Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную мо­дель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрич­но,то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопре­деленность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушает­ся, и возникает асимметричностьинформации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной ин­формации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возника­ет явление неопределенности - недостатка информации о вероятных бу­дущих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зрения относи­тельно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существу­ет и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна не­многим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, не­смотря на его явные рыночные взгляды.' По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладающий информацией, получает возможность из­влекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.

Далее мы будем рассматривать в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при анализе проблем неопределенности и асимметричности информации.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из

Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. «Новости», М., 1992. С. 156-157.

Экономика неопределенности



причин фиаско, или несостоятельности, рынка (см. подробнее гл. 15). С чем это связано?

В результате асимметричной информации возникают интерналии(ин-тернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участника­миданной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сдел­ки {сравните это с понятием экстерналиив гл. 15,когда выгоды или из­держки падают на «третьих» лиц).Примеров интерналии множество: по­требитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон без­наказанно нарушила договор (репетитор взял деньги вперед, обещая на­учить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); на­ниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д.

В чем же причина возникновения интерналии? Дело в том, что трансак-ционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информа­цией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат приобретен незаконным пу­тем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероприятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.

Таким образом, в результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положениедел. Классический пример, во­шедший во многие учебники но экономике, изложен в статье американско­го экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описываю­щей ситуацию на рынке подержанных автомобилей.

На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согласен уп­латить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так называемые «ли­моны» - дефектные автомобили (на американском жаргоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 2000 долл., а покупатели заплати­ли бы за такой автомобиль не больше 3000 долл. Если бы информация рас­пределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков - своя цена. Но в том-то и дело, что сим­метрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя цена: 4500 долл. = ( 3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене продавцы хороших машин про­сто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что





Глава 8

в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сце­нарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрас­тает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страхо­ваться, и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложить­ся ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некаче­ственный «товар» вытесняет с рынка качественный. Страховая деятель­ность становится невыгодной, но она необходима. Поэтому часто страхо­вой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных из­держек, еще и асимметричность информации заставляет государство вклю­чаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности.

Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной ин­формации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отри­цательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска.Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относить­ся к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, пе­рестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, кото­рая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подоб­ные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издер­жки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам пре­досторожности.

Наконец, следует сказать несколько слов о проблеме «принципал-агент»(подробнее о проблеме «принципал - агент» см. гл. 9) с точки зре­ния асимметричности информации. Собственник акций компании (принци­пал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конеч­но, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичными среди кото­рых обычно называют разрастание управленческого персонала и сокраще­ние рабочего дня. Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятельность фирмы может быть дале­ко не всегда направлена на максимизацию прибыли, как это принято счи­тать в неоклассической теории.

Экономика неопределенности 179

Наши рекомендации