Совокупный спрос и факторы совокупного предложения
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике (Yd).
В структуре совокупного спроса выделяют:
– спрос на потребительские товары и услуги (C);
– спрос на инвестиционные товары (I);
– спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
– спрос на экспорт со стороны иностранцев (или на чистый экспорт) (NE).
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие - более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса (AD) показывает изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства в зависимости от изменения уровня цен (рис.4).
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И, наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, рассмотренная зависимость является обратной.
Объяснение отрицательного наклона кривой совокупного спроса принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:
1) эффектом процентной ставки;
2) эффектом материальных ценностей или реальных кассовых остатков;
3) эффектом импортных закупок.
Рис. 4. График совокупного спроса
Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки (при условии неизменного объема денежной массы экономике), что в свою очередь приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Эффект материальных ценностей предполагает, что богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: облигации, акции, срочные счета, имеющих постоянную номинальную стоимость. При повышении общего уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально становится беднее, поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.
Эффект импортных закупок основан на том, что объем ввоза и вывоза товаров зависит в значительной степени от соотношения цен внутри страны и заграницей. Повышение уровня цен внутри страны приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги и увеличению приобретения импортной продукции. И, наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе на продукцию национальной экономики.
Изменение в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это представлено на графике AD как движение от одной точки до другой по стабильной кривой при прочих равных условиях.
Однако, если одно из "прочих условий", называемых неценовыми факторами совокупного спроса, меняется, то смещается вся кривая спроса. Это смещение называют изменением в совокупном спросе или изменением характера спроса. Как показано на рис. 4, увеличение совокупного спроса выражается в смещении кривой вправо, а уменьшение - в смещении влево. Эти сдвиги говорят о том, что экономические субъекты будут покупать больше или меньше товаров и услуг независимо от изменения уровня цен в данный момент.
Выделяют следующие группы неценовых факторов:
1) Изменение в потребительских расходах (С): благосостояние потребителей: ожидания потребителей; уровень налогообложения.
2) Изменения в инвестиционных расходах (I): процентные ставки; ожидаемые прибыли от инвестиций; налоги с предприятий; технология; наличие избыточных мощностей.
3) Изменения в государственных расходах (G);
4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта (NE): национальный доход в зарубежных странах; динамика валютных курсов.
Рассмотрим влияние неценовых факторов на характер совокупного спроса на примере потребительских расходов в результате изменения ожиданий потребителей.
Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В этом случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая совокупного спроса сместится вправо к AD0 к AD1 (рис. 4), когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся (в результате ожидания новой волны инфляции), то их потребительские расходы в настоящий момент могут возрасти, а, следовательно совокупный спрос возрастет.
Величина инвестиционных расходов при том же уровне цен зависит от динамики ставки процента, системы налогообложения, ожидаемых прибылей, уровня технологии и наличия избыточных мощностей. Так, например, если наблюдается увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, то это сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Если фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования.
Непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к увеличению совокупного спроса. Но, если расходы финансируются через продажу облигаций, то государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них приведет к увеличению ставки процента. Это, в свою очередь, снижает инвестиционную активность предпринимательского сектора, то есть сокращает совокупный спрос.
Учитывая влияние ценовых и неценовых факторов на совокупный спрос можно представить спрос как функцию, зависящую от множества переменных:
Yd = f (P, С, I, G, NE).
Спрос на товары и услуги со стороны государства представляет собой сумму расходов в частный сектор для производства общественных благ и осуществления государственных инвестиций. Развитие рыночной экономики сопровождается увеличением государственных расходов в валовом продукте индустриально развитых стран.
Экономическая деятельность государства в отличие от хозяйственной деятельности частного сектора не имеет четко выраженного критерия оптимальности, поэтому трудно выделить главные факторы, однозначно определяющие объем государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании величина государственных расходов (G) рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается как правило, на год вперед, и соответственно основные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет вид постоянной:
G = const.
Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов. С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а, следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг воздействуют на уровень реальной ставки процента, и, как следствие, на инвестиционный спрос предпринимателей.