Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции

Определения

Совершенная конкуренция – рыночная структура, при которой большое число покупателей и продавцов покупают и продают незначительное количество товаров; существует свобода входа и выхода из отрасли; продукт отрасли однороден; участники рынка информированы о ценах и условиях производства.

Оптимальный объем производства – фирма производит такое количество продукции, при котором общая прибыль максимальна, либо убытки минимальны. В условиях совершенной конкуренции условие оптимизации: МС = Р.

Основные теоретические положения

1. Конкуренция: понятие, роль в рыночной экономике

Рыночной конкуренцией называется борьба производителя за более эффективные ограниченные ресурсы с целью создания благ с оптимальными издержками и за возможность продать эти блага в условиях ограниченного спроса с наибольшей прибылью. Из данного определения следует:

1. Конкуренция связана с редкостью (ресурсов, благ), ограниченностью (спроса).

2. Конкуренция является положительным явлением, так как она заставляет снижать (оптимизировать) издержки, учитывать интересы и запросы покупателя.

3. Конкуренция выполняет регулирующую функцию, так как фирмы, в ходе конкурентной борьбы, изменяют свое положение (покидают отрасль, улучшают финансовые показатели, расширяют производство и пр.)

4. По степени развития конкуренции выделяется рынок совершенной и несовершенной конкуренции (включающий рынок монопольный, олигопольный, рынок монополистической конкуренции).

Исходя из признаков совершенной конкуренции: следует отметить ее особенности:

1. Рынок совершенной конкуренции является научной абстракцией, так как в реальной жизни не существует производств, соответствующих всем его признакам. Однако ряд видов деятельности максимально приближены к рынку совершенной конкуренции (рынок сельскохозяйственных продуктов, некоторых услуг), поэтому для понимания поведения данных фирм следует ориентироваться на абстрактную модель совершенной конкуренции.

2. На рынке совершенной конкуренции степень влияния фирмы на рынок минимальна. Производя небольшой объем однородной продукции, фирмы не могут осуществлять конкурентную борьбу в обычном понимании (снижать, либо повышать цены, осуществлять рекламную стратегию и пр.).

3. Ни производитель, ни покупатель не могут повлиять на цены. В тех случаях, когда продавец продает по цене ниже рыночной (например, при необходимости распродать раньше), рыночная цена восстанавливается после его ухода. Случайный покупатель может купить товар дороже обычного, но общий уровень цен от этого не меняется.

4. При прочих равных условиях уровень цен относительно стабилен. Если в силу каких-либо случайных обстоятельств цены вырастут, производство становится особо выгодным, в отрасль проникают новые фирмы. В результате предложение товара увеличится, поэтому цена снизится до исходного уровня. Наоборот, при снижении цен уменьшается прибыль, фирмы отрасль покидают. В итоге предложение товара уменьшается, цены повышаются. Поэтому при анализе совершенной конкуренции цена принимается за постоянную, неизменную величину. Соответственно,

Р = AR = MR ( см. рис. 31 на с. 58).

2. Фирма в условиях совершенной конкуренции: максимизация прибыли

Отметим некоторые особенности модели совершенной конкуренции.

1. Целью любой фирмы при любых экономических условиях является определение оптимального объема производства. Оптимальным считается такое количество продукции, которое позволяет фирме получить наибольшую (максимальную) общую прибыль.

2. Общая прибыль может рассчитываться разными путями. Это не только разность между общей выручкой и общими затратами (рис. 32 на с. 59). Кроме того, совокупная (общая) прибыль равна сумме предельных прибылей по всем произведенным и реализованным благам: Tπ = ∑Мπί . Как отмечено ранее, цена и предельная выручка в условиях совершенной конкуренции совпадают. Значит, в условиях совершенной конкуренции Мπ = Р – МС. На рис. 34 предельной прибылью является заштрихованная область. В зависимости от ситуации предельная прибыль может быть как положительной (+), так и отриц0ательной (–).

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru R,C MC

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru _

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru A P, AR, MR

+E

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

· Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Q

Рис. 34. Предельная прибыль при совершенной конкуренции

3. Общая прибыль равна также произведению средней прибыли на количество произведенной продукции: Tπ = Aπ · Q.

4. Общая прибыль как разница между выручкой от реализации и общими затратами может быть рассчитана также по следующей формуле: Tπ = P · Q - ATC · Q. Отсюда следует, что зная цену и средние издержки можно рассчитать общий объем прибыли для любого количества продукции. Графически общая прибыль может быть представлена на графике цены и средних издержек (рис. 35) как разница между S1 (произведение цены и количества, то есть общая выручка) и S2 (произведение средних издержек и количества, то есть общие затраты фирмы). В случае а) при заданном количестве фирма получает прибыль, в случае б) для любой ситуации у фирмы убыточное производство, общая выручка (S1) меньше общих издержек (S2).

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru R, C R,C

 
  Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru ATC ATC

       
  Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru
    Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru
 

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru D P D P

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru S2

S1 S1

S2

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru O Q O Q

Q Q

А) б)

Рис. 35. Показатели фирмы в условиях совершенной конкуренции

Теперь посмотрим, как же фирма определяет оптимальный объем производства и максимизирует прибыль (либо минимизирует убытки). Из рис. 34 соответствующей формулы следует, что положительные показатели по предельной прибыли способствую росту (накоплению) общей прибыли при росте производства. Однако в дальнейшем рост производства может привести к отрицательной предельной прибыли (за счет убывающей отдачи от факторов производства и росте предельных затрат). В таком случае за счет предельных убытков общая прибыль начнет сокращаться. Значит, максимальная общая прибыль соответствует количеству продукции, при котором МС = Р. Наше заключение подтверждается приведенным примером (табл. 38). Допустим, цена продажи равна 15 ден. единиц. До количества 6 штук предельные издержки меньше цены, предельная прибыль положительная, общая прибыль растет. Затем предельные убытки уменьшают общую прибыль, приводя даже к отрицательным показателям по общей прибыли. Значит, оптимальный объем производства равен 6 ед. (здесь МС = Р).

Табл. 38

Показатели фирмы в условиях совершенной конкуренции

Q
Мπ - 3 - 9 - 13 - 17
Тπ - 17

Графически оптимальный объем производства (отрезок ОМ) представлен следующим образом (рис. 36). Условие оптимизации справедливо и для ситуации, когда Р < АТС. Оптимальный объем производства в таком случае будет означать минимизацию убытков фирмы.

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru P,R,C MC AC

 
  Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru A F E D P,AR, MR

Tπ max

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru K L

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru TR

TC

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции - student2.ru O M Q

Рис 36. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

Наши рекомендации