Фирма в условиях совершенной конкуренции

В этом случае цена спроса, представляется для фирмы как заданная величина. Причем фирма может (или считает, что может) продать по той цене любое количество единиц товара.

Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене. В этом случае P(цена) = AR (ср. выручка) = MR (пред. выр.) и все они лежат на одной прямой Д (рис. 30).

P

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P = AR = MR

Совместим теперь на одном графике (рис.31) линию спроса (предельной выручки) (рис.30) и издержек (рис.25).

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P

MC

Е
P = AR = MR AC

P0

AVC

Q0 Q

 
 
Рис. 31. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмы

Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения кривых предельной выручки MR и предельных издержек MC. Ей соответствует оптимальный объём выпуска Q0. Естественно, речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек. На рис. 32 таких точек две.

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P

MC MC

K E

P = AR = MR

Q

Рис. 32. Условие максимизации прибыли второго порядка

В точке K предельные издержки снижаются, значит прибыль возрастает. Следовательно, фирма увеличивает свой выпуск до точки E. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Понятно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена меньше средних переменных издержек), фирма вообще не будет выпускать товар (рис. 33).

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P MC

AC

AVC

R = AR = MR

Q

Однако, если цена выше средних переменных издержекAVC, хотя и ниже средних общих издержек AC, фирма все же будет выпускать товар (на рис. 34). Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек в рассматриваемом непродолжительном периоде и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных издержек.

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

P MC AC

AVC

P = AR = MR

Q1 Q

В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно и некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Очевидно, до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. P = AC, этот процесс будет продолжаться.

Что произойдет, если процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться дальше? Очевидно, дальнейший рост цены, приведет для оставшихся фирм к превышению цены над средними издержками, и, следовательно, к получению этими фирмами некоторой экономической прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм, что приведет к росту предложения и снижению цены товара, после чего прибыль фирм в отрасли будет снижаться. Процесс входа новых фирм прекратится, когда цена будет только покрывать издержки, т.е. P = AC. То есть в условиях совершенной конкуренции вход и выход фирм в отрасли определяет в длительной периоде равенство цены величине средних издержек.

P = MR = MC = AC - нулевая прибыль.

4.3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ «ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ»

В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель осознает, что, чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации.

Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 35).

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P

MR D = AR

Q

В этом случае, как нам уже известно, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = MC, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях свободной конкуренции, MR < P (рис. 36).

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P

MC

P1 K AC

Р D = AR

MR

Q1 Q

Объём Q1 обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Кривые MR и MC пересекаются в точке E, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Q1 соответствует точка K на кривой спроса и цена спроса P1.

Очевидно также, что гипотеза " нулевой прибыли" применимая для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положительную прибыль (монопольную "сверхприбыль") вследствие имеющегося барьера для входа в отрасль новых фирм.

За счет чего возникает эта прибыль?

Главная причина ее образования – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

Выводы:

1) Фирма, максимизирует прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь одинпараметр – объем выпуска продукции.

2) Фирма, максимизирует прибыль в условиях чистой монополии, определяет двапараметра – объем выпуска и цены. Следовательно, фирма – монополист производит продукции меньше и продает ее по более высокой цене.

ФИРМА В УСЛОВИЯХ

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

4.4.1 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Теория монополистической конкуренции разработана английским экономистом Дж. Робинсон и американским экономистом Э. Чемберлином.

Основные особенности этой рыночной структуры – взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако, (и это черта присуща монополии), все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого товара, так как каждая продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Например, товар один – мужской костюм, но разный фасон, качество отделки, ткань, фурнитура и т.д. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: может повышать или понижать на него цену вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы отрасли в условиях несовершеннойконкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара означает, таким образом, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т.п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

1) Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде (рис. 37). Это заштрихованная площадь.

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Qа - объем максимизации прибыли.

Получение монопольной прибыли обусловлено тем, что цена Ра превышает средние издержки (АС) при данном объеме.

2) Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Это связано с тем, что, по мере выпуска новыми в отрасли фирмами своих товаров, данная фирма будет терять свою доля реализации на рынке и её кривая спроса сместиться вниз (рис. 38).

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

B

C

MR D2

Qb Qc

Долговременная кривая спроса Д2 будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы (точка В). Теперь максимизация прибыли достигается при объеме производства Qb и при цене Рb. Но это нулевая прибыль, т.к. Рb = АС.

Вход новых фирм в отрасль с этого момента прекратиться.

Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы (отрасли) наступит в долгосрочном периоде тогда, когда цена продаваемого товара (т.е. величина среднего доход P = AR) сравняется с величиной суммарных средних издержек AC.

P = AR = AC = MR

3) В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, следовательно, каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

Еще одно интересное замечание: если рассматривать рис. 38, то можно увидеть, что добившись равновесия в точке B (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня Qc, так как в точке C она имеет минимальные издержки, следовательно, получила бы максимум прибыли. Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.

Как показывает практика, третье условие монополистической конкуренции часто не выполняется. Во многих отраслях США, например, имеется небольшое число (3 – 12) доминирующих фирм, которые определяют политику цен. Но вместе с тем в отрасли присутствует все же достаточное число конкурентов, поэтому кривая спроса доминирующих фирм не может расцениваться как кривая спроса отрасли. Такая рыночная структура называется олигополией.

4.4.2. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ОЛИГОПОЛИЯ)

Для нее характерны три признака:

- в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так как отрасль не является монополизированной;

- кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

- в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от изменений спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическимии и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания заранее учитываются фирмами-олигополистами, которые стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменение спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров.

Обычно фирме выгодно в случае колебания спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены обычно связано с новыми издержками – новые прейскуранты, оповещение покупателей, потеря доверия клиентов и т.д. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного оно неприемлемо.

Способность удержать цены, в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям и увеличениям спроса.

Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек AVC (рис. 39).

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

При такой кривой AVC выпуск товара с величины Q1 до Q2 может производиться при одном и том же уровне издержек. На этом интервале предельные издержки MC также не меняются и равны AVC.

Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомню, что мы рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и, если прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но, предположим на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50 рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков – 100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего – 10 руб. Легко подсчитать AVC:

AVC = фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru = 5 руб./ед.

Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек, а количество станков – до 24 (один – законсервируем). Так как произошло одновременное изменение и постоянного и переменного фактора, то закон уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае:

AVC = фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru = 5 руб./ед.

Таким образом, фирма-олигополист, используя делимые фиксированные факторы производства, может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и AVC, и MC не изменяются.

Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом ею ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса (Дн) используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара.

Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MC = MR, а кривые AVC и MC совпадают, то соответствующие значения цены и объема находятся в точке A пересечения кривых MR и AVC = МС.

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Если продлить линию (АQ2) до пересечения с "нормальной" кривой спроса (Дн), то получим точку А1, которой соответствует "нормальная" цена Рн (рис. 41).

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Она берется за основу и в случае изменения спроса (рис. 42) – кривые Д1 и Д2. Цена не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до Q2) или увеличиваются (до Q3).

 
  фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранить неизменными средние издержки.

Когда фирма имеет классическую U- образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, надо знать ответную реакцию конкурентов. Пока теории поведения олигополиста в долгосрочном периоде нет (поведение конкурентов трудно прогнозировать).

Итоги раздела:

1. Рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.

2. Два основных правила для анализа любой структуры:

а) фирма должна продолжать производство товара, если при достигнутом уровне выпуска ее TR > TVC;

б) если фирма решила продолжать производство, то должна выпускать такое количество продукции, при котором MR = MC.

3. При совершенной конкуренции фирма в краткосрочном периоде приспосабливается к вариациям рыночных цен, изменяя величину переменного фактора. Maксимальная прибыль при MC = P. Если P > AC, фирма получает прибыль; при P = AC – нулевая прибыль; при P < AC – надо прекратить производство.

В долгосрочном периоде необходимы три условия:

а) MR = MC;

б) Экономическая прибыль = 0;

в) Фирмы экономят на масштабах.

4. При монополии: в краткосрочном периоде максимизируется прибыль при MR = MC (уменьшение Q). В долгосрочном периоде равновесие продолжается, пока сохраняется монополия (ценовая дискриминация).

5. Монополистическая конкуренция: сочетание совершенной конкуренции и монополии.

6. Олигополия - 3 условия:

а) отрасль не монополизирована;

б) кривая Д имеет падающий характер;

в) есть хотя бы одна крупная фирма в отрасли, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

4.5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каких случаях предельный доход меньше цены товара, а в каких равен ей?

2. Почему кривая спроса монополии имеет отрицательный наклон?

3. Назовите условие максимизации прибыли в любой конкурентной структуре.

4. В какой конкурентной структуре и почему образуется нулевая прибыль?

5. Назовите общие черты монополистической конкуренции и чистой монополии.

6. Назовите общие черты фирм, действующих в условиях олигополии и совершенной конкуренции.

7. Почему кривая предельного дохода монополиста находится ниже кривой средних издержек?

8. Что такое точка безубыточности?

9. Что такое дуополия?

5. ВИДЫ РЫНКОВ

5.1. РЫНОК КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Основной структурой рыночной экономики является рынок конечных продуктов и услуг. Именно здесь реализуется и потребляется большая часть произведенного валового национального продукта. Спрос на продукты и услуги со стороны потребителей встречается на этом рынке с их предложением со стороны производителей.

В качестве производителя и продавца конечных продуктов и услуг выступают частные и государственные фирмы – от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний – организации бизнеса. Их основная функция – производство всей массы продукты и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Покупателями и потребителями на рынке конечных продукты и услуг являются домашние хозяйства и правительственные организации (государство). Между этими двумя типами потребителей есть существенные различия.

Особенности образа жизни и структуры потребления людей делают наиболее удобной структурной единицей при анализе экономических и социальных процессов не отдельного индивида или всё население в целом, а среднюю семью. Такая средняя семья ведёт самостоятельное домашнее хозяйство, а её члены владеют собственностью, получают общий доход, сообща используют его. Таким образом, домашнее хозяйство – это обобщённый элемент потребительской сферы.

Правительственные организации (государство) – это обычно бюджетные бесприбыльные организации, осуществляющие государственное управление страной и регулирование экономики на различных уровнях – от местного до общегосударственного.

Таким образом, на рынке конечных продуктов и услуг взаимодействующих все три вида субъектов рыночной экономики: организации бизнеса (продавцы) с одной стороны и домашние хозяйства и правительственные организации ( покупатели) – с другой. Однако, спрос домашних хозяйств и спрос правительства формируются по-разному и это определяет характер взаимоотношения "бизнес – домашнее хозяйство" и бизнес – правительство".

Рынок, на котором взаимодействуют бизнес и домашние хозяйства, называется потребительским, а рынок, на котором взаимодействуют бизнес и правительственные организации, называется правительственным (государственным).

5.1.1. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК

Продавцами на этом рынке являются, как уже отмечалось, организации бизнеса, а покупателями – правительственные организации, которые оплачивают покупки за счёт средств государственного бюджета.

Государственные организации предъявляют спрос на те продукты и услуги, которые необходимы для выполнения правительством его функций по государственному управлению и регулированию экономики и социальной сферы. Основная масса покупок на этом рынке осуществляется в форме государственных заказов ( контрактов) организациям бизнеса на производство различной продукции и услуг ( закупка товаров для государственных учреждений, строительство дорог, проведение научных исследований, разработка и производство вооружений и т.д.)

Государственные заказы выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта. В этих контрактах предварительно оговариваются цены, количество и условия поставки продуктов и услуг. Они также предполагают гарантированное бюджетное финансирование инвестиций. В нестабильных условиях рынка это даёт фирмам существенные преимущества, их деятельность становится более устойчивой, менее подверженной циклическим колебаниям. Всё это создаёт конкурентную среду размещению государственных заказов, становится возможным выбор исполнителя, предлагающего наиболее приемлемые для государства условия выполнения заказа.

Государственные заказы, применяемые в переходный период в странах СНГ, предполагают обязательное выполнение их конкретными предприятиями, при их размещении практически отсутствует конкурсная основа заказа, возможность выбора и т.д. Следовательно, эти государственные заказы по своему содержанию мало, чем отличаются от старых директивных планов и централизованного распределения ресурсов. Только при полнокровных товарных рынков, заменяющих централизованную систему распределения, и при ограниченном размещении заказов для выполнения только государственных, республиканских и муниципальных программ государственный заказ получит адекватное ему содержание.

5.1.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

На этом рынке продавцами выступают организации бизнеса, а покупателями – домашние хозяйства. Здесь продаются и покупаются миллионы видов продуктов и услуг, взаимодействуют миллионы продавцов и покупателей. Данный рынок пространственно рассредоточен по городам, районам и другим населённым пунктам, а организационно он представляет собой широкую сеть магазинов розничной торговли – универсальных и специализированных – и предприятий сферы услуг. Товары и покупатели свободно передвигаются по территории страны, поэтому цены одних и тех же товаров в разных местностях обычно различаются в пределах транспортных расходов.

Потребительский рынок – исторически наиболее старый и ему в наибольшей степени присущи все черты "классического" рынка:

1) Товары сначала производятся, потом поступают на рынок, оставаясь собственностью бизнеса. Бизнес не может заставить домашние хозяйства покупать всё, что он производит, он может воздействовать на потребителя через систему льгот, рекламу и т.д., что требует больших затрат. Поэтому на потребительском рынке условия диктуют домашние хозяйства, предъявляя или не предъявляя спрос на произведённый товар, а основной риск берут на себя организации бизнеса. Чтобы получать доход, они должны работать на потребителя, производить те товары, которые ему нужны.

2) Цены на потребительском рынке формируются фактически после производства товаров. Если фактический спрос на товар не совпадает с предполагаемым, цены могут оказаться выше или ниже рассчитанных и доходы бизнеса будут зависеть от их колебаний.

3) Несовпадение фактического и рассчитанного спроса на товары, реализуемые на потребительском рынке, означает, что этот рынок в наибольшей степени подвержен кризисным явлениям.

Поэтому от производителей и продавцов товаров на потребительском рынке постоянно требуются ответы на пять основных вопросов рыночной экономики:

1. Что производить?

2. Сколько производить?

3. Как производить?

4. Кто будет потреблять?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям?

Ответ на эти вопросы даёт маркетинг – это особая область экономической науки, которая занимается решением проблемы реализации в широком смысле. Маркетинг рассматривает производство и сбыт как единое взаимосвязанное целое. Его объектом является вся деятельность фирмы по разработке новых товаров и технологий, планированию и выполнению производственных программ, финансовая и сбытовая деятельность. Во главу угла ставиться анализ рыночных условий хозяйствования, разработка путей и методов внедрения товаров на рынок и расширения объёмов их реализации. Производство ориентируется на результаты этого анализа. В качестве главной цели наряду с прибылью провозглашается удовлетворение потребительского спроса.

5.1.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы хозяйственные субъекты рынка конечных продук­тов и услуг?

2. В чем различия взаимоотношений "бизнес - домашние хозяй­ства" и "бизнес - правительство"?

3. Каковы основные характеристики правительственного рынка?

4. Какие товары и с какой целью в основном покупаются на правительственном рынке?

5. В чем сущность контрактной формы покупок?

6. Что такое госзаказ? В чем его достоинства и недостатки?

7. Что такое"потребительский рынок"? Каковы его главные черты?

8. Почему цены на правительственном рынке формируются до производства товара, а на потребительском - после?

9. В чем сущность маркетинга?

5.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

5.2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Финансовый рынок - это рынок, где товарами являются сами деньги и ценные (денежные) бумаги.

Финансовый рынок представляет сложную структуру, в которой взаимодействуют различные субъекты (эмитенты, инвесторы, посредники), оперирующие разнообразными финансовыми инструментами.

Эмитенты - это юридические лица, выпускающие деньги (Центральный банк) и ценные бумаги (акционерные общества, Центральный банк и т.д.)

Инвесторы - это юридические и физические лица, вкладывающие средства в ценные бумаги

Посредники - осуществляют продвижение ценных бумаг и денег от эмитентов к инвесторам и обратно, а также между инвесторами

Финансовые инструменты - это юридически оформленные денежные документы (банкноты, акции, облигации и т.д.)

Между различными субъектами финансового рынка осуществляются финансовые сделки (операции), удостоверяемые различными финансовыми инструментами.

В зависимости от того, с каких позиций рассматриваются финансовые сделки, можно следующими способами определять структуру финансового рынка.

1. По принципу возвратности выделяют рынок долговых обязательств (сделки на время) и рынок собственности (приобретение права собственности путём покупки акций).

2. По характеру оформления сделки выделяют рынок кредита и рынок ценных бумаг.

3. По сроку предоставления денег выделяют рынок денег и рынок инвестиционных фондов (рынок денежного каитала).

Все эти структуры взаимосвязаны между собой, так как клас-сифицируются по разным признакам одни и те же финансовые сделки.

Например, рынок долговых обязательств включает рынок кредитов и рыорк ценных бумаг, кроме рынка акций. Рынок денег охватывает краткосрочные финансовые сделки, а рынок инвестиционных фондов - долгосрочные, независимо от того, идет ли речь о день­гах или ценных бумагах.

Рассмотрим более подробно второй способ классификации финансового рынка.

5.2.2. РЫНОК КРЕДИТА

Кредит - это отношения по поводу образования, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, целевого использования.

Деньги предоставляются в виде ссуд, которые должны быть возвращены в определенный срок с приращением, называемым ссуд­ным процентом.

Ссудный процент - это плата за пользование ссудой.

Ставка ссудного процента (процент­ная ставка) определяется отношением величины ссудного процента к размеру ссуды и выражается в процентах.

Обычно ссудный процент определяется по ставке, установлен­ной лицом, предоставляющим ссуду. Это лицо называется кредито­ром. Лицо, получающее ссуду, называется дебитором (заёмщиком).

Процентные ставки дифференцируются в зависимости от вида ссуды, ее срока, размера, характера обеспечения, покупательной способности денег, риска, налогообложения, соотношения спроса и предложения.

Кредиторами, специализирующимися на этом виде деятельнос­ти, являются банки, предоставляющие ссуды в денежной форме. В меньшей степени в современных условиях имеет место коммерческий кредит, когда ссуда предоставляется товарами. Чаще коммер­ческий кредит используется между производителями или между производителями и торговлей.

Кредитные операции банков различаются:

1) по срокам: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

2) по видам обеспечения: необеспеченные, обеспеченные;

3) по видам кредиторов: банковский, государственный, коммерческий, кредит частных лиц, кредит страховых компаний, кредит пенсионных фондов;

4) по видам заемщиков: сельскохозяйственный, промышленный, коммунальный, персональный;

5) по использованию: потребительский, промышленный, для формирования средств фирмы, инвестиционный, сезонный, по устранению временных финансовых трудностей, промежуточный;

6) по размеру: мелкий, средний, крупный.

При одной и той же установленной банком процентной ставке размер уплачи­ваемого ссудного процента может быть различным в зависимости от условий возврата ссуды и процентов по ней.

Для выявления различий между возможными вариантами расчёта величины ссудного процента и фактической процентной ставки возь­мём для всех вариантов одни и те же исходные данные,

Размер ссуды (D0) - 10 тыс. р.

Процентная ставка (r) - 10%.

Срок ссуды ( t ) - 2 года.

1. Для расчёта по методике простых процентов используем формулу:

Dt = (D0 ´ r) ´ t + D0,

где Dt - сумма, которую нужно вернуть через t лет.

Ссудный процент = Dt – D0. Используя исходные данные, получим:

Dt = (10,0 ´ 0,1) 2 + 10 = 12 тыс. р.

Ссудный процент за 2 года = 2 тыс. р. (12,0 - 10,0).

Фактическая ставка равна объявленной - 10%.

2. Для расчета по методике сложных процентов используем формулу:

Dt = D0 (1 + r)t.

Используя исходные данные, получим:

Dt = 10,0 (1 + 0,1)2 – 10,0 = 12,1 тыс. р.

Ссудный процент за 2 года - 2,1 тыс. руб.

Фактическая процентная ставка выше объявленной (10%) ,и рав­на 10,5% за год.

3. Если ссудный процент нужно уплатить в момент получения ссуды, то фактическая процентная ставка выше объявленной, хо­тя сам ссудный процент определяется по объявленной банком став­ке (10%).

Размер ссудного процента составит 2 тыс. руб. за 2 года, но на руки дебитор получит не 10 тыс. р., а 8 тыс. р.

Тогда фактическая процентная ставка составит 12,5% в год:

фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru = 12,5%.

4. Если ссудный процент выплачивается в конце срока возвра­та, а ссуда возвращается равными долями каждые полгода, то фак­тическая процентная ставка возрастает с 10% до 16%.

Сроки возврата Величина используемой ссуды
7,5
5,0
2,5
  25,0

В среднем каждые полгода использовалось 6,25 тыс. руб. ( фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru ).

Значит, фактическая процентная ставка рассчитывается как отношение фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru , где 2,0 - ссудный процент, рассчитанный по объявленной банком годовой ставке в 10%.

При краткосрочном кредитовании расчет причитающихся с заём­щиков погасительных платежей осуществляется по методике простых процентов. При этом расчет может осуществляться точно или приб­лизительно, в днях или в месяцах.

При точном расчете в днях продолжительность года берется равной 365 или 366 дням, при приближенном расчете - 360 дней, а продолжительность месяца - 30 дней.

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Выдана ссуда в размере 1 млн. р. на срок с 15.01.95 до 15.03.95 под 30% годовых. Нужно определить сумму погасительного платежа.

При точном расчёте она будет равна:

Dt = 1000000 (1 + фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru ´ 0,3) = 1048493 руб.

При приблизительном расчете:

Dt = 1000000 ( 1 + фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru ) = 1050000 руб.

Разница в 1057 руб. (1050000 - 1048493).

Формулы простых и сложных процентов - это формулы определения будущей стоимости настоящих денег.

Объявленная банком ставка ссудного процента - это номинальная ставка.

Реальная ставка ссудного процента - это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. Например, номинальная ставка - 30%. уровень инфляции - 8%, реальная ставка - 22%.

5.2.3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Ценная бумага- это денежный документ, удосто­веряющий имущественное право или отношение займа владельца до­кумента по отношению к лицу, выпустившему такой документ.

Ценные бумаги могут существовать в виде обособленного доку­мента установленной законом формы или в виде записей на счетах.

Рынок ценных бумаг делится на первичный (купля - продажа ценных бумаг новых выпусков) и вторичный (купля - продажа ранее выпущенных ценных бумаг). Первичный рынок способствует росту ка­питала и рациональному распределению источников нового финанси­рования. Он существует, в основном, в виде разветвленной сети финансовых брокеров и дилеров.

Вторичный рынок обеспечивает гибкость перемещения финансовых средств. Это, как правило, фондовые биржи и та часть финансовых брокеров и дилеров, через которую осуществляется перепродажа ценных бумаг. На фондовых биржах продаются ценные бумаги огра­ниченного числа крупных и надежных компаний, включенных в бир­жевой список (так называемые списочные акции). Ценные бумаги подавляющего большинства компаний реализуются через сеть финан­совых брокеров и дилеров.

Покупка ценных бумаг является финансовым инвестированием.

Ценные бумаги имеют номинальную стоимость, обозначенную на них. Но в условиях развитого финансового рынка эта стоимость в сделках не фигурирует. Купля - продажа ценных бумаг осуществ­ляется по их рыночной стоимости (цене). Эта цена зависит от мно­гих факторов:

1) от размера приносимого ценной бумагой дохода;

2) от ставки ссудного процента;

3) от состояния реального капитала эмитента (финансовое здо­ровье, перспективность, солидность, величина, текущая прибыль);

4) от влияния отдельных лиц, ошибок, сбоев в технологичес­ком механизме торгов и других субъективных факторов;

5) от спекулятивных моментов - игры на курсовой разнице, махинаций по искусственному повышению или понижению курса, скупки ценных бумаг и т.п.

Наши рекомендации