Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика

Стабилизационная политика государства- это комплекс мероприя­тий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию эконо­мики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономи­ческой нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздей­ствия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду ко­лебаний фактического ВВП вокруг линии тренда (см. вновь рис. 19.1).

Рис. 19.3. Воздействие государства на совокупный спрос

Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Графически это может быть представлено на рис. 19.3. Во время кризиса и депрессии, т. е. на понижательной волне цикличес­ких колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис. 19.3 а это отражается сдвигом вверх кривой

Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика - student2.ru



Глава 19

AD в положение AD1, приближающем экономику к уровню полной занято­сти Y*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание даль­нейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически от­ражается (рис. 19.36) сдвигом кривой AD вниз, в положение AD1 для лик­видации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню по­тенциального выпуска Y*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню дело­вой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.

Но как правительство узнаёт о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике мно­жества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемые офици­альными статистическими службами, научно-исследовательскими центра­ми и т. п. Макроэкономические переменные принято подразделять на про-циклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.

Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производ­ства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.

Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-матери­альные запасы.

Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цик­ла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундамен­тальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).

Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и на­званными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут пред­сказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические перемен­ные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла на рис. 19.1. Например, объем товарно-материальных запасов, уро­вень загрузки производственных мощностей, цены на акции и др. начина­ют снижаться раньше, чем наступает кризис, и расти раньше, чем эконо­мика вступает в фазу подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив, запаздываю-

Макроэкономическая нестабильность



щие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».

Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запазды­вающих показателей, во многом определяют успешность стабилизацион­ных мероприятий.

В последующих главах, посвященных кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике, будет подробно рассмотрен механизм стимулирую­щей и сдерживающей политики, направленной на предотвращение нежела­тельных изменений совокупного спроса. Но в последние десятилетия эко­номисты обращают внимание на то, что регулирование деловой активнос­ти должно быть обращено в большей степени на совокупное предложение (см. гл. 26 - теория экономики предложения). Но, независимо от того, ка­кой стороне отдают предпочтение экономисты и политики, на практике осуществляющие стабилизационные программы,- совокупному спросу или совокупному предложению - сложнейшим вопросом является проблема временных лагов, о которых мы говорили в гл. 17. Предельно упрощая, можно пояснить ее так: удается ли правительству стимулировать экономи­ку именно в той фазе цикла, когда наступил спад, и сдерживать - точно в период «перегрева» деловой активности? Можно сравнить стабилизацион­ную политику со стрельбой по движущейся мишени: объект правитель­ственного воздействия («мишень» - экономика страны) все время находит­ся в движении. И есть большая опасность промахнуться и не сделать точ­ного выстрела. А если так, то все меры стабилизационной политики ока­жутся бесполезными или даже вредными. Дискуссии по этому поводу ве­дутся экономистами вплоть до настоящего времени. Эта проблема также будет рассмотрена нами в гл. 20, 22, 26.

На «дикий» экономический цикл, потрясавший основы капитализма в XIX - начале XX веков, по меткому выражению Самуэльсона, надета узда. И поэтому, подводя итоги, мы можем сказать, что, несмотря на все слож­ности стабилизационной политики, она осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Амери­канский капитализм отличается от японского, а японский - от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно универсальных ре­цептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основ­ных закономерностей циклического развития экономики - совершенно не­обходимая предпосылка эффективной макроэкономической политики пра­вительства в любой стране.



Глава 19

Основные понятия:

Экономический цикл

Тренд

Кризис

Подъем

Депрессия

Оживление

Теория политического цикла

Теория равновесного

экономического цикла

Теория реального

экономического цикла

Коэффициент капиталоемкости

Эффект акселератора

Эффект мультипликатора-акселератора

«Потолок» и «пол» колебаний ВВП

Проблема «импульс-распостранение»

Безработица

фрикционная

структурная

циклическая

добровольная

вынужденная

Не ускоряющий инфляцию

уровень безработицы, (NAIRU)

Закон Оукена

Стабилизационная политика

economic cycle (business cycle)

trend

slump

boom

depression

recovery

political cycle theory

equilibrium business cycle theory

real business cycle theory capital to output ratio accelerator effect multiplier-accelerator effect ceiling and floor GDP fluctuations impuls-propagate problem unemployment frictional structural cyclical voluntary involuntary

Non-Accelerating-Inflation -Rate - of Unemployment Okun's law stabilization policy


Наши рекомендации