Модель Мамедова О.Ю. (От модели классического рынка – к модели смешанной экономики. Ростов н/Д: Феникс, 1999) - отражает взаимосвязь рынка, экономики, потребностей
- рыночный сектор
- нерыночный сектор
Традиционные задачи теории общего равновесия (ТОР):
1.представить процесс взаимодействием спроса и предложения
2.определить точку равновесия
3. выявить деформирующие равновесие факторы
Методологическое обоснование графической модели (рисунок 6.1):
- экономика - шире рынка, включает спросовую и неспросовую части потребности
Рисунок 6.1. Модель смешанной экономики (Мамедов О.Ю.)
Общественная цена полного удовлетворения экономикой потребностей определяется точкой Е.
Это двухсекторная модель смешанной экономики, второй сектор – это квазирынок, который характеризуется:
- приоритетом покупателя или продавца
- степенью прибыльности рынка
-выигрышами покупателя и продавца
- идеальным весом идеального рынка в объеме потенциального
- треугольником потенциального спроса и потенциального предложения
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации
Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).
Условия возникновения рынка:
1. общественно разделение труда.
2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.
3. самостоятельное принятие решений .
4. расширение объема товарных связей.
Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и специализации.
Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.
К функциям рынка относятся:
1)информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2)посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3)ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
5)стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
6)координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
7)санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.
По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Классификация:
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
· местный (локальный)
· региональный (внутри страны)
· национальный
· региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т д.)
· мировой
Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния и особенностей предлагаемого товара. Большое значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры
Рынки различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют:
· рынок потребительских товаров
· рынок товаров производственного назначения
· рынок услуг
Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (например, обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (например, рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д.Специфика рынка потребительских товаров обусловлена тем, что они ориентированы на множество индивидуальных потребителей. Поэтому маркетинговые исследования направлены на изучение их поведения, вкусов, запросов и предпочтений.
Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Спрос на них целевой (или вторичный), который возникает как следствие спроса на потребительские товары и подчиняется фактору экономической целесообразности.Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя ее к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг.
Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр видов деятельности (транспорт, туризм, страхование, кредитование, образование и т. д). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы.