Методологические особенности НФИЭТ

· Признается существование нескольких точек равновесия, при чем они не обязательно совпадают с точками оптимума по Парето, а также равновесие может не существовать вообще;

· Используется теория неполной рациональности Г. Саймона, предполагающая, что индивид не способен собрать всю информацию о ситуации на рынке и не способен собранную информацию обработать оптимальным образом, а также принцип оптимизации заменяется принципом удовлетворительности.

· Ставится под сомнение экзогенный характер предпочтений и их стабильность: институты задают рамки восприятию интересов, но в тоже время индивиды способны изменить институциональные рамки.

Отличия от других направлений институционализма

1. Природа норм объясняется на основе исследований в области социологии и герменевтики как науки об интерпретации, а не на основе экономического империализма

2. Преобладает интерес не столько к юридическим и формальным нормам, сколько к соглашениям – совокупностям неформальных норм, по которым осуществляется взаимодействие между индивидами в разных подсистемах

3. Постулируется существование множества форм координации, множества соглашений. Таким образом, экономика конвенций пытается найти компромисс между методологоическим индивидуализмом и институциональным детерминизмом (она считает что правильнее холизмом).

Институциональный детерминизм – институты определяют структуру развития, влияют на настоящие и будущее. Препятствуют спонтанному развитию.

Трудности экономики конвенций

1. Не преодолено противостояние принципов индивидуализма и холизма. Не объяснено как индивидуальные действия приводят к формированию коллективных рамок координации деятельности, ибо конвенции – и результат деятельности индивида, и принудительные рамки его действий.

2. Слабо освещена проблема власти и иерархическая структура организаций на микро и макро уровне.

3. Не объяснена эволюция конвенций(институтов, норм, правил) и их эффективность

4. Теория конвенций далека от завершения, ей недостает общности. Это не столько теория, сколько метод исследования.

Лекция 3.

Рабочее определение правил – это признанные и защищенные предписания, которые разрешают и запрещают определенные виды действий индивида или группы при взаимодействии с другими индивидами или группами. Правило имеет смысл, если они обращены более чем к одному человеку, т.е. в НИЭТ институты определяются через правила, но не всякое правило становится институтом.

Классификация правил:

1. Выделяются формальные и неформальные правила. Формальные правила фиксируются в вербальной или письменной форме и обеспечиваются защитой со стороны государства. Неформальные не фиксируются в письменной форме в нормативно-правовых документах и уставах, защищаются другими механизмами.

2. Классификация правил по Норту:

· Конституционные или политические правила, структура и принятие решений в государстве.

· Экономические правила – это правила определяющие возможные формы организации экономической деятельности, в рамках которой индивиды или группы кооперируются или конкурируют. Могут быть абсолютными или относительными. Если права важные, то они формируют абсолютные права собственности. Относительные ПС – это права собственности, которые касаются конкретных соглашений и они проявляются и оформляются в контрактах.

· Правила контрактации – способы, условия, заключения реализации контрактов.

3. Глобальные и локальные правила. Глобальные правила более высокого порядка создают условия для правил низшего порядка, к ним относятся по Норту первый и второй тип. Локальные по Норту – третий тип.

Каждый тип правил определяет определенные права, но акцент только на правах не совсем верен, должны быть и обязанности. Иначе получается переход у одних только права у других только обязанности.

4. Внешние(устанавливают ограничения в системе) и внутренние(устанавливаются внутри соответствующих институциональных областей, фирм и т.д.) правила.

5. Условные и безусловные.

6. Могут быть правила, которые характеризуют легальную и нелегальную сферы.

Институты (рабочее определение) – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в качестве ограничений для экономических субъектов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты.

Механизмы контроля – это набор средств, чтобы идентифицировать набор правил и применить санкции.

Классификации институтов

1. Естественные и искусственные. Искусственные институты создаются по какой-то определенной модели. Естественные институты создаются естественным путем.

2. Формальные и неформальные институты. Они опираются на формальные и неформальные правила.

3. По сферам функционирования:

· Институты экономики (закон об акционерных обществах и т.д.)

· Институты политики

· Институты идеологии

4. По распространенности:

· Всеобщие институты (закон о собственности)

· Групповые институты (закон об образовании)

· Единичные институты (специфический контракт на покупку товар/услуги, например, контракт с президентом)

5. По степени определенности участников:

· Неопределенные участники

· Определенные участники (правила, применяемые в организации, неформальные правила в клубах)

Функции институтов:

1. Ограничительная – ограничивают множество вариантов действий.

2. Координация – координирует действие индивидов или групп.

3. Перераспределительная – распределяет между участниками либо напрямую или косвенно, через какие-то ограничительные меры. Координация возникает после перераспределения, возникают сопротивления после перераспределения.

Роли институтов:

1. Институты снижают неопределенности и обеспечивают предсказуемость результатов действий, т.е. обеспечивают некоторую устойчивость в экономике.

2. Институты распространяются и предаются во времени благодаря процессу обучения, т.е. появляется предсказуемость не только в пространстве, но и во времени.

3. Институтам присуща система стимулов – позитивных или негативных, таким образом, они влияют на мотивацию субъектов.

4. Институты дают некоторую свободу и безопасность, но в установленных рамках.

5. Институты призваны сокращать транзакционные издержки. (Здесь большой вопрос, потому что результаты могут быть разные, одни институты сокращают, а другие увеличивают, нет единого результата).

Индивид
Институциональная среда

Институциональные соглашения
5 3

6 7

4 1

3.3 Привычки и рутины

Неоклассика не изучала их.

Определение привычки возьмем из работ Ходжсона.

Привычка – это более или менее самоподдерживающаяся склонность или тенденция к следованию предустановленной или благоприобретенной форме поведения.

Ходжсон отмечает, что

Лекция 4 (5 неделя)

Один из ранних институционалистов Дж. Мейнстринг (1885-1943). Был известен своими высказываниями и афоризмами по поводу институтов.

«Один институт хорошо, а два лучше», «Любишь экономить - люби и институты», «Свой институт экономику вниз не тянет», «Институт не воробей – внедриться не выгонишь», «Нечего на институт серчать, коли экономика кривая», «Каков институт такова и экономика».

Эволюционный подход рутины.

Работа Нельсона и Уинтера.

Рутина – может означать постоянно повторяющийся шаблон деятельности организации, а также индивидуальные умения или прилагательное рутинный может относиться к гладкому, безсобытийному , они добавляют эффективному функционированию индивида или организации.

Особенности рутин:

1. Рутины существуют, когда определенные способы деятельности постоянно дают, по крайней мере, удовлетворительные результаты, если не оптимальные.

2. Если рутина удовлетворительная то поведение им соответствующее может стать сознательной целью, если возникают какие-то отклонения, тогда нужно прибегать к управлению.

3. Существует необходимость стандартизации рутин – это упрощает перенос знаний и соответственно создаются одинаковые ожидания и нормы. Эти стандартные рутины снижают транзакционные издержки.

Эти рутины часто называются институтами. правила деятельности директоров .

4. Рутина действует необособленно, а в системе.

5. При изменении условий меняются и рутины, хотя они изменяются с разной скоростью и разными способами. Во-первых, некоторые рутины установлены законом и не могут измениться, пока не изменится закон. Но если изменится закон, это может оказать стимулирующее воздействие на изменение рутин. Во-вторых, меняются под воздействием технологий. Новых задач организации и т.д. например, промышленность США должна была изменять в связи с выходом автомобилей со стороны японских производителей.

Таким образом, исследования рутин должно быть комплексным, потому что зачастую рутина то часть системы или даже несколько систем, где переплетаются эти рутины.

Привычки – уровень индивида.

Рутины – уровень группы индивидов организации.

Привычки и рутины когда распространяются в обществе, то они становятся институтами. Они и есть аналог «гена» в экономике.

Нельсон и Уинтер в своей работе выделяли

1. Организационные(технологические) и управленческие рутины

2. Поиск – все виды деятельности организаций. Которые оценивают текущие рутины, которые приводят к модификации их и даже заменам.

3. Селекционная среда организации – набор факторов воздействующих на благополучие организации и определяет ее развитие. Эта среда частично определяется внешними условиями: условия спроса на продукцию, характеристики поведения других фирм и т.д.

В конечном счете, подход дифференцированного роста объясняется биологическими аналогиями, потому что главное, чтобы выживала популяция фирмы. Т.е. отрасль, а не отдельные конкретные фирмы.

Следование правилам и оптимизирующее поведение не обязательно исключают друг на друга, но распространенность привычек и правил превращают оптимизацию в особый частный случай в ряду других способов поведения и принятия решений.

3.4. Нормы и соглашения (конвенции) НФИЭТ

В этом подходе нормы являются элементом институциональной среды, в котором люди осуществляют свой выбор.

Норма – это предписания определенного поведения, которая обязательна для выполнения и имеет своей функцией поддержание порядка в системе взаимоотношений.

К элементам норм относится:

1. Атрибут – на кого распространяется данная норма.

2. Фактор долженствования, что эта группа должна или не должна делать.

3. Цель.

4. Условия, при которых действует норма.

5. Санкции.

Исходя из сочетания этих 5 элементов образуются различные виды норм

1. Совместная стратегия (1+3+4)

2. Норма в узком смысле (1+2+3+4)

3. Правило (1-5)

Экономика соглашений предлагает рассматривать норму в качестве предпосылки для взаимной интерпретации намерений и предпочтений участников трансакций. Выполняя требования норм для снижения неопределенности во взаимодействиях и для достижения поставленных целей.

Соглашение и 7 миров (таблица).

Давалось 5 характеристик всех видов соглашений:

- норма поведения

- какой же предметный мир относится

- источник информации

- вектор времени

- сферы деятельности

Рассмотрим 3 вида стыка отношений

1. Экспансия соглашений – взаимодействие происходит на основе норм соглашения в сфере, где раньше господствовало другое соглашение. Например, есть политический рынок, институциональный.

2. Касание – такое соотношение соглашений, когда взаимодействие координируется разными типами соглашений.

3. Компромисс – это соотношение соглашений, когда появляются некоторые синтетические нормы, они призваны снять противоречия между требованиями различных соглашений.

3.5. Концепции власти

Сущность власти.

Под властью понимаются социальные взаимодействия, в которых индивиды или группы обладают возможностью воздействовать на других индивидов и на другие группы.

Формы власти:

От жестких форм и принуждения до мягких форм, таких как просто контроль или просто влияние и убеждение. Поэтому даже реклама может рассматриваться как проявление экономической власти.

Основ власти множество – основой может быть сила, конституция, закон или статус, знания, богатство и даже холизма.

Цели власти:

Политические, экономические, эстетические,

Частные и общественные

Мотивыпридти во власть, чтобы отомстить кому-то.

Оценка власти – рыночную власть можно оценить другие типы власти сложно.

Экономические примеры власти:

Иерархия, ассиметричная информация – разные проявления власти, лоббирование интересов.

Рассмотрим три основные концепции власти:

1. Власть рынка. На несовершенных рынка

2. Дискредиционная власть – корпорации. Она может быть не связана с ценами, а с ограничением свободы выбора, инвестиций, номенклатурой продукции, установления условий торговли продукции и т.д.

3. Рыночная власть может рассматриваться как способность продавцов формировать предпочтения покупателей. Рыночная власть рассматривается в динамике она может изменяться под влиянием технологий или базовых. Власть относится не только к рыночному поведению крупных корпораций, она относится к внутренней институциональной структуре.

4. Социально-экономическая власть

Права собственности – устанавливается государством, и они сами по себе есть проявление социально-экономической власти. Власть не может быть бесплатной как ограниченный ресурс. Чтобы обладать собственностью нужно иметь какой-то капитал.

Выделяются здесь два вида власти:

1. Одномерная власть – она возникает на основе контроля (формального или неформального) над политическими ресурсами. Способность принимать решения такие, когда другие участники процесса против, когда есть возможность не ставить потенциально имеющиеся проблемы в повестку дня.

2. Власть над человеческими ценностями – индивид изменяется, а значит, на индивида можно повлиять. Если процесс создания ценностей слабый, то должна больше быть применена власть.

Дж. Коммонс выделял три типа трансакций, неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников :

· Торговые трансакции.

· Трансакции управления.

· Транзакции рационирования – стратегические трансакции по отношению к первым двум. Ассиметричность отношений, присутствуют законные уровни иерархии. Соглашения между участниками о распределении между участниками результатов деятельности. В государстве: налоговая политика, дивидендная политика.

Выделяются трансакции которые касаются благ товаров и услуг. А есть которые касаются товарных структур.

Трансакции и их виды:

1. Общие и специфические трансакции.

2. Однократные или повторяющиеся

3. Слабо или сильно зависящие от непредвиденных обстоятельств.

4. С легко- или трудноизмеримыми результатами.

5. Автономные или переплетающиеся с другими.

6. Краткосрочные или долгосрочные.

Под транзакцией понимается -деятельность индивидов в форме отчуждения и присвоения ПС и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе контроля за выполнением обещаний, а также адаптация к непредвиденным обстоятельствам. Чем более сложные трансакции, тем выше транзакционные издержки на их подготовку и реализацию.

Наши рекомендации