Транснациональные корпорации (ТНК) в системе субъектов мировой экономики
В прошлом внешнеэкономической деятельностью занимались в основном те национальные компании, для которых рынок их стран оставался главным. Однако под влиянием процесса интернационализации деятельность большинства из них приобрела транснациональный характер и во второй половине 20 века они превратились в МК, для которых полем деятельности является весь мир.
МК – форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.
ПЗИ – это вложение капитала в организацию и ведение производственной деятельности за рубежом с целью получения контроля над иностранной фирмой и предпринимательской прибыли. Результатом прямого зарубежного инвестирования МК может быть создание:
1) зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет от 10 до 50 % уставного капитала;
2) дочерней фирмы, где его доля превышает 50 %;
3) зарубежного филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору. Он может представлять собой:
a. временное представительство родительской компании;
b. совместное предприятие с третьей стороной;
c. объекты недвижимости;
d. движимое оборудование – корабли, самолёты, нефтедобывающее оборудование и др.
Т.о., МК – фирма, состоящая из:
- штаб-квартиры МК (родительской, материнской, управляющей компании), которая контролирует активы в фирмах, размещённых за пределами страны базирования, владея частью их акционерного капитала. Страна базирования-страна, в которой располагается головная компания МК. Обычно это страна, в которой первоначально возникла данная корпорация. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации и осуществляет экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных филиалов;
- зарубежных подразделений – предприятий, основанных на прямом инвестировании и находящихся в собственности прямого инвестора. На основе их деятельности формируются межнациональные производственные комплексы и система международного производства МК. Страна, где размещаются подразделения – принимающая страна или страна присутствия.
Различают две формы МК:
- транснациональные корпорации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру (национальные по капиталу и международные по месту его приложения). Большая часть МК относится к данному виду;
- многонациональные корпорации (МНК) - корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах (международные по капиталу и месту его приложения). Примерами МНК могут служить англо-голландские компании – «Роял датч Шелл», «Юнилевер»; англо-американская «Бритиш петролеум» и др.
Часто при определении транснациональности фирмы используют следующие критерии:
1. Наличие зарубежных филиалов – не менее чем в двух странах (американская компания «Кока-Кола» - в 190 странах, «Проктер энд Гембл» имеет филиалы в 80 странах мира);
2. Размер продаж, реализуемых на зарубежных предприятиях – не менее 25-30% (у немецкой автомобилестроительной компании «Фольксваген групп» в 2006 году этот показатель составил 73%, а у «БМВ АГ» - 78%);
3. Размер зарубежных активов – не менее 25-30 % (у японской автомобилестроительной ТНК «Тойота мотор корп.» данный показатель – 60%, английской телекоммуникационной компании «Водафон групп» - 87%);
4. Годовой оборот – не менее 1 млрд. долл. (у американской нефтеперерабатывающей компании «Эксон Мобаил» в 2006г. он составил 365 млр.долл).
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках з/п, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим др. компонентам.
Зарубежное производство ТНК возникает за счет прямого иностранного инвестирования. Все большая часть современных прямых иностранных инвестиций приходиться на долю так называемых Слияний и Поглощений.
Центр ООН по ТНК выделяет 4 наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:
1. Предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров и особенно услуг;
2. Торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах;
3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, это характерно, например, для стран ЮВА, где действует масса иностр. предприятий по сборке быт. техники и т.п.;
4. Вместо наращивания производства на родине с целью последующего экспорта производство налаживается за рубежом прежде всего из-за того, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и др. услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму, и тем более чем сбывать продукцию через посредников.
Особенности функционирования МК состоит в том, что между подразделениями компании ведётся торговля на основе трансфертных цен.Это внутренние условно-расчётные цены, которые формируются не под влиянием спроса и предложения, а исходя из стратегических целей компании.
Для измерения вовлечённости компании в производство товаров и услуг за рубежом Конференцией ООН по торговле и развитию используется:
- индекс транснационализации (ИТН) – среднее арифметическое значение трёх величин: доли зарубежных активов в общем объёме активов компании, доли зарубежных продаж в общем объёме и доли персонала за рубежом в общей численности работников корпорации;
- индекс интернационализации – рассчитывается как отношение числа её зарубежных подразделений к их общему количеству (у швейцарской компании «Нестле» данный показатель в 2006г. составил 93%).
Международные корпорации, возникнув в конце XIX века прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.
Эволюция ТНК:
1. (начало ХХ века) – 1-е поколение ТНК – колониально-сырьевые.
Они действовали в географических границах существовавших колониальных империй. Важнейшим фактором развития этих ТНК стало превращение колоний в замкнутый рынок, открытый только для компаний и товаров страны-метрополии.
2. (с 20-30-х годы) – 2-е поколение ТНК – военные ТНК.
Их развитие было связано с резким ростом государственных расходов на военные цели в связи с рост напряженности в военно-политической сфере.
3. (с 50-х годов) – 3-е поколение – ТНК интегрирующего типа, международные компании.
Резкий рост числа самих ТНК и их филиалов. Широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий. Успех во многом предопределен использованием принципов «экономии на масштабах производства» на фоне значительного роста благосостояния большого числа стран мира.
4. (с конца 80-х годов) – 4-е поколение – глобальные корпорации.
Качественные изменение в мировой экономике и усиление международной конкуренции потребовали от ТНК радикальных изменений, которые проявились в следовании так называемой глобальной стратегии поведения.
Суть глобальной стратегии состоит в исповедовании следующих принципов:
1. Непрерывная инновационная деятельность. Ранее считалось, что главный ресурс компании – капитал, а первейшая управленческая задача – разместить его как можно продуктивнее. Ныне осознано, что самый дорогой корпоративный ресурс – накапливаемые знания (в тч в виде технологий), а главная задача управления – обеспечить расширение их круга и повышение эффективности использования. Это единственная возможность усилить или хотя бы сохранить свои позиции в условиях глобальной конкуренции.
2. Постоянно совершенствовать свою структуру, соорганизуя ее с меняющимися условиями рынка. Поскольку наилучшим видением специфики рынка обладают находящиеся в нем, все большую хозяйственную самостоятельность получают филиалы ТНК, которая однако сочетается с четкой координирующей системой с использованием гибкой информационной технологии и гибкого производства.
3. Широкая географическая и товарная диверсификация (особое внимание присутствию на рынке «триады» и в высокотехнологичных промышленных отраслях. )
Значение деятельности МК в развитии МХ постоянно возрастает. Так, в 2009 году по данным ЮНКТАД, в мире насчитывалось около 82 тыс. МК и более 800 тыс. их зарубежных подразделений. В 2008г. 28% филиалов МК размещалось в развивающихся странах (1992г. – 10%), на иностранных филиалах МК было произведено порядка 13% мирового ВВП, работало около 82 млн. человек (по сравнению с 25 млн. в 1990г.).
В целом, МК производится 25% мирового ВВП, им принадлежит около 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, ими осуществляется 2/3 мировой торговли товарами и услугами.
Т.о., основные направления влияния МК на МЭ заключаются в следующем:
1) определяют динамику и структуру на мировом рынке;
2) контролируют международное движение капитала. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития.
3) играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, вкладывая значительные финансовые средства и концентрируя НИОКР в своих научных центрах.
4) являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ.
Последствиядеятельности МК неоднозначны как для материнской, так и для принимающей страны.
К положительным эффектам функционирования ТНК для принимающей страны можно отнести:
Ø пополнение местных бюджетов налогами;
Ø ТНК способствуют оптимальному распределению всех видов ресурсов и размещению производства;
Ø развивают новые виды производства и отраслей инфраструктуры;
Ø вовлекают в мирохозяйственные связи местные фирмы-подрядчики;
Ø активно распространяют новые товары и технологии;
Ø способствуют усилению конкуренции;
Ø расширяют сферу международного сотрудничества;
Ø стимулируют занятость населения;
Ø повышают образовательный и профессиональный уровень местных кадров, внедряют опыт эффективного менеджмента, маркетинга, НИОКР.
К отрицательнымпоследствиям относят:
ü обострение конкуренции между местными компаниями и филиалами ТНК;
ü ухудшение экологической обстановки в следствии переноса в принимающие страны устаревших и грязных производств;
ü ТНК зачастую концентрируют научные исследования в стране базирования;
ü хищнически используют природные и трудовые ресурсы страны (дешёвое сырьё и низкие ставки заработной платы);
ü возможность ухода от налогообложения посредством использования трансфертных цен и перекачивания доходов в страны с низким уровнем налогов;
ü монополизация рынка и ущемление интересов принимающих стран;
ü способность влиять на формирование и реализацию экономической политики страны;
ü разница между доходами работников филиалов ТНК и местных фирм может дестабилизировать местный рынок труда и привести к социальной напряжённости.
Для страны базирования деятельность ТНК может иметь как положительные аспекты:
Ø часть прибыли от филиалов может быль вложена в производство и приведёт к созданию новых рабочих мест;
Ø расширение экспорта сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для зарубежных ТНК местными фирмами-подрядчиками;
Ø высвобождение рабочих мест за счет перевода специалистов в зарубежные филиалы;
Ø экономический рост в стране за счёт реинвестирования прибылей ТНК;
Ø усиление политического влияния данной страны.
Отрицательные последствия выражаются в следующем:
ü могут скрывать доходы, в следствии чего государственный бюджет недополучает налоги;
ü ТНК могут лоббировать свои интересы в отношении отдельных стран (в которых они имеют экономические интересы), что отражается на процессе формирования внешней политики стран базирования.