Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции
Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей главе. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не существует только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.
Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок- это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие: 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).
Глава 7
Таблица 7.1
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Модели рынка несовершенной конкуренции | Количество фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Чистая монополия | Одна фирма {отрасль представлена одной фирмой) | Однородная продукция, не имеющая субститутов | Высокие | Полный |
Дуополия | Две фирмы | Однородная | Высокие | Частичный |
Олигополия | Малое количество фирм | Однородная или с незначительной дифференциацией | Высокие | Частичный |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта | Множество фирм | Разнородная продукция | Низкие | Слабый |
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.
3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией,в отличие от открытой монополии,не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции1. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.
5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).
Эффект масштаба подробно рассматривается в гл. 10.
Механизм рынка несовершенной конкуренции
Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.
Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также монополистической конкуренции с дифференциацией продукта будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы.
Чистая монополия
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 7.I.).
PA |
На рис. 7.1. линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен; при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1 Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина против СПИДа? В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.
Рис. 7.1. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой |
Следовательно, в использовании термина «монополия»,а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker). В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополучатеяь» (price taker).
Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.
В условиях чистой монополиимы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров - замените-
132 Глава 7
лей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представлении понятие монополиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.
При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «цено-получатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.
В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в табл. 7.1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса {при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершенной конкуренции.
Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис. 7.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма-«ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.
Механизм рынка несовершенной конкуренции 133 |
а) условия совершенной конкуренции б) условия «чистой» монополии
Рис.7.2. Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции
В случае фирмы-несовсршенного конкурента (рис. 7.26) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.
Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения приведенных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Вели же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - «ценоискателем».
Теперь, после анализа кривой спроса обратимся к проблеме максимизации прибыли чистой монополией. При ее решении можно воспользоваться двумя способами:
1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС);
2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек
(МС).
Как известно из гл. 6, валовой доход представляет собой произведение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество единиц продаваемой продукции (PQ). Помня о том, что для продажи каждой дополнительной единицы продукции монополист должен понижать ее цену, представим в виде таблицы динамику цены, валового дохода и предельного дохода (табл. 7.2).
Значения колонки 3 получаются умножением соответствующих значений колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из колонки 3, вычитая из каждого следующего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например, 7 8 - 4 1 = 37; 1 1 1 - 7 8 - 3 3 ; 140 - 1 1 1 - 29 и т. д.
Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на пониже-
Глава 7
Гц.
Таблица 7.2.