Сказки экономическогосодержания

v Сказки к блоку «Потребности»

«Иван – царевич и серый волк»

(русская народная сказка)

Цели: расширить представления о необходимости иметь друзей; учиться проявлять заботу о других людях.

Краткое содержание.

«Жил – был царь. Было у него три сына. Узнал он, что есть на свете Жар – птица. И послал сыновей найти ее. Разъехались сыновья в разные стороны. Устал Иван-царевич и уснул, а серый волк съел его коня. Запечалился Иван-царевич, а серый волк ему и говорит: «Жалко тебя, садись на меня да держись крепче, привезу тебя к Жар- птице». Владелец Жар – птицы запросил в обмен на нее златогривого коня. Хозяин за коня потребовал Елену Прекрасную. Жалко было Ивану – царевичу отдавать златогривого коня и Елену Прекрасную, и опять ему помог серый волк. Приехал он к отцу с Жар-птицей, на коне и с Еленой Прекрасной»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические и нравственные категории: потребности, желания, возможности.

Вопросы:

- Сразу ли Ивану – царевичу удалось добыть Жар- птицу?

- Все ли желания героев сказки исполнились?

- Почему Иван – царевичу не хотелось отдавать царевну, коня?

Социально - нравственные категории: деловитость, смелость, заботливость, смекалка.

Вопросы:

- Какие качества серого волка помогли Ивану – царевичу?

- Умел ли Иван – царевич добиваться своей цели?

Вывод: Иван – царевич выполнил поручение отца. Во время путешествия у него возникло желание оставить себе златогривого коня и Елену Прекрасную. Только благодаря деловитости серого волка это удалось сделать.

Лиса, заяц и петух.

(русская народная сказка)

Цели: закрепить представления о свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании; формировать отрицательное отношение к равнодушию, злу.

Краткое содержание.

«Жили – были лиса и заяц. Лиса построила себе избушку ледяную, а зайка – лубяную. Пришла весна, у лисы ледяная избушка растаяла, а у зайки как стояла, так и стоит. Лиса выгнала его из лубяной избушки. Идет зайчик и плачет. По дороге встретил собаку, волка, медведя, но никто ему не смог помочь. Повстречал петушка. Он выслушал зайчика и выгнал лису из лубяной избушки».

Материал: ширма, кукольный театр «Лиса, заяц и петух».

Экономическая категория: рациональное использование природных материалов.

Вопросы:

- Почему заяц построил лубяную избушку?

- Почему лиса построила дом изо льда?

- Из каких материалов дома самые прочные?

Социально-нравственные качества: практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вопросы:

- Почему лиса выгнала зайчика из его избушки?

- Кто откликнулся на буде зайчика?

- Каким образом петух помог зайчику?

Вывод:

- заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дому;

- лиса была не практичная, она не знала из каких материалов надо строить дом. Вот и построила дом изо льда, который растаял;

- помог зайчику умный, смелый петушок.

«Сивка-бурка»

(русская народная сказка)

Цели: формировать представление о взаимосвязи потребностей и возможностей; Объяснить, что настойчивость, обязанность помогают добиться успехов в любом деле

Краткое содержание.

«У старика было три сына: два умных да Иван- дурак. Отец наказал им , что, когда он умрет, каждый из них должен переночевать у него на могиле. Когда он умер, два старших сына побоялись идти к нему на могилу и отправили вместо себя Ивана. Узнал об этом отец и подарил Ивану Сивку-бурку. Издал в скорее царь приказ: кто сорвет портрет царевны с дома через много бревен, за того и отдаст свою дочь. Братья уехали посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван пошел в поле, позвал Сивку-бурку. В одну ушко залез-напился, наелся, в другое вылез-приоделся, стал красным молодцем и поехал портрет срывать. Лишь на третий раз сорвал Иван портрет да ширинку царевны и ускакал. Через несколько дней царь устроил бал. Царевна всем пиво подносила. В углу сидел Иван. Увидела у него царевна свою ширинку, обрадовалась. Царь выдал ее замуж за Ивана».

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: Потребности, возможности

Вопросы:

- Зачем Иван поехал к царю?

- Почему царь выдал дочь за Ивана?

- Какие возможности были у Ивана с Сивкой-буркой?

- А у братьев?

Социально-нравственные качества: обязательность, настойчивость, целеустремленность.

Вопросы:

- Почему Иван выполнил наказ отца?

- Сразу ли Иван сорвал портрет царевны?

Вывод: Иван выполнил обязательство перед отцом, за что получил коня. Благодаря своей настойчивости женился на царевне.

Братья Гримм

«Бременские музыканты»

Цели: уточнить сформированные представления потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Краткое содержание.

«Встретились осел, собака, кот, петух и пошли в город Бремен чтобы сделаться уличными музыкантами. По дорогу их настигла ночь. Петух и кот в забрались на дерево и увидели в дали свет. Свет горел в доме, в котором жили разбойники. Стали звери между собой судить да рядить, как выгнать разбойников из дома. Осел поставил передние ноги на окно, собака прыгнула к ослу на спину, кот взобрался на собаку, а петух взлетел и сел коту на голову. Закричали звери разными голосами и ворвались в дом, разбойники испугались, убежали в лес и больше не когда здесь не появлялись. Осел, собака, кот, петух поели и легли спать, а потом им и уходить не захотелось»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: Потребности, возможности

Вопросы:

- Зачем звери выгнали разбойников из дома?

- Каким образом они заняли дом?

- Какие потребности (интересы) были у петуха, собаки, осела, кота ?

- Были ли такие же потребности у разбойников?

- Что будет с ними? Где они будут жить?

- Без каких потребностей нельзя прожить?

Социально-нравственные качества: сообразительность, умение дружить, уверенность в своих силах.

Вопросы:

- Как звери напугали разбойников?

- Почему разбойники испугались?

- Стали ли звери уличными музыкантами?

Вывод: когда звери ушли от своих хозяев, у них появилось потребность приобретении жилья. Обсудив свои возможности и проявив сообразительность, они завладели домом разбойников.

К.И. Чуковский

«Телефон»

Цели: расширить представления о разнообразии потребностей, прививать доброе отношение к живому миру.

Краткое содержание.

«Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил – калоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки, а потом звонили – медведь, цапли, свинья, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы»

Материал: фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности и возможности.

Вопросы:

- Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

- Какие потребности были у зверей?

- Почему носорог попросил помочь бегемоту?

- Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально – нравственное качество: доброта.

Вопрос:

- Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К.Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).

v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»

К. И. Чуковский

«Муха-Цокотуха»

Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок развевать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания героям сказок, терпевшим сострадание.

Краткое содержание:

«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приводили к ней гости – тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочки красавицы, приносили к ней подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись, появился Паук и захотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам разбежались, некто не откликнулся на просьбу о помощи. Друг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, сабля вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ Муха за муж идет за лихого, удалого, молодого Комара»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

- Почему Муха - Цокотуха купила самовар?

- Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

- Для чего Муха пригласила гостей?

- Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

В. Катаев

«Дудочка и кувшинчик»

Цель: подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).

Краткое содержание:

«Девочка Женя со своей семьёй пошла в лес собирать ягоды. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Встретила Женя старичка Боровичка. Предложил старичок ей обменять кувшинчик на дудочку. Как только дудочка заиграла, из-под листиков выглянули ягоды. Отдала Женя кувшинчик, а ягоды собрать не во что. Побежала она к старичку Боровичку, отдала ему дудочку, забрала свой кувшинчик, а ягоды опять спрятались под листики. Так бегала она несколько раз. Рассердился на нее старичок, сказал, что она лентяйка, и не дал ей больше дудочки. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, стала собирать ягоды. Набрала полный кувшинчик»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: равноценный обмен.

Вопросы:

- Для чего Жене нежна была дудочка?

- Зачем старичок Боровичок попросил за дудочку кувшинчик?

- Почему старичок рассердился на Женю?

- К какому решению пришла в итоге Женя?

Социально-нравственные качества: чувства справедливости, старательность.

Вопрос:

- Почему старик предложил обменять кувшинчик на дудочку?

Вывод: Женя не хотела искать ягоды под каждым листиком, поэтому она согласилась с предложением старичка обменять кувшинчик на дудочку. Оказалось, что необходимо иметь и дудочку и кувшинчик. Женя не смогла разрешить эту проблему. Взяла и сама собрала полный кувшинчик ягод.

Г.Х. Андерсен

«Серебряная монетка»

Цели: формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах; понимание ценностей денежных знаков в определенной стране.

Краткое содержание:

«Серебряная монетка - чистенькая, светленькая, ее только что отчеканили, и она пошла, гулять по свету. Отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Прошло много недель. Монетка заехала далеко-далеко от родины, но в другой стране все называли ее фальшивкой и ругали. Это, а родной стране ее все любили и уважали. И только когда монетка попала домой, миновали все ее мытарства, потекла, счастливая жизнь»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты.

Вопросы:

- Из какого материала была изготовлена монетка этой сказки?

- Как серебряная монетка оказалась в др. стране?

- Почему монетка не понравилась в чужой стране?

- Почему монетку называли фальшивкой?

- Что можно определить глядя на монетку?

- Как называются деньги разных стран?

Социально-нравственные качества: стремление к справедливости.

Вопросы:

- Что испытала монетка, когда ее подсовывали кому-нибудь вместо местной монетки?

- Почему серебряная монетка была счастлива в той стране, где ее отчеканили?

- Что мог бы сделать герой этой сказки с (чужой) монетой в наше время?

Вывод: серебряная монетка путешествовала по свету и узнала, что в каждой стране имеются свои деньги. Глядя на монету (купюру) можно определить ее достоинство. В этой стране она «живет».

«Заработанный рубль»

(грузинская сказка)

Цели: формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительное отношение к тем, кто добросовестно трудится.

Краткое содержание:

«Жил на свете кузнец, и был у него сын, да такой лентяй! Не одного рубля не заработал за свою жизнь, и жил он на отцовском хлебе. Состарился отец, и не под силу стало ему работать. Позвал сына и поставил условие: если сын заработает рубля, то свое хозяйство ему оставит, не заработает - гвоздя ржавого не получит. Матери стало жалко сына. Она дала ему рубль, что бы тот отцу отнес, как будто сам заработал. Отец не поверил ему, выбросил рубль. На другой день сын сделал так же. Отец ему снова не поверил и выбросил рубль. Делать нечего – пришлось сыну зарабатывать самому. Целую неделю работал на совесть, так и набрал рубль. И когда в третий раз отец бросил монеты в огонь, расплакался сын, выть он целую неделю работал, трудился, а деньги бросили в огонь. Посмотрел на него отец и сказал: « Теперь верю – эти деньги заработал ты сам»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: труд, деньги.

Вопросы:

- Каким образом отец заставил сына трудиться?

- Как сын заработал деньги?

- Оставит ли отец наследство сыну? Почему?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.

Вопросы:

- Почему мать помогала сыну?

- Зачем отец бросал деньги в огонь?

- Как отец узнал, что последний рубль был действительно заработан сыном?

- Почему сказка называется «заработанный рубль» ?

Вывод:

- отец любил своего сына и думал о его будущем. Поэтому заставил его трудиться;

- сын не сразу понял, что деньги надо зарабатывать своим трудом.

Мена

(Русская народная сказка)

Цели: уточнить знания б операции взаимообмена товарами; развивать умение осуждать о выгодных и не выгодных сделках; вызвать осуждение глупости.

Краткое содержание.

«Чистил мужик навоз и нашел овсяное зерно, попросил жену наварить из него киселя. Понёс кисель царю в обмен на что-нибудь. Отдал царю кисель, взамен получил золотую тетерку. Пошел мужик в деревню и встретил табун коней. Табунщик предложил обменять тетерку на коня. Поехал на коне мужик дальше. Встретил стадо коров. Пастух предлагает обменять коня на корову. Поменял и пошел дальше. Затем обменял корову на овечку, овцу на свинью, свинью - на гуся, гуся - на утку. Нес мужик утку и встретил ребят, играющих в клюшку. Потом мужик поменял утку на клюшку, клюшку на иглу, да и ту потерял. Пришел домой, рассказал все жене, а она ответила: « Хорошо хоть, что сам вернулся».

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: обмен товарами, убыток, выгода, расчёт, сделка, товар дорогой, дешевый, цена.

Вопросы:

- Зачем мужик понес кисель царю?

- Какие экономические сделки заключали герои сказку с мужиком?

- Зачем менялись товарами герои сказки?

- Что получил мужик в результате обмена?

Социально - нравственное качество: глупость.

Вопрос:

- Почему мужик остался ни с чем?

Вывод: мужик не разумно совершал обмен: дорогой товар менял на менее ценный. В результате он понес убытки. Это произошло из-за его глупости.

Литература, рекомендуемая педагогам

1.А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г.

2.«Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», Т.В.Потапова, Творческий центр, г.Москва, 2011г.

3.«Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», А.А.Смоленцева, «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2008г.

4.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017г.г. [утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 17.07. 2015 года, приказ № 326]

5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2013г. «Интегрированное занятие с использованием корректурных таблиц для старших дошкольников».

6.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 3, 2014г. «Ранняя профориентация дошкольников средствами экономического воспитания».

1.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 10, 2014г. «Корректурные таблицы как способ экономического воспитания дошкольников».

2.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 9, 2012г. «Корректурные таблицы как способ стимулирования креативности детей»

7.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой народной Республики [утверждена 17.07.2015года, приказ №322]

8.От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., ГоляеваТ.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

9.Программа естественнонаучной направленности «Дошкольная экономика» (на основе программы Е.А.Курак, Л.А.Михерева «Экономическое воспитание дошкольников»)

10.«Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» (развитие логического мышления и речи у детей), Н.А.Кнушевицкая, г.Москва, издательство «ГНОМ», 2011г.

11.«Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников», А.В.Сазонова Луганск, 2009г.

12.Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. –Екатеринбург, 1999г.

Наши рекомендации