Структурная политика в переходной экономике

Структурной называют политику стимулирования совокупного предложения. Ее значение возросло в конце 70 – 80-х гг., когда краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос оказались бессильными в борьбе со стагфляцией, а тем более в обеспечении условий безинфляционного долгосрочного роста.

Конкретные меры структурной политики в развитых странах касались реформирования финансовых рынков, сокращения государственного регулирования внутренних товарных рынков, стимулирования конкуренции, в том числе, путем приватизации, налоговых реформ, мер, направленных на повышение гибкости рынков труда.

Стимулирование совокупного предложения предполагало использование, в основном, косвенных методов воздействия. В ряде случаев допускалось прямое субсидирование отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных научных исследований, если речь шла о поддержании конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечении социальной устойчивости общества и т.п. Все это должно было создать условия для успешного роста потенциала экономики.

В переходной экономике структурная политика государства решает гораздо более широкий круг проблем. Ведь необходимо формирование совокупного предложения на качественно иной основе. Особым элементом структурной политики в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства.

Основными направлениями структурной политики являются:

- приватизация и формирование отношений собственности, характерных для смешанной экономики;

- ликвидация деформаций в отраслевой и региональной структуре народного хозяйства с использованием прямых и косвенных механизмов государственного воздействия;

- создание системы рынков факторов производства;

- формирование новых стоимостных пропорций, соответствующих современному состоянию НТП.

Все перечисленные направления требуют активной деятельности государства. Без действий правительства по долгосрочной реконструкции, потенциально сильных промышленных предприятий угроза банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики становится реальностью. Необходимость поддержки отечественного товаропроизводителя связана с тем, что сама по себе смена собственности не означает мгновенного прироста производительности и способности успешно конкурировать с высокоэффективными зарубежными фирмами, уже занявшими свое место на мировом рынке.

Важнейшей задачей структурной политики в переходной экономике является создание финансовой системы. Это предполагает реформирование банковской системы и фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в наиболее привлекательные инвестиционные проекты. На практике соединение потоков сбережений домашних хозяйств и инвестиций реального сектора требует сочетания фискальных и денежных инструментов: регулирования процентных ставок, доходности государственных ценных бумаг, объемов государственных заимствований на финансовых рынках, регулирование налоговых ставок.

Таким образом, основные характеристики структурно-производственной стабилизации сводятся к следующему:

1. Поддержание активной экономической роли государства не только в форме финансового регулирования, но и путем прямого воздействия на условия и процессы воспроизводства, в том числе и через активную инвестиционную политику государства;

2. Осуществление структурной перестройки экономики путем ликвидации сложившихся диспропорций, концентрация на перспективные направления НТП.

3. Обеспечение поддержки отечественных товаропроизводителей.

4. Выдвижение на первый план мероприятий, стимулирующих конечный спрос как со стороны фирм, так и со стороны домохозяйств, что способно расширить производственные возможности экономики.

5. Придание большего значения в объяснении инфляционных процессов факторам, лежащим на стороне инфляции издержек.

При таком подходе к макроэкономической стабилизации гораздо меньшее значение имеют приватизация государственной собственности, либерализация цен и внешней торговли, т.е. те направления, которые предполагаются в качестве исходных в варианте финансовой стабилизации.

Предполагается, что активная структурная, производственная, инвестиционная политика приведет к модернизации производства, обновлению и загрузке производственных мощностей, снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, к росту товарного предложения и, следовательно, в конечном счете будет иметь антиинфляционный эффект. Финансовая стабилизация в данном варианте выступает не как самоцель, а как результат макростабилизации.

Однако реализация структурно-производственной макростабилизации сталкивается с рядом трудностей: отсутствие опыта ее проведения в странах с переходными экономиками, сложность достижения высокой степени обоснованности распределения инвестиционных ресурсов в условиях бюрократизма, крупные финансовые затраты на развитие производства и смягчение денежно-кредитной политики могут вызвать высокую инфляцию и расстройство денежной системы, необходимы крупные финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять преобразования без снижения жизненного уровня населения, длительность периода ожидания отдачи от инвестиционной "накачки" экономики.

Однако серьезные проблемы существуют и у варианта финансовой стабилизации: низкая инвестиционная активность и медленные темпы ее преодоления в условиях глубокого спада производства, ослабление научно-технического потенциала, углубление кризиса неплатежей, рост дефицита оборотных средств у предприятий, ограничение возможностей расширенного воспроизводства в условиях сжатия спроса и денежной массы, усиление "бартеризации" торговли, сокращение налогооблагаемой базы и доходной части государственного бюджете, падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке, ослабление экономической безопасности страны.

Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике тесно взаимосвязаны и могут как существенно усиливать, так и ослаблять действие друг друга. Ужесточение фискальной и денежной политики, в т.ч. сокращение расходов бюджете в результате замедления макроэкономической стабилизации, может поощрять предприятие к продолжению лоббирования государственных субсидий вместо того, чтобы приспосабливаться к изменившейся конкурентной обстановке. И, наоборот, успешная стабилизация уменьшает колебания цен и потери экономических агентов, связанные с инфляционным налогом. Она улучшает инвестиционный климат, создает условия для экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита снижает давление на финансовые рынки со стороны государственных долговых обязательств, расширяя предложение денежных ресурсов для частного сектора.

ФОРМЫ И ЭТАПЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

Задача поддержания макроравновесия на уровне, близком к полной занятости в условиях стабильного уровня цен, осложняется тем, что в переходной экономике отсутствуют классические институты рынка. В этой связи различают формальную и реальную стабилизацию.

Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более-менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Такими показателями прежде всего выступают инфляция, безработица, изменения ВНП. Однако опыт показывает, что достижение стабильности по одному из данных параметров означает, что изменения других параметров могут быть неблагоприятными. Например, в России высокая инфляция и падение производства сопровождаются относительно невысоким уровнем безработицы.

Одним из важнейших показателей стабилизации является инфляция. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя может сочетаться с сохранением значительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом и т.д.

Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую стабилизацию при стабилизации уровня бюджетного и государственного долга, наличии предпосылок для экономического роста, что предполагает наличие инвестиционного потенциала.

Таким образом, в условиях переходной экономики в дополнение к традиционным макроэкономическим показателям стабилизации необходима положительная динамика инвестиций при ориентированной на экономический рост структуре.

Основными факторами, влияющими на последовательность этапов стабилизации, являются следующие:

- длительность и глубина экономического кризиса и его отдельных фаз;

- последовательность фаз экономической стабилизации (финансовая стабилизация и затем стабилизация производства или их сочетание);

- эффективность государственного регулирования стабилизационных процессов и используемые инструменты стабилизационной политики.

Опыт преобразований в России показывает, что макроэкономическая политика ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетаристскими методами, т.е. была сориентирована на финансовый вариант макростабилизации. В результате преобразований произошло общее расстройство обращения капитала, глубокий спад производства с разрушением финансов производства, платежный и инвестиционный кризис, бегство капитала, криминализация экономики.

Главной задачей стабилизации на новом этапе стало оздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводства капитала. Общая политика государственного регулирования направлена на стимулирование социально-ориентированного экономического роста.

Наиболее важными чертами данного направления являются:

- целенаправленные усилия государства в сфере структурно-инвестиционной деятельности. Ориентация не на чисто рыночный механизм, а на активную государственную политику: участие государства в межотраслевом переливе ресурсов, стимулирование частных инвестиций (государство как гарант частных инвестиций), установление объемов и сроков обновления капитала и т.д.;

- структурная перестройка экономики, включая восстановление технически продвинутых секторов экономики, поддержку "точек роста", перспективных форм и направлений научно-технического развития, распространение ресурсосберегающих технологий, развертывание наукоемких постиндустриальных технологий;

- повышение роли бюджета в возрастании инвестиционного спроса (через федеральные инвестиционные программы, госзаказы, налоговые льготы, для перспективных и рискованных капиталовложений), усиление инвестиционных возможностей предприятия путем восстановления их оборотных средств, индексации амортизационных отчислений, развития механизма ускоренной амортизации, распространении лизинга и т.п.;

- устранение диспаритета цен, усиление контроля за ценообразованием на продукцию естественных монополий;

- усиление ориентации финансовой системы на производственную и инвестиционную деятельность.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет к перераспределению объектов и прав собственности.

Преобразование собственности в России началось в конце 80-х гг. В обществе развитого социализма частной собственности на средства производства практически не существовало. Однако фактические отношения собственности содержали элементы, которые с определенными допущениями можно рассматривать как частные.

В истории развитого социализма можно выделить два периода. Первый – от момента зарождения до начала 50-х гг. – характеризуется высокой концентрацией принимаемых решений по управлению государственной собственности, ограниченной узкими рамками делегированных полномочий. Во втором периоде господства социалистических отношений собственности также выделяют два подэтапа. Первый охватывает период с начала 50-х до начала 70-х годов. После смерти Сталина предпринимались некоторые попытки реформирования социалистической собственности, хотя и в рамках сохранения основ социализма. Однако все попытки были обречены на неудачу, т.к. нельзя изменить систему собственности, не меняя при этом ее основ. Корпоративно-номенклатурный характер социалистической собственности сложился в послесталинский период. Номенклатура осознала себя классом. На фоне ухудшавшегося положения экономики, неспособности номенклатуры решать насущные проблемы страны, создавались предпосылки кризиса идеологии и политики правящего класса. Именно в этот период началась приватизация. Процесс фактической приватизации стал лавинообразно нарастать после 1987 года.

Для определения того, что собою представляет приватизация, необходимо разграничить понятия приватизации, разгосударствление, денационализация.

В обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных (физических и юридических) лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им типы хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальной государственной собственностью, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В противном случае приватизация сведется к раздаче государственной собственности отдельным представителям бывшей номенклатуры без положительных последствий для экономики в целом. С этой точки зрения приватизация шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок, и одновременно как результат перехода к рынку.

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Теория эффективного и рационального распределения, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выдвигает требование: преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в общественном секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в государственную оправдано лишь тогда, когда оно ведет к росту производительности ресурсов. Этот экономический критерий может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Вместе с тем, принимаемые решения о преобразовании собственности в переходной экономике могут диктоваться и другими обстоятельствами: политическими, интересами криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным и реформаторским). Все это может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Следует учитывать и краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. Существует проблема соотношения краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Ее решение требует серьезных экономических расчетов.

В любом случае преобразованию собственности в государственном масштабе должен предшествовать тщательный научный анализ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Наши рекомендации