Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исхо­дит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовер­шенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей гла­ве. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции вне­сли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Ро­бинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и не­совершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяю­щих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не существу­ет только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) мо­нополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок- это условие, которое затрудня­ет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» дан­ной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие: 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, напри­мер, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Мно­гие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).



Глава 7

Таблица 7.1

Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма {отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классичес­кий пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, напри­мер, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию кон­курирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена па­тентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией,в отличие от открытой монополии,не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволя­ющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции1. Так, на ры­нок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим зна­чительными капиталами для создания крупномасштабного производства.

5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физи­ческого уничтожения (мафиозные структуры).

Эффект масштаба подробно рассматривается в гл. 10.

Механизм рынка несовершенной конкуренции



Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна кон­центрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так­же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также монопо­листической конкуренции с дифференциацией продукта будут рассмотре­ны в следующих параграфах данной главы.

Чистая монополия

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого тер­мина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - продаю. В реальной действи­тельности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке дей­ствовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих суб­ститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продук­цию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 7.I.).



PA

На рис. 7.1. линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен; при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно бу­дет приобретать товар в количестве Q1 Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина про­тив СПИДа? В конце концов, платежеспособ­ный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.

Рис. 7.1. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой

Следовательно, в использовании термина «монополия»,а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker). В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополучатеяь» (price taker).

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические аб­стракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логи­ческих предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рацио­нального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистой монополиимы встречаемся с единственным продав­цом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров - замените-

132 Глава 7

лей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о сни­жении монополистом цены на свою продукцию может показаться стран­ным. Ведь в обыденном представлении понятие монополиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведе­ние фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на ры­ночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирова­на «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, неза­висимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «цено-получатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает опреде­ленной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены разли­чаются, как показано в табл. 7.1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монопо­лист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса {при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следова­тельно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монопо­лист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отрас­левая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнитель­ное количество продукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершен­ной конкуренции.

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис. 7.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизон­тальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма-«ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сло­жившуюся на рынке цену.


Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции - student2.ru

Механизм рынка несовершенной конкуренции 133

а) условия совершенной конкуренции б) условия «чистой» монополии

Рис.7.2. Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции

В случае фирмы-несовсршенного конкурента (рис. 7.26) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество това­ров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, кото­рую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения приведен­ных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, про­изводимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Вели же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фир­мой - «ценоискателем».

Теперь, после анализа кривой спроса обратимся к проблеме максимиза­ции прибыли чистой монополией. При ее решении можно воспользоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС);

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек
(МС).

Как известно из гл. 6, валовой доход представляет собой произведение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество единиц про­даваемой продукции (PQ). Помня о том, что для продажи каждой дополни­тельной единицы продукции монополист должен понижать ее цену, пред­ставим в виде таблицы динамику цены, валового дохода и предельного до­хода (табл. 7.2).

Значения колонки 3 получаются умножением соответствующих значе­ний колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из колонки 3, вычитая из каждого следующего значения валового дохода величину, предше­ствующую ей. Например, 7 8 - 4 1 = 37; 1 1 1 - 7 8 - 3 3 ; 140 - 1 1 1 - 29 и т. д.

Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на пониже-



Глава 7



Гц.

Таблица 7.2.

Наши рекомендации