На количественной теории денег

Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию, прежде всего в теорию денег, заключается в обстоятельном исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, монетарных инструментов и монетарной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики, используемой в качестве важнейшего метода государственного регулирования.

В соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается стабильная эмиссия денег, независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной политики.

Основные положения концепции монетаризма:

1. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, саморегулированию. Если имеет место диспропорция, нарушение, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет к нарушению нормального хода хозяйственного развития.

2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключаются налоговое, бюджетное регулирование.

3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждет, ссылаясь на монетарную историю США, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и что денежные импульсы - самая надежная надстройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен.

4. Поскольку изменения денежной массы сказываются не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на длительное постоянное воздействие на экономику, воздействие, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее регулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить к противоположным результатам.

На экономическую конъюнктуру влияют не только наличные деньги (М1), но и вклады, депозиты коммерческих банков (М2), по терминологии монетаристов - не только наличные деньги, но и в целом монетарный базис или совокупность наличных денег и банковских резервов. Строгого определения понятия монетарного базиса в литературе нет, Фридмен использует агрегат М2. Именно этот статистический показатель включается в модели, по которым рассчитываются нормативы денежной политики.

Монетарный базис влияет на экономическую жизнь не сразу, а с определенным разрывом во времени. При этом темпы роста монетарного базиса должны быть скоординированы с темпами роста товарной массы.

Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Для этого необходимо, чтобы процент прироста денег в обращении соответствовал приросту цен и национального дохода или ВНП. В этом состоит так называемое денежное правило Фридмена. Рост денежной массы должен быть таким, чтобы обеспечить устойчивость цен; он должен также соответствовать темпам роста ВНП. Практически, в современных условиях темп роста денежной массы применительно к США и некоторым другим западным странам должен составлять 3-4 % в год, это примерно соответствует средним темпам экономического роста этих стран.

Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между денежным спросом и предложением денег, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

12. КЕЙНСИАНСКО-НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

В экономической науке нет четко очерченных направлений, разделительных линией между ними. В связи с этим возникла идея соединить все наиболее ценное, важное, что было создано кейнсианством и неоклассическим направлением. В результате возникло новое течение – кейнсианско-неоклассический синтез.

Создатели течения – американский экономист П. Самуэльсон (нобелевский лауреат), а также английский экономист Дж. Хикс, автор книги «Стоимость и капитал». Многие исследователи считают, что Кейнсианско-неоклассический синтез (КНС) – магистральное направление в современной западной экономической мысли. Это не компиляция. Его авторы глубоко изучили оба ключевые, хотя и противоречащие друг другу учения, выявили, что сегодня успешно «работает» в практике, нашли пути соединения и выдвинули ряд новых положений. Результатом явился новый методологический подход.

Что взято из каждого течения?

1. Из денежной теории: зависимость цен от денежной массы, анализ связей, потребностей хозяйства в денежной массе.

2. Кривая Филлипса как стартовая площадка для нахождения «компромисса» между инфляцией и безработицей, который должен быть положен в основу социально-ориентированной денежной политики (Больше кейнсианский подход). В то же время, взята на вооружение концепция «естественной безработицы» (Фридмен).

3. Психологический фактор, поведенческие мотивы, ожидания, построение на этой базе прогнозов, особенно в области международных валютных отношений.

4. Концепция «рациональных ожиданий» используется применительно к рынку ценных бумаг, мобильности финансовых средств, рабочей силы – с использованием психологического фактора

В рамках этого течения написаны все современные учебники по экономической теории (Экономикс).

13. ВКЛАД ЭКОНОМИСТОВ РОССИИ

В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) – легальный марксист (как и П.Б.Струве,1870-1940), один из наиболее популярных и признанных экономистов России на рубеже 19-20 веков. Жил и работал в Киеве. Было бы правильнее не называть его легальным марксистом, так как фактически он не был связан с какой-то одной школой в экономической науке. Система его взглядов отличается многосторонностью и оригинальностью. Наиболее популярная его работа – учебник “Основы политической экономии”, в котором он попытался согласовать теорию предельной полезности и трудовую теорию стоимости. “Эти две теории,- писал Туган-Барановский,- несомненно, противоположны, но отнюдь не противоречивы. Рикардо и Менгер сосредоточивают свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, теория Менгера – субъективные моменты оценки.Теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной полезности.”

М.И.Туган-Барановский – автор социальной теории распределения, в основу которой положены два фактора: производительность общественного труда и система социальных отношений. С повышением производительности труда возрастает общая сумма общественного продукта, что обеспечивает рост всех доходов, а равномерность их роста для различных социальных групп зависит от системы социальных отношений.

Большое место в экономических трудах Туган-Барановского занимает исследование циклов и кризисов. В отличие от Маркса, он рассматривал циклическое развитие не как скачкообразный, а как волнообразный процесс. Фактически исследовались процессы, получившие позже название мультипликационных и акселерационных.

Будущее общество он представлял как систему государственного социализма.

Крупнейший экономист-аграрник России А.В.Чаянов был энциклопедически образованным, разносторонним человеком. Он писал художественные произведения в жанре фантастики и социальной утопии, стихи, работы по искусствоведению. Очерки по истории Москвы. Годы его жизни 1888-1937.Он погиб в годы сталинских репрессий. Его работы не переиздавались в течение полувека, их содержание было искажено, аграрные преобразования в стране проводились вопреки его выводам и рекомендациям. Часть работ А.В.Чаянова пропала. Но основной массив его литературного наследия все же сохранился.

Вопреки мнению большинства специалистов о необходимости преобразования сельскохозяйственного производства в крупные “фабрики зерна и мяса”, Чаянов придерживался другой позиции. Он обосновал иной путь вовлечения крестьянский хозяйств в систему рыночных отношений. В своих трудах он развивал положение об относительной устойчивости семейно-трудовых крестьянских хозяйств. Его аргументы основывались на том. Что эти хозяйства носят в определенной степени замкнутый характер, их цель не извлечение прибыли, а обеспечение определенного уровня потребления крестьянской семье. Крестьянское хозйство – семейное хозяйство, с устойчивыми традиционными связями. С разделением труда, с соотношением ресурсов, ручного труда и технических средств. Основываясь на убывающей производительности факторов производства. в частности – земли, Чаянов писал о снижающейся полезности дополнительного дохода по сравнению с затратами на его получение.

Крестьянское хозяйство сохраняет сою жизнеспособность в любых. В том сисле и неблагоприятгых условиях. Перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства Чаянов видел прежде всего в развитии различных форм кооперации, которую рассматривал ка добровольный и постепенный процесс.

Юровский Леонид Наумович (1884-1938) – теоретик рыночной экономики и финансового хозяйства, активный участник разработки и практической реализации финансовой и денежной политики. Его имя связано с выпуском “золотого червонца”, что способствовало стабилизации национальной валюты и успеху денежной реформы 1922-1924гг., которую он проводил вместе с другими специалистами и руководителями финансов (Г.Я.Сокольниковым, Н.Н.Кутлером, А.Г.Хрущовым). Работы Юровского на долгие годы были забыты, не издавались. Успех финансовой реформы приписывался в основном большевику Сокольникову, хотя автором, теоретиком и одним из организаторов реформы был Юровский (хотя идея выпуска “золотого червонца” принадлежит не ему).

Проблему стабилизации экономики Юровский не сводил к задачам финансовой политики. Основные вопросы, рассматривавшиеся в его работах:

теория цены и проблемы несовершенной конкуренции,

проблемы динамического равновесия и роль государства в экономике в переходный период от капитализма к социализму,

роль и место закона стоимости в переходной экономике,

необходимость согласования плановых и рыночных начал.

Один из самых крупных российских экономистов 20 века

Н.Д.Кондратьев (1892-1938) вошел в мировую экономическую науку как автор концепции длинных волн, которые называют его именем: “длинные волны “Кондратьева или” большие циклы конъюнктуры “ Кондратьева.

Ученый обосновал наличие наряду с короткими (3-4года) и среднесрочными (8-11 лет) продолжительных циклов, длящихся 48-55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний. Кондратьев показал. Что большие циклы не случайность, а закономерное явление, связанное с техническими переворотами и структурными преобразованиями экономики. Теория больших циклов конъюнктуры Кондратьева лежит в основе понимания качественных сдвигов в экономике, в сфере социально-экономических и взаимосвязанных с ними процессов. На ее основе в странах Запада разрабатываются прогнозы экономического и социального развития.Кондратьев был крупным исследователем, директором конъюнктурного института, его работы публиковались научными центрами большинства развитых стран, он готовил материалы для государственных и партийных руководителей страны, участвовал в разработке первого перспективного плана развития сельского и лесного хозяйства. Ряд его работ посвящен аграрным проблемам, теории равновесия , циклам и кризисам, статике идинамике развития. Часть работ написана им уже в заключении. Не все написанное им сохранилось.

5. Одним из важных достижений российской экономической науки можно считать разработку теоретический идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях. Эта традиция возникла во второй половине Х1Х века. Она складывалась на основе работ ”чистых” математиков, занимавшихся экономическими исследованиями, и на основе разработок профессиональных экономистов, использовавших математику для анализа хозяйственных процессов.

Особое внимание среди работ этого периода привлекают труды Владимира Карповича Дмитриева (1868-1913) и Евгения Евгеньевича Слуцкого (1980-1948).

В.Дмитриев разработал две модели расчета цены: 1) расчета величины реальной заработной платы и 2) количества предметов потребления, приобретаемых рабочими. На основе этих моделей Дмитриев разработал методику исчисления полных затрат труда. Иными словами, Дмитриев впервые разработал способ определения полных (прямых и косвенных) затрат на выпуск продукции. Идеи и метод исчисления полных затрат, разработанные Дмитриевым, были положены в основу построения системы межотраслевых балансов и в основу метода “затраты-выпуск”,разработанного американским экономистом В.Леонтьевым.

Е.Слуцкий обосновал положение, согласно которому полезность и спрос потребителей формируются под влиянием реальных экономических параметров – изменения цен и доходов. Они определяют систему предпочтений потребителей. В итоге принцип полезности получает объективную оценку. При изменении цен и стабильном доходе возникает эффект, получивший впоследствии название “замещения”. А при изменении дохода и неизменных ценах возникает “эффект спроса”. Исследование Слуцкого получили дальнейшее развитие в работах экономистов, разрабатывавших теорию потребительского спроса.

Традиции российской экономико-математической школы получили дальнейшее развитие только во второй половине ХХ века. Математические исследования в экономике были на долгие годы заморожены, работы экономистов-математиков не публиковались, хотя работа в данной направлении продолжалась и только в 60-х годах начался новый этап.

Крупнейшим представителем этого направления был Леонид Витальевич Канторович (1912-1986), который за разработку метода линейного программирования был удостоен Нобелевской премии в области экономики в 1975г. (совместно с американским экономистом Т.Купмансом, который несколько позже, независимо от Канторовича предложил сходную модель). Канторович предложил математический метод поиска оптимального варианта распределения ресурсов. Разработка линейного программирования началась с решения практической задачи. К Канторовичу обратились инженеры фанерного треста, которые ломали голову над там, как при пяти станках и восьми видах сырья обеспечить оптимальный выпуск фанеры, т.е. надо было найти решение конкретной технико-экономической задачи с целевой функцией – максимизировать выпуск готовой продукции. Тем самым был открыт новый раздел в математике, получивший распространение в экономической практике, способствовавший развитию и использованию электронно-вычислительной техники. Метод линейного программирования позволяет найти оптимальное решение. Линейным оно называется потому, что основывается на решении линейных уравнений. Неизвестные в них только первой степени. Такие уравнения отражают зависимости, которые на графике могут быть изображены прямыми линиями. (На пример, транспортная задача). Для любой задачи линейного программирования существует сопряженная ей, двойственная задача. Если прямая задача заключается в минимизации целевой функции, то двойственная в максимизации.

При непосредственном участии Канторовича и его ближайших коллег – В.В.Новожилова (автора идеи продуктово-трудового баланса) и В.С.Немчинова (обосновавшего глобальный критерий функционирования экономики) формировалась отечественная экономико-математическая школа. Усилиями входивших в нее экономистов-математиков была разработана система оптимального функционирования экономики (СОФЭ), строились модели эффективного распределения и оценки ресурсов, разработан межотраслевой баланс (С.С.Шаталин, Ф.Н.Клоцвог).

14. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите критерии деления экономистов на школы и на правления.

2. Каковы основные идеи меркантилистов?

3. Что общее можно обнаружить в теории меркантилистов и Кейнса?

4. Какие школы, по Вашему мнению, относятся к классической политической экономии?

5. В чем заключается основная идея предствителей английской классической политической экономии?

6. Какие экономисты разрабатывали теорию предпринимательства?

7. Назовите экономистов, разрабатывавших теорию экономических кризисов?

8. В чем заключается заслуга экономистов кембриджской школы?

9. В чем сущность маржиналистской революции?

10. На идеи, каких экономистов операются современные монетаристы?

11. Кто развивает идеи экономического либерализма в современных условиях?

12. В чем заключается вклад в экономическую науку русских экономистов-аграрников?

13. Кто является автором метода линейного программирования?

14. Какие крупные русские экономисты 18-19 века Вам известны?

15. Назовите основные направления в современном неоклассическом течении?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Учебник по основам теории / Камаев В.Д. и коллектив авторов. – М.: Владос, 2000

2. Курс экономической теории. Уч. пособие / Под. ред. М.П. Чепурина. – М.: МГИМО, 1993

3. Сборник задач по экономической теории. – Киров, 1994

Основы экономической теории и практики. Учебно-методическое пособие. – Волгоград, ИВГУ, 1994

5. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1995

6. Рыночная экономика: Учебник для вузов в трёх томах. – М.: Сомитэк, 1992

7. Микро- макроэкономика. Практикум. – С.-Пб.: АО "Литерс", 1994

8. Самуэльсон П. Экономика, т. I, II. – М.: МГИ "Алгон" БНИИСН, 1992

9. Экономика / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалендзи. Пер. с англ. – М.: Дело, 1993

10. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М.: Экономика, 1991

11. Кустова Т.Н., Саксонова Е.Л. Учебный комплекс по микроэкономике. Учебное пособие, ч. I, II. – Рыбинск, РГАТА, 1996

12. Основы теории переходной экономики / вводный курс/: Учебное пособие/. – Киров: Кировская областная типография, 1996 г. – 320 стр.

13. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПб ЭФ, 1996. 352 с.

14. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. Изд. 2-е, испр. СПб.: Экономическая школа, 1996. Т.I. 349 с.

15. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. Издание третье, переработанное и дополнительное – М.: "Соминтэк", 1996. 328 с.

16. Экономическая теория в школе. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 1996, - 544 с.

17. Курс экономики: Учебник / Под. ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА – М, 1997. – 720 с.

18. Экономика: Учебник / Под.ред. доц. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 – 816 с.

19. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ. / Автор предис. и научн. ред. А.Г. Гранберг. – М.: ОАО "Издательство "Экономика". 1997. – 479 с.

20. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Д.С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевич. Изд-во СПбГЭУФ, 1997. 719 с.

21. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика /основы экономической политики/: Учебник. – М.: Издательство "ДИС", 1997. – 320 с.

22. А.П. Градов. Национальная экономика. Курс лекций. – Спб: "Специальная литература", 1997. – 316 с.

23. Основы экономической безопасности. /Государство, регион, предприятие, личность/. / Под. редакцией Е.А. Олейникова. – М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел- Синтез", 1997.–288 с

24. Микро- макроэкономика. Практикум. / Под. общ. ред. Ю.А. Огибинова. Д64 – СПб.: "Литера Плюс", 1997 – 512 с.

25. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 332 с.

26. Долан Э. Дж, Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовича и В. Лукашевича. С.-Пб., 1997. 448 с.

27. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 1997. – 272 с.

28. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1997. Т. 2. 503 с.

29. Е. Гайдар. Аномалии экономического роста: Учебное пособие для вузов. – М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. – 229 с.

30. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и науч. редакт., проф. А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. Ломоносова, Из-во "ДИС", 1997. - 736 с.

31. Экономическя теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер Паблишинг", 1997. - 480 с.: ил.

32. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998. – 528 с.

33. М.К. Бункина, В.А. Семенов. Экономика и психология. На перекрёстке наук: Учебное пособие. – М.: Издательство "Дело и сервис", 1998. – 400 с.

34. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. 1998

35. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательство группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998. - 572 с.

36. Костюк В.Н. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 384 с.: ил.

37. Сухарев О.С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции – монография, Брянск, издательство БГИТА, 1998 – 287 с.

38. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. – 193 с.

39. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства /политическая экономика/: Учебник / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 326 с.

40. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1998. - 192 с.

41. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества "Знание" России, 1998. – 478 с.

42. Микроэкономика / Под. ред. Яковлева Е.Б. – М.: Спб., Поиск, 1998. – 358 с.

43. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998 – 672 с.

44. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учебное пособие / Под. ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. – М.: ТЕИС, 1997.

45. Теория переходной экономики. Т.2. Микроэкономика: Учебное пособие / Под. ред. канд. Экон. наук Е.В. Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998. – 231 с.

46. Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 272 с.: ил.

47. Кустова Т.Н., Саксонова Е.Л. Учебный комплекс по макроэкономике: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА 1998. – 88 с.

48. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 368 с.: ил.

49. Экономическая теория. Учебник. / Под. ред. И.П. Николаевой. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 448 с.

50. Экономика. Учебник / Под. редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 792 с

51. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. И.П. Николаевой / ВЗФЭИИ. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999. – 213 с.

52. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с.: ил.

53. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999. – 520 с.

54. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999. – 421 с.

55. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и Сервис", 1999. – 320 с.

56. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 390 с.

57. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: "Юристъ", 2000. – 861 с.

58. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 224 с.

59. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.: ил.

60. Самуэльсон, Пол Э., Нордхайс, Вильям. Экономика: Пер. с англ. 16-е изд., Учеб. пособие. – М.: Издат. Дом «Вильямс», 2000. – 688 с.: ил. – Парал. тит. англ.

61. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по эконом. Теории. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 192 с.

62. Эффективность государственных субсидий российским предприятиям. / Препринт. – М.: Российская эконом. школа, 2000. – 50 с. /Рус./

63. Орлов Е.Г. Эффективность государственных субсидий российским предприятиям./Препринт.-М.:Российская эк-ая школа, 2000.- 50с./Рус/

64. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1968

65. А.Л. Реуэль. История экономических учений. – М.: Высшая школа, 1972

66. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1994

67. Негиши Т. История экономической теории. Учебник / Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1995

68. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с.

69. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. История русской экономической мысли: Учебное пособие. Часть 1. – М., 1997

70. Титова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 288 с.

71. Грачёв В.А. История экономических учений: Учебное пособие. – Киров, "АСА", 1997

72. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 733 с. – (Серия "Высш. образование")

73. Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ" Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248

74. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 200 с.: ил.

75. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 288 с.

76. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1998. – 224 с.: ил.

77. Эспинас А. История экономических учений / Пер. с французского. СПб.: Электронные интегральные системы, 1998. 192 с.

78. Левита Р.Я. История экономических учений. – М.: Catallaxy, при участии ЗАО "КноРус", 1998. – 192 с.

79. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1998. – 192 с.

80. Ковалёв И.Н. История экономики и экономических учений. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 544 с.

81. История экономических учений / Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784 с. - /Серия "Высшее образование"/

82. Экономика зарубежных стран. Под. ред. В.П. Колесова и др. Учеб. пособие для вузов. – М., 1990

* ВВП - это конечные продукты и услуги, созданные на территории данной страны без учета национальной принадлежности фирм и гражданства работников.

ВНП - это конечные продукты и услуги, созданные национальными фирмами и гражданами страны, независимо от того, где они находятся.

* Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между странами.

Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами.

* В 2002 г. немецкая марка и французский франк перестали существовать.

Наши рекомендации