или вправо до Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru или Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru .

Ценовые факторы Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru

Неценовые (факторы) влияющие на совокупный спрос:

Потребительские расходы, которые зависят от:

    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

Инвестиционные расходы, к которым относят:



    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

Государственные расходы

Совокупное предложение ( Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

К неценовым факторам относятся:

1. Уровень цен на экономические ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к росту издержек производства, следовательно, совокупное предложение будет сокращаться, график AS сместится влево.

2. Уровень производительности экономических ресурсов и эффективность применяемых технологий. Производительность ресурсов определяется как соотношение между выпуском продукции в экономике и затратами ресурсов. Если производительность ресурсов растет, то средние издержки уменьшаются, и совокупное предложение увеличивается. График будет смещаться вправо.

3. Уровень налогов, субсидий и дотаций. Рост налогов с предпринимательского сектора приведет к уменьшению прибыли. Естественным следствием этого станет сокращение совокупного предложения - график AS сместится влево. И наоборот, субсидии и дотации бизнесу из государственного бюджета позволят сократить издержки производства и простимулируют рост совокупного предложения - график AS сместится вправо.

4. Меры государственного регулирования экономки. Как правило, расширение участия государства в экономической жизни сопровождается ростом издержек фирм и сокращением совокупного предложения. Наиболее ярко это будет проявляться в случае прямого административного вмешательства государства в экономику.

Основным фактором, влияющим на совокупное предложение, является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы. - student2.ru

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Наши рекомендации