Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответ-
Теория производства
211
ствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба.Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.
Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.
Постоянная отдача от масштаба.Если при пропорциональном увеличении количества факторов в п раз, объем производства тоже возрастет в п раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба, т. е. Q2 = nQ1 (где Q1 -первоначальный объем производства). Например, фирма столкнется с ситуацией постоянной отдачи от масштаба, если при пропорциональном удвоении количества всех ресурсов объем производства тоже удвоится.
Возрастающая отдача от масштаба.В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в п раз вызовет рост объема производства больше, чем в п раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба, т. е. Q2> nQ1.
Обратимся к данным таблицы 10.1. Предположим, что фирма для производства 34 телевизоров использует следующее сочетание факторов: 1 ед. труда и 3 ед. капитала. В случае пропорционального удвоения всех факторов их комбинация будет выглядеть следующим образом: 2 ед. труда и 6 ед. капитала. Такое сочетание факторов обеспечит объем производства, равный 71 телевизору. Это означает, что увеличение количества факторов производства на 100% привело к росту объема выпуска продукции почти на 109%. В данном случае производственная функция демонстрирует возрастающую отдачу от масштаба.
Но каковы источники возрастающей отдачи? Важнейшими из них являются специализации в рамках фирмы и используемая технология. Увеличение масштабов производства может позволить фирме нанимать специалистов в той или иной области производственной и сбытовой деятельности. Действительно, маленькая обувная фабрика или «кустарь-одиночка» по пошиву обуви вряд ли будут привлекать отдельного специалиста по дизайну продукции, рекламе, работе с персоналом и т. п. Разделение труда на крупной фабрике позволяют рабочим специализироваться на отдельных операциях (один клеит подошвы, другой изготавливает шнурки и т. п.) Крупная фирма может себе позволить такие расходы, которые, изменяя внутреннюю организацию производства, в итоге и приведут к более чем пропорциональному увеличению выпуска по сравнению с затратами. Технология же позволяет использовать крупные капиталоемкие производственные мощности, которые более производительны в расчете на единицу готовой продукции. Так, в мелком фермерском хозяйстве его владелец может позволить себе вместо одного холодильника установить два. Но мощ-
14*
Глава 10
ный рефрижератор на крупной ферме окажется более производительным, так как в расчете на единицу замороженной продукции он окажется дешевле, чем два небольших и более дешевых холодильника мелкого фермера.
Уменьшающаяся отдача от масштаба.Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в п раз вызывает рост объема производства меньше, чем в п раз, имеет место убывающая отдача от масштаба, т.е. Q2<nQ1
Вернемся к данным таблицы 10.1 и рассмотрим ситуацию, когда фирма принимает решение о пропорциональном увеличении на 50% факторов, используемых в следующей комбинации: 2 ед. труда и 6 ед. капитала. При таком изменении масштаба производства фирма будет применять 3 ед. труда и 9 ед. капитала. Соответствующий данной комбинации факторов объем выпускаемой продукции составит 86 телевизоров. Видно, что рост объема производства по сравнению с первоначальным объемом (71 телевизор) составляет всего 21%, в то время как рост количества применяемых факторов - 50%. В данном случае фирма сталкивается с ситуацией убывающей отдачи от масштаба. Причинами уменьшающейся отдачи от масштаба чаще-всего бывают растущие бюрократические, или иерархические, издержки внутреннего управления разросшейся фирмы. Распоряжения «сверху-вниз» проходят через все большее количество инстанций, административные расходы возрастают в большей степени, нежели выпуск готовой продукции. В целом это ведет к снижению эффективности производства.
Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого.По мере наращивания одного переменного фактора начинает проявляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности, или убывающей предельной доходности фактора производства, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
§ 2. Теория предельной производительности факторов
Анализ теории предельной производительности факторов требует рассмотрения таких понятий, как общий, предельный и средний продуктпеременного фактора производства. Общий продукт (ТР) - это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в физических единицах.
Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других.
Предположим, что фирма использует 2 ед. капитала.Тогда производственная функция будет представлена данными, содержащимися во второй
Теория производства
строке таблицы 10.1. Как видно из ее данных, при использовании 2 ед. капитала общий объем производства будет зависеть от количества используемых единиц труда. Таким образом, общий продукт переменного фактора L может быть описан следующей производственной функцией:
Q=f(L) , при К - const.
(2)
Это уравнение выражает отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при условии, что количество фактора К постоянно и равно 2 ед. Графически данная производственная функция будет иметь следующий вид:
Количество продукции, (телевизоры, тт.), Q
Количество переменного фактора (число рабочих), L Рис. 10.1. Производственная функция
Кривая производственной функции построена на основе данных таблицы 10.1. и показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и затратами одного переменного фактора L при неизменном количестве фактора К (К=2). Очевидно, что, если количество используемого фактора К будет зафиксировано на другом уровне, то производственная функция, описывающая общий объем выпуска фактора L будет иметь иной вид.
Рассмотрев понятия общего продукта фактора, мы можем легко вывести понятие предельного и среднего продукта фактора.
Предельный продукт фактора производства (MPJ исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (X) при неизменном количестве всех остальных.Предельный продукт фактора может быть исчислен следующим образом:
МР, = ΔQ /ΔL (3)
где MPL - предельный продукт фактора L, ΔQ - изменение общего объема выпуска продукции, Δ L - изменение количества фактора L.
Глава /О
Средний продукт фактора (APL) определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L:
APL=Q/L (4)
Средний продукт труда показывает, какое количество произведенной продукции приходится на одну единицу труда. Очень часто средний продукт называют показателем производительности труда.
Рассмотрим двухфакторную производственную функцию на примере обувной фабрики. Предположим, что количество используемых в производстве станков является неизменным и равно 7 ед., т. е. капитал - величина постоянная. Затраты переменного фактора труда измеряются количеством рабочих. Данные об общем, предельном и среднем продукте переменного фактора в рамках нашей производственной функции представлены в таблице 10.2.
Таблица S0.2 Общий, предельный и средний продукт труда припроизводстве обуви
Число занятых в день рабочих | TPL в день (десятки пар) | MPL (MPL= AQ /AL) | APL (APL=Q/L) |
0,5 | 0,5 | 0,5 | |
1,2 | 0,7 | 0,6 | |
2,1 | 0,9 | 0,7 | |
3,5 | 1,4 | 0,87 | |
4,5 | !,0 | 0,9 | |
4,8 | 0,3 | 0,8 | |
4,8 | 0,68 | ||
4,6 | -0,2 | 0,57 | |
4,3 | -0,3 | 0,47 | |
3,6 | -0,7 | 0,36 |
На основе данных таблицы 10.2 построим кривые общего, предельного и среднего продукта переменного фактора и проанализируем их.
Как видно из рисунка 10.2а, кривая общего продукта (ТР) проходит три стадии, каждой из которых соответствуют отрезки кривой, ограниченные точками А, В, С, представляющими особый интерес. Следует заметить, что каждая из этих трех точек имеет свою проекцию на кривых предельного и среднего продукта - точки А', В', С' (см. рис. 10.26).
Теория производства
Количество труда (число рабочих), L |
MF^AIV^ |
Количество труда (число рабочих), L
Рис. 10.2. Общий, предельный и средний продукт переменного фактора
Точка А на отрезке ОА представляет собой точку изгиба, где кривая общего продукта изменяет свою выпуклость. Это связано с тем, что рост общего продукта ускоряется до этой точки (в нашем примере ей соответствует общий продукт, равный 3,5 десятков пар обуви), так как предельный продукт переменного фактора L на отрезке ОА устойчиво и быстро растет. Это означает, что каждая дополнительная единица фактора L увеличивает общий объем производства на большую величину по сравнению с предыдущей. Именно точка А на кривой общего продукта соответствует максимальному значению предельного продукта (в нашем примере он равен 1 , 4 десятка пар обуви).
На отрезке АС рост общего продукта замедляется, так как предельный продукт фактора L начинает устойчиво снижаться, хотя и имеет положительное значение. Это означает, что каждая дополнительная единица фактора L увеличивает общий объем производства на меньшую величину по сравнению с предыдущей. Поэтому на отрезке АС кривая общего продукта изменяет свою выпуклость по отношению к отрезку ОА. Точка В на кри-
Глава 10
вой (TPL) показывает тувеличину общего продукта, при которой предельный и средний продукт равны. В точке С общий продукт достигает своего максимального значения (в нашем примере 4,8 десятка пар обуви), а предельный продукт равен 0.
После точки С кривая общего продукта начинает снижаться, так как предельный продукт принимает отрицательные значения. Это означает, что дальнейшее увеличение количества переменного фактора приведет к сокращению величины общего продукта.
Существует определенная зависимость между предельным и средним продуктом неременного фактора, что хорошо видно на графике (см. рис. 10.26). Предельный продукт достигает своего максимального значения раньше, чем средний продукт. Когда величина предельного продукта превышает величину среднего продукта, тогда кривая АРL возрастает и наоборот, когда величина предельного продукта меньше величины среднего продукта, кривая АРLубывает. Из этого следует, что кривая предельного продукта (МРL) пересекает кривую среднего продукта (APL) в точке максимума последнего.
Рассмотренные выше кривые общего и предельного продукта отражают тенденцию, известную как закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства.Этот закон гласит, что, по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться. Данный закон не имеет четкой системы доказательств, он основан на здравом смысле и эмпирических наблюдениях.
Закон убывающей предельной производительности факторов можно проиллюстрировать на примере нашей обувной фабрики (см. таблицу 10.2 ). Если фирма наймет одного рабочего, то при существующей технологии он не сможет обслуживать одновременно все семь станков. Очевидно, что при такой комбинации труда и капитала выпуск продукции будет весьма невелик. Если фирма привлечет несколько дополнительных рабочих, так, чтобы они смогли использовать все семь станков, то выпуск обуви резко увеличится. Это означает, что предельный продукт каждого дополнительною рабочего возрастает. Если фирма будет продолжать увеличивать количество рабочих, то станочный парк окажется слишком маленьким для них, и предельный продукт каждого из этих рабочих начнет постепенно снижаться до тех пор, пока не достигнет нуля. Соответственно, темп прироста общего продукта замедлится. И, наконец, мы столкнемся с ситуацией, когда предельный продукт еще одного дополнительно нанятого рабочего примет отрицательное значение, так как для равномерной загрузки рабочих предприниматель вынужден будет чередовать их работу у станков.
Теория производства
Это неизбежно приведет к потере времени функционирования станков и соответственно к снижению объема выпускаемой продукции. В нашем примере это восьмой нанятый рабочий.
Таким образом, теория предельной производительности факторов имеет исключительно важное значение для определения оптимального сочетания факторов при выпуске продукции.
§ Э. Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
Как известно, спрос на конечные товары и услуги предъявляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложение товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.
Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъявляет и чем он определяется?
Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спроса - фирмы, а субъекты предложения - домашние хозяйства.
В основе потребительского спроса, как нам известно из гл. 5, лежит функция полезности. В основе же спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ресурсов, а не наоборот. Например, обувные фабрики предъявляют спрос на кожу и услуги труда обувщиков потому, что потребители предъявляют спрос на кожаную обувь. Таким образом, в экономической теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом.Это - первое и весьма существенное отличие спроса на рынках факторов производства от спроса на рынках конечных товаров и услуг.
Выше говорилось о том, что производственный процесс представляет собой процесс взаимодействия различных факторов производства. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капитал, но не имея рабочей силы и наоборот, т. е. ни один фактор в отдельности не может произвести продукт. Отсюда вытекает, что спрос на факторы производства является взаимозависимым.Это - второе существенное отличие спроса на рынках факторов от спроса на рынках конечных товаров и услуг. Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:
- оптимального сочетания факторов производства;
218 Глава 10
- минимизации издержек при каждом заданном объеме производства;
- определения объема производства, максимизирующего величину прибыли.
Рассмотрим более подробно, каким образом решаются названные три задачи.
Что же лежит в основе спроса фирмы на факторы производства и чем определяются его границы? На первый взгляд, ответ кажется очевидным -цены на ресурсы. Однако производный характер спроса на факторы со стороны фирмы предопределяет его зависимость также и от производительности факторов, и от уровня цен на продукцию, производимую с помощью этих факторов.
Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении,или предельный доход от продукта используемого фактора.
Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) - это
произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции;
MRPL = MPL x MRQ (5), где
MRPL - предельный продукт фактора L в денежном выражении;
MPL - предельный продукт фактора L в физическом выражении;
MRQ- предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при неизменном количестве всех остальных факторов.
В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются «ценопо-лучателеми», предельный продукт фактора L в денежном выражении - это произведение предельного продукта фактора L в физическом выражении и цены единицы выпускаемой продукции:
MRPL=MPLxP (6), где
Р - цена единицы выпускаемой продукции. Напомним, что в условиях совершенной конкуренции Р = MR.
Как известно, в условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет меньше, чемее цена. Это означает, что, при прочих равных условиях, предельный продукт
Теория производства
фактора в денежном выражении (MRPL) у фирмы-совершенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.
Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, производящей кожаную обувь и реализующей ее на конкурентном рынке. Допустим, что количество единиц капитала, используемого фирмой, есть величина постоянная, а количество нанимаемых рабочих - величина переменная. Предположим, что очередной нанятый рабочий производит за день три пары обуви, которые могут быть проданы по рыночной цене (P), равной 100 руб. за пару. В этом случае предельный продукт труда в денежной форме составит 300 руб.:
MRPL = МРL х MRQ = MPL x P = 3 X 100 руб= 300 руб.
Данные о предельном продукте труда на обувной фабрике содержатся в таблице 10.3.
Таблица 10.3 Предельный продукт трудав денежной форме
Количество | Общий продукт | Предельный | Предельный |
рабочих | труда в физ. ел. (Q) | продукт труда | продукт труда |
в физ. ед. (MPL) | в ден.ед. (MPLx P) | ||
Для того, чтобы определить, какое количество рабочих следует нанять фирме, необходимо знать цену этого ресурса и сравнить, на сколько увеличится доход и издержки фирмы от использования одной дополнительной единицы ресурса. Затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора принято называть предельными издержками ресурса (MRC). Если фирма покупает ресурсы на чисто конкурентных рынках, то предельные издержки на их приобретение будут равны их ценам. В нашем примере MRC равны дневной ставке заработной платы, т. е. MRC = w. Допустим, что дневная ставка заработной платы рабочего составляет 300 руб. Какое же количество рабочих следует нанять фирме? Вернемся к данным таблицы 10.3. Очевидно, что фирма наймет четырех рабочих. Нанимать пятого рабочего невыгодно: предельный продукт в денежной форме составляет 200 руб., а предельные издержки, связанные с наймом пятого рабочего - 300 руб. Это означает, что фирма в данном случае поне-
Глава 10
сет убытки в размере 100 руб. (300 - 200). Если фирма наймет трех человек, то мы обнаружим, что предельный продукт в денежной форме третьего рабочего равен 400 руб., а его заработная плата - 300 руб. Использование третьего рабочего даст фирме прирост объема прибыли, равный 100 руб. Следовательно, для увеличения прибыли ей следует нанять четвертого рабочего: предельный продукт в денежной форме четвертого рабочего, равный 300 руб., в точности соответствует величине его заработной платы. Теперь мы можем сформулировать правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор.Заметим, что данное правило идентично правилу определения объема производства фирмы, максимизирующей прибыль, при котором MR = МС: фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам.Это правило может быть записано в виде следующей формулы:
MRPL = MRCL (7)
Для условий совершенной конкуренции правило примет следующий вид:
MRPL = w , так как MRCL = w (8)
Если предельный продукт фактора в денежной форме превышает предельные издержки на его приобретение, то фирме, сцелью максимизации прибыли, следует увеличить количество используемого переменного фактора. И наоборот, если предельные издержки на приобретение фактора больше, чем его предельный продукт в денежной форме, для максимизации прибыли фирме следует уменьшить количество данного фактора. И только тогда, когда достигается равенство предельного продукта фактора в денежной форме и его предельных издержек (цены фактора - для чисто конкурентного рынка), фирма находится в состоянии равновесия, т. е. получает максимальную прибыль.
Рассмотрим ситуацию равновесия фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор, например, труд, при условии, что и товарный рынок, и рынок труда являются чисто конкурентными, т. е. фирма и на том, и на другом рынках является «ценополучателем». Графически данная ситуация изображена на рис. 10.3.
Кривая спроса фирмы на один переменный фактор (D) совпадает с кривой его предельного продукта в денежной форме (MRPL), так как любая точка на данной кривой показывает число занятых, используемых фирмой при каждом заданном уровне ставки заработной платы (w). Отрицательный наклон кривой MRPLсвязан с действием закона убывающей предельной
Теория производства 221 |
Рис. 10.3. Ситуация равновесия фирмы на чисто конкурентном рынке переменного фактора (труда)
производительности фактора, а ее расположение определяется уровнем предельной производительности фактора (MPL) и ценой произведенного продукта (Р). Точка Е - это точка равновесия фирмы на рынке фактора, так как именно здесь MRPL = wE. Это означает, что при заданном рынком уровне заработной платы (wE), фирме следует нанять число рабочих, равное LE. График показывает, что если MRPL > wE, то фирме следует увеличить число используемых рабочих, а если MRPL < wE - сократить их численность. И только, когда MRPL = wE, фирма, предъявляющая спрос на один переменный фактор, обеспечит оптимальный уровень занятости на своем предприятии. А теперь усложним нашу задачу и рассмотрим ситуацию, когда фирма предъявляет спрос на два переменных фактора.