Денежно-кредитная система. Банки
Денежно-кредитная система включает в себя две составляющие – денежную и кредитную.
Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.
В большинстве стран действуют денежные системы бумажно-денежного и банкнотного обращения. В настоящее время сокращается сфера налично-денежного оборота и укрепляется кредитная система.
Кредитная система рассматривается с одной стороны, как совокупность выступающих в различных формах кредитно-расчетных отношений, а с другой – как совокупность финансово-кредитных институтов.
Кредитные отношения обусловлены движением ссудного капитала и включают различные формы кредита: коммерческий, государственный и международный.
Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует временно свободные денежные средства и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Основой кредитной системы исторически являются банки.
Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег между различными областями и странами.
Банк – это финансово-кредитное учреждение (финансовый посредник), аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, а также осуществляющее расчеты и другие операции.
В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура финансово-кредитных институтов:
– Центральный банк;
– коммерческие банки: универсальные, инвестиционные, сберегательные, инновационные, ипотечные, отраслевые и др.
– небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.
Центральный банк составляет основу кредитной системы. Он принадлежит государству и выполняет следующие функции: производит эмиссию (выпуск) банкнот, хранит официальные золотовалютные резервы, осуществляет денежно-кредитную политику страны, регулирует обращение денег в стране, контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков и других финансовых учреждений, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность.
Коммерческие банки – это кредитные институты, которые осуществляют услуги универсального характера. В современных условиях эти банки предлагают своим клиентам до 200 видов услуг: открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, кредитование промышленных и торговых предприятий, рассчетно-кассовое обслуживание, купля-продажа иностранной валюты, охрана ценностей, консалтинг, лизинг, трастовые соглашения, брокерские услуги и др.
Все операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, то есть все операции, по которым банк платит процент), активные (размещение средств, то есть операции, по которым банк взимает процент), посреднические (выполнение операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может взимать и платить процент).
Средства коммерческих банков (фактические резервы) делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты граждан и т. п.).
Прибыль банков (банковская маржа) формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.
Третий элемент финансово-кредитной системы – это небанковские институты. Она специализируются на одном определенном виде деятельности и занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной жизни.
В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом существует двухуровневая банковская система. Двухуровневый характер банковской системы подчеркивается в статье 136 конституции. Они включает Национальный банк, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков. В настоящий момент в Беларуси их двадцать восемь, в числе которых пятнадцать – совместных, с участием иностранного капитала, и два – со стопроцентным иностранным капиталом. Все вместе они имеют пятьсот сорок четыре филиала на территории нашей страны. «Системообразующими» банками являются «Беларусбанк», «Агропромбанк», «Белпромстройбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белбизнесбанк» и «Белорусский банк развития». В них сосредоточено около восьмидесяти процентов всех активов банковской системы.
В создании для Беларуси новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы весьма велика, так как с ее помощью осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки.
31. Социально-экономические последствия инфляции.
Антиинфляционная политика
Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:
– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;
– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;
– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;
– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;
– усиление социальной напряженности в обществе.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.
В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.
Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:
1) адаптационная политика;
2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:
1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;
2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;
2) повышение нормы обязательного резервирования;
3) сокращение государственных расходов и социальных программ;
4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;
5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;
6) предотвращение «импорта инфляции».
Платежный баланс страны
Платежный баланс представляет собой учет всех операций страны на международном рынке.
Таким образом, платежный баланс – это документ, отражающий записи всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром за определенный период (обычно квартал или год).
Экономический субъект – резидент той страны, где находится его основное место жительства (для физических лиц) и место регистрации (для фирм).Соответственно, все остальные экономические субъекты относятся к числу нерезидентов.
Экономические сделки, учитываемые в платежном балансе, называются международными экономическими сделками и представляют собой различные обмены: торговля товарами и услугами, международные переводы, инвестиции и т. д.
Любая международная сделка имеет две стороны: дебет и кредит.Кредит – это отток ценностей из страны, за которым должны последовать компенсирующие платежи в страну. Данная сделка, в результате которой страна получает иностранную валюту, заносится в платежный баланс со знаком плюс.Дебет – это приток ценностей в страну, за который резиденты данной страны должны платить. Такая сделка, в результате которой страна тратит иностранную валюту, заносится в платежный баланс со знаком минус.Платежный баланс состоит из трех основных частей: счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансового счета. Каждая из этих частей подразделяется на составные части.
Текущий счет (счет текущих операций) учитывает платежи за ввозимые и вывозимые товары и услуги, поток доходов в страну и за ее пределы, чистый объем трансфертных переводов в страну и за ее пределы. Текущий счет обычно подразделяется на четыре составные части:
Счет торговли товарами учитывает ввоз и вывоз вещественных товаров. Экспорт связан с притоком денежных средств и относится к кредиту (учитывается со знаком плюс). Импорт связан с утечкой денежных средств и относится к дебету (учитывается со знаком минус). Разница между экспортом и импортом товаров называется товарным балансом. Если экспорт превышает импорт, говорят об избытке товарного баланса (положительное сальдо товарного баланса). Если импорт превышает экспорт, говорят о дефиците товарного баланса (отрицательное сальдо товарного баланса).
Счет торговли услугами учитывает импорт и экспорт услуг (транспортировка, туризм, страхование). Таким образом, покупка путевки за границу является дебетом. А оформление иностранцами (нерезидентами) страхового полиса Республики Беларусь является кредитом. Разница между экспортом и импортом услуг называется балансом услуг. Если экспорт превышает импорт, говорят об избытке баланса услуг (положительное сальдо баланса услуг). Если импорт превышает экспорт, говорят о дефиците баланса услуг (отрицательное сальдо баланса услуг).
Сумма товарного баланса и баланса услуг называют торговым балансом.
Доходы от инвестиций и оплата труда включают заработные платы, проценты и прибыль, текущие в страну (отражаются со знаком плюс) или за ее пределы (отражаются со знаком минус). Так, заработная плата рабочих (резидентов Республики Беларусь), работающих в Российской Федерации, относится к кредиту. А дивиденды, получаемые иностранцами (нерезидентами Республики Беларусь) от доли в белорусском предприятии, относятся к дебету.
Текущие трансферты являются международными денежными переводами, осуществляемыми резидентами данной страны за границу (отражаются со знаком минус), и нерезидентами в страну (отражаются со знаком плюс). Например, перевод денежных средств резидентом Республики Беларусь своим родителям, живущим в Украине, относятся к дебету, а перевод денежных средств из России студенту-россиянину, обучающемуся в Минске, относится к кредиту.
Баланс текущего счета – баланс торговли товарами и услугами плюс доходы от инвестиций и оплаты труда плюс текущие трансферты. Если экспорт превышает импорт, говорят об избытке баланса текущего счета (положительное сальдо баланса текущего счета). Если импорт превышает экспорт, говорят о дефиците баланса текущего счета (отрицательное сальдо баланса текущего счета).
Счет операций с капиталом учитывает поток денежных средств в страну (кредит) и из страны (дебет), связанный с поступлением или передачей основных активов (например, земли), с миграцией населения (движение средств и имущества при миграции населения из страны в страну), с незастрахованным ущербом основным средствам.
Таким образом, баланс счета операций с капиталом – баланс переводов капитала за границу и из-за границы.
Финансовый счет учитывает поток денег в виде инвестиции или депозитов в страну и за ее пределы.
Баланс финансового счета – сумма балансов прямых и портфельных инвестиций, других финансовых потоков и резервов.
Баланс прямых инвестиций – разница между прямыми инвестициями (ценности, вложенные напрямую в предприятие) нерезидентов в страну (кредит) и прямыми инвестициями резидентов в иностранные предприятия (дебет).
Баланс портфельных инвестиций – разница между портфельными инвестициями (покупка ценных бумаг) нерезидентов в страну (кредит) и портфельными инвестициями резидентов в иностранные предприятия (дебет).
Баланс других видов финансового потока – сумма депозитов в страну из-за рубежа и иностранных ссуд, полученных резидентами страны, минус сумма депозитов резидентов за рубежом и ссуды, полученные нерезидентами в финансовых учреждениях нашей страны.Резервыпредставляют собой фонды иностранных валют, используемые с целью стабилизации валютного рынка. Так, если в платежном балансе наблюдается избыток, то Центральный банк страны может использовать этот избыток для увеличения резервов. Такая операция в рамках платежного баланса рассматривается как дебет.Когда учтены все компоненты платежного баланса, он должен уравновесится: дебет должен сравняться с кредитом.Однако при составлении возможны ошибки, причинами которых являются несвоевременность учета, получение данных из разных источников, теневая экономика и т. д. В результате ошибок баланса может и не быть. Для того чтобы этого избежать в платежный баланс включается статья Чистые пропуски и ошибки.В целом соотношение между поступившими и произведенными платежами представляет собой сальдо платежного баланса.Превышение поступивших платежей над произведенными формирует активное сальдо платежного баланса. В случае превышения произведенных платежей над поступившими формируется пассивное сальдо платежного баланса.Сальдо платежного баланса оказывает непосредственное влияние на денежный рынок. При активном сальдо платежного баланса у резидентов образуется избыток иностранной валюты, который они предъявляют на обмену на отечественную валюту. Соответственно, при пассивном сальдо платежного баланса образуется дефицит иностранной валюты, которую необходимо приобрести на валютном рынке.Покупку и продажу валюты резиденты осуществляют через коммерческие банки на валютном рынке. Соответствие спроса и предложения валюты на валютном рынке обеспечивает Центральный банк, который располагает для этой цели золотовалютными резервами. Покупка и продажа валюты Центральным банком на валютном рынке называетсяинтервенцией. Осуществляя интервенцию Центральный банк предоставляет резидентам валюту из своих резервов при пассивном сальдо платежного баланса и покупает излишки валюты при активном сальдо.
Валютный курс
Для осуществления международных экономических сделок необходима иностранная валюта.
Так, экономические субъекты Республики Беларусь предъявляют спрос на иностранную валюту в случаях:
– приобретения продукции и услуг за границей (импорта);
– осуществления инвестиций за границу;
– хранения части денежных средств в иностранной валюте;
– осуществления различных переводов за границу (гуманитарная помощь, переводы родственникам и т. д.).
В свою очередь иностранные экономические субъекты предъявляют спрос на валюту Республики Беларусь.
Предложение иностранной валюты формируется под воздействием экспорта товаров национального производства.
Купля-продажа иностранной валюты осуществляется на валютных рынках по определенному курсу. Валютный обменный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Обменный курс может быть представлен прямым или косвенным методом.
Прямой метод котировки заключается в соотношении одной единицы иностранной валюты к определенному количеству единиц национальной денежной единицы.
Косвенный метод котировки заключается в соотношении одной единицы национальной денежной единицы к определенному количеству единиц иностранной валюты.
Если на национальные деньги можно приобрести иностранную валюту в данной стране и за ее пределами, то национальная валюта считается конвертируемой.
Зачастую экономические субъекты имеют одну иностранную валюту, а нуждаются в другой иностранной валюте. Например, белорусский экспортер продал товары в Российскую Федерацию и получил российские рубли. Но для закупки определенного сырья в Украине ему требуются гривны. Следовательно, ему нужно обменять российские рубли на гривны. Такую валютную операцию также возможно осуществить на валютном рынке. Для определения соотношения между иностранными денежными единицами применяется кросс-курс.
Кросс-курс – это курс между парой валют, рассчитанный на базе курса каждой из них к какой либо третьей валюте.
Цена иностранной валюты определяется спросом и предложением.
К основным типам обменного курса относят фиксированный и плавающий.
Фиксированный тип обменного курса означает поддержание стоимости национальной валюты в определенных пределах (либо фиксированной, либо колеблющейся в узких рамках валютного коридора) по отношению к иностранной валюте. Курс национальной валюты в этом случае определяется на валютном рынке, а центральный банк поддерживает равновесие на этом рынке путем регулирования спроса и предложения.
Регулирование валютного рынка может осуществляться следующими способами:
1) прямыми валютными интервенциями, когда ЦБ сокращает или увеличивает свои валютные резервы, влияя тем самым на спрос и обменный курс валют, что приводит также к изменению объема денежной массы в стране;
2) введением прямого контроля над торговыми и финансовыми потоками;
3) валютным контролем, когда правительство выдвигает требование о продаже ему всей валюты, полученной экспортерами. Впоследствии данный запас валюты распределяется между различными импортерами, которым она требуется;
4) дисконтной политикой, в частности увеличением реальной процентной ставки, что позволит привлечь больше средств на депозиты. Спрос на валюту в этом случае сократиться, а предложение по ее продаже увеличится;
5) мерами внутреннего макроэкономического регулирования, куда относятся все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияют количество денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента, темпы инфляции, ограничение спроса на импортные товары и т. п.
Регулирование валютного курса может быть направлено как на девальвацию (снижение курса валюты), так и на ревальвацию (повышение курса валюты). Это зависит от экономической ситуации в стране и целей, которые ставит перед собой правительство в данный момент, например увеличение совокупного спроса за счет экспортных поставок, чего можно достичь с помощью девальвации валюты, или ограничение спроса путем ревальвации.
К преимуществам фиксированного типа обменного курса можно отнести его предсказуемость и определенность, что положительно оценивается инвесторами и участниками внешней торговли. Фиксированный обменный курс, являясь действительным рычагом снижения уровня инфляции, выступает ориентиром при разработке макроэкономических стабилизационных программ.
Его недостатки проявляются в невозможности прямого контроля Центрального банка за денежной массой в экономике, объем которой может регулироваться балансом спроса и предложения на валютном рынке, а также в потере Центрального банка ориентиров при фиксации курса, что может привести к сокращению официальных валютных резервов.
При плавающем типе валютного курса Центральный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка, курс обмена национальных валют друг на друга определяется свободным взаимодействием спроса и предложения.
Спрос на валюту создают граждане, фирмы и государство.
На динамику курса валют влияют следующие факторы:
1) национальный доход и уровень издержек производства;
2) реальная покупательная способность денег и уровень инфляции в стране;
3) состояние платежного баланса, влияющего на спрос и предложение валюты;
4) уровень процентных ставок в стране;
5) доверие к валюте на мировом рынке и др.
Автоматическая корректировка гибких валютных курсов в конечном счете приводит к исчезновению дефицитов и активов платежных балансов, что является преимуществом данного валютного курса.
К его недостаткам можно отнести следующее:
1) неопределенность в торговле и прибылях, например в условиях инфляции и изменения таможенных пошлин;
2) падение международной стоимости национальной валюты может привести к ухудшению условий торговли страны;
3) значительные колебания валютных курсов оказывают дестабилизирующее влияние на внутреннюю экономику.