Путешествия как характерная черта образа жизни современной российской молодежи

Путешествие и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающегося мира, торговля, наука, лечение и многое другое. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и отличающее собственно путешествие от иных аналогичных видов деятельности (например, миграции), – временное перемещение человека в иную местность отличную от его обычного места проживания и возвращение обратно к постоянному местожительству[28, с. 365].

Путешествие – термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели[20, с. 9]. Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. Любой человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений и средств передвижения, протяженности и продолжительность – именуется путешественником. Относительно места посещения он является посетителем, а самого путешественника можно именовать: пешеходом, наездником, спортсменом, мореплавателем, космонавтом, в зависимости от цели, направления путешествия, вида средства и метода передвижения и т.д. Путешественник всегда конечной целью своего путешествия всегда ставит возвращение на родину или на место своего постоянного проживания[20, с. 10-11].

Молодежь образует важный сегмент рынка туризма, что связано с особенностями указанной социально-демографической группы.Современная молодежь пересматривает понятие успеха. Если ранее успешными людьми считались те, кто владел собственным жильем и автомобилем, то сейчас в особом почете те, кто вкладывал деньги в опыт и впечатления: путешественники, экстремалы, стартаперы[26, с. 316-317].

Молодые люди сознательно отказываются от покупки недвижимости и даже мебели, предпочитая арендовать их. Смысл в том, что теперь люди хотят не зажиточности и стабильности, а гибкий график, финансовую и географическую независимость.

Согласно маркетинговым исследованиям, молодые люди предпочитают в основном относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, дискотеки, дискуссионные клубы, встречи по интересам, лотереи, конкурсы и т.д.)[7, с. 102].

Кроме того, туризм и экскурсии можно считать одной из важнейших форм воспитания молодежи, организации ее свободного времени. Ведь возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности[3, с. 35]. В то же время правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается наше общество на протяжении ряда лет.

Молодежный туризм - это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность[15, с. 112]. Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению и познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).

Исследователи отмечают, что молодежь чаще предпочитает отдых и путешествия походу в ресторан и кино: 56% респондентов в возрасте 18-24 лет во всем мире заявили, что будут экономить на развлечениях, и только 37% — на путешествиях. А респонденты старше 60 лет — почти вдвое реже, чем молодые (25-34 лет), отказывают себе в развлечениях (27% и 53% соответственно)[21, с. 122].

Исходя из результатов социологических исследований и существующих групп мотиваций путешествий можно сделать вывод, что среди студентов большое значение имеет физическая мотивация[25, с. 101]. Физическая мотивация подразделяется на отдых, лечение и спорт. Поскольку среди ответов на первом месте стоит отдых, следовательно, основной причиной путешествий является восстановление физических сил.

Не менее важной является и психологическая мотивация[25, с. 101-102]. Главная психологическая мотивация путешествия - желание увидеть что-нибудь новое, уйти от повседневной рутины, необходимость смены обстановки.

Отличительная черта молодежи - стремление к общению. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Большое значение в этой группе занимают посещения друзей, знакомых, родственников. Таким образом, особое значение приобретает и межличностная мотивация.

Менее выраженной оказалась культурная мотивация, предполагающая знакомство с другими странами и регионами, с их обычаями, традициями и языками, интерес к искусству, а также религиозные причины[30, с. 19].

В силу, быть может, возрастных особенностей, среди российской молодежи не нашли отражения и мотивации престижа и статуса. Основная цель путешественников этой группы - добиться всеобщего признания и удержать его. Развитие личности чаще всего связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

Для молодых туристов, если говорить о дизайне впечатлений, ничуть не важнее обмен опытом, чем его получение[12, с. 169]. Пожалуй, ни один представитель молодого поколения не захочет провести вечер в помпезном ресторане для приезжих. Почти для каждого куда интереснее изучить повседневную жизнь новой страны или нового города, почувствовать себя его жителем и, конечно, познакомиться с местными. Многочисленные рейтинги популярных кафе и прочих заведений, которые, конечно же, тоже доступны онлайн, — в помощь. Модные кафе больше не конкурируют с заведениями на соседней улице; теперь сравнение идёт между разными точками планеты.

Ценность путешествий высока во всех молодежных группах и вполне естественна. Любознательность, жажда новых впечатлений, новых знаний и опыта толкает людей на поездки в другие страны. Знание о том, что где-то можно получить лучшее образование, влечет молодых людей в города и страны, которые дают эталонные образцы.

Молодые россияне любят путешествовать, и планы поехать в какую-либо страну присутствуют практически у каждого. При этом наибольшую страсть к посещению других стран высказывают рабочие, у которых, очевидно, меньше всех возможностей это сделать. Такая открытость к внешнему миру и тяга к путешествиям в целом способствует открытости мышления и толерантности по отношению к другим культурам[7, с. 104].

В силу ряда объективных причин путешествия для некоторых представителей молодежи остаются недоступной формой проведения досуга. Высокая стоимость поездки, проблемы с оформлением визы, отсутствие необходимой информации – вот лишь немногие факторы, не позволяющие молодым людям совершить путешествие. Согласно исследованиям, проведенным среди российских студентов, на первое место среди проблем студенты определили проблему высоких расходов, связанных с оплатой путешествия. Второе место осталось за проблемой отсутствия свободного времени для путешествия[8, с. 59].

Увлекательность поездки зависит от многих показателей, в том числе от круга интересов молодого туриста и его финансовых возможностей. Одних интересует возможность заняться необычным видом спорта, увидеть и запечатлеть красоты природы, других привлекает комфортный отдых, посещение достопримечательностей, местных клубов и магазинов.

В предпочтениях российской молодежи можно выделить следующие особенности. Так, согласно результатам одного из исследований, если для студентов из Польши основное значение имеют такие факторы, как условия отдыха и количество достопримечательностей и памятников в предполагаемом месте пребывания, то студенты из России показателю комфортности отдыха придают несколько меньшее значение. Гораздо больше российские студенты заинтересованы в наличии архитектурных памятников и музеев, в поездке они хотят посетить какое-либо культурное событие или фестиваль[33, с. 8]. Подобные результаты свидетельствуют об исключительной важности культурной составляющей отдыха для российских студентов и молодежи в целом. Это в том числе заключается в посещении музеев, выставок и фестивалей.

Таким образом, для современной российской молодежи путешествия – это признак успеха, возможность вкладывать имеющиеся ресурсы в опыт и впечатления, что исходит из ценностных ориентаций рассматриваемой группы. Однако возможность осуществлять путешествия ограничена материальным положением молодых людей и наличием у них свободного времени. Среди особенностей предпочтений российской молодежи в путешествиях стоит выделить исключительную важность культурной составляющей отдыха.


Наши рекомендации