Тема 3.4 Особенности экономического развития стран с трансформационными экономиками
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим терминам (понятиям): транзитология, Вашингтонский консенсус, градуализм, шоковая терапия, реформы Л. Бальцеровича, югославская фирма, политика «большого скачка», «великая культурная революция», дуальная либерализация цен.
3. Подготовить реферат на тему: «Югославская фирма: особенности организации».
4. Аннотирование и реферирование статей журнала «Мировая экономика и международные отношения» за 2007-2011 гг. по теме 3.4.
5. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дайте характеристику следующим историческим личностям: И.Б. Тито, Л. Бальцерович, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, А. Пиночет.
II. План семинарского занятия
Занятие проходит в форме «круглого стола», по каждому обсуждаемому вопросу назначаются выступающие и дискуссанты.
Проблемы, выносимые на обсуждение:
1. Трансформационная экономика: к постановке вопроса.
2. Реформирование экономики Польши: исторический аспект и современные реалии.
3. Словения: особенности экономического развития в составе СФРЮ, современные реалии.
4. Особенности реформирования экономической системы Чили.
5. Аргентина: особенности экономического развития в XX веке, поиск новой модели в конце 1980-х гг.
6. Влияние нефтяного фактора на экономическое развитие Венесуэлы и Мексики.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), статей.
Требования к докладу смотри на с.10. Дискуссанты презентацию не готовят, время их выступления – до 4 мин.
Для поиска необходимой информации желательно воспользоваться указанными ниже периодическими изданиями, а также публикациями в СМИ, Интернете.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
2. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.459-493, 513-521.
3. Эксперт. Специальный выпуск. 28 декабря – 10 января 2010. № 1 (687).
Дополнительная литература
1. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций: прошлое, настоящее, будущее экономики «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире. М., 2008.
2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Экономическая компаративистика: сравнительный анализ экономических систем. М., 2009.
3. Национальная экономика в условиях глобализации. М., 2007.
4. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2010.
5. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М., 2008.
Журналы
1. Вопросы экономики (комплект за 2007-2011 гг.)
2. Мировая экономика и международные отношения (комплект за 2007-2011 гг.)
3. Российский экономический журнал (комплект за 2007-2011 гг.)
4. ЭКО (комплект за 2007–2011 гг.)
5. Эксперт (комплект за 2008–2011 гг.)
Интернерт–ресурсы
1. http://ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).
2. http://economicus.ru (экономический портал по широкому спектру экономических дисциплин).
3. http://liberty.-belarus.info (научно-исследовательский центр Мизеса, раздел «Уроки мировой экономики»).
4. http://www.ieras-library.ru/ (электронная библиотека Института Европы РАН).
5. http://www.soveurope.ru/ (журнал «Современная Европа»)
6. http://www.ilaran.ru/ (сайт Института латинской Америки РАН)
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В каких странах реформирование экономики проходило по варианту шоковой терапии, а в каких по варианту градуализма?
2. Что такое «ловушки» ресурсного изобилия?
3. Что Вам известно о реформах Л. Бальцеровича?
4. Почему XX в. называют для Аргентины «потерянным столетием»?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Экономика стран Древнего Востока.
2. Экономика древнегреческого полиса.
3. Основные черты экономики Древнего Рима.
4. Основные черты феодализма как хозяйственной системы.
5. Цеховая система.
6. Два круга европейской морской торговли - левантийский и ганзейский.
7. Значение Великих географических открытий и «революции цен» для развития европейской экономики.
8. Сущность «второго издания крепостничества» в Восточной Европе.
9. Первые мировые биржевые центры.
10. Города-лидеры ремесла в Италии, Германии, Фландрии. Ярмарки.
11. Кольбертизм во Франции.
12. Нидерландская революция. Хозяйственная система Голландии (конец XVI - XVII вв.).
13. Возвышение Англии в XVII – XVIII вв. Политические революции XVII в. и огораживание как факторы роста капиталистического предпринимательства. «Аграрный переворот» и его значение.
14. Ост-Индские торговые компании. Их значение.
15. Сущность промышленного переворота.
16. Особенности промышленного переворота в Англии, Бельгии, Франции.
17. Экономическое развитие в XIX веке: базовые детерминанты.
18. Превращение США в мировую индустриальную державу.
19. Реформы Мейдзи в Японии и их результаты.
20. Особенности индустриализации в Германии.
21. Золотой стандарт.
22. Первая «Великая депрессия»: причины, последствия.
23. Появление стандартизации и массового производства.
24. Экономическое развитие в XX веке: базовые детерминанты.
25. Изменение общих условий хозяйственной жизни в начале XX века (новые технологии и структурные сдвиги, финансовый капитализм и финансовая олигархия, формы монополий).
26. Экономические итоги Первой мировой войны.
27. Версальско-Вашингтонская система: экономические аспекты и противоречия.
28. Укрепление позиций США после Первой мировой войны. Эпоха «просперити».
29. «Великая депрессия» в США, мероприятия «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.
30. Пути выхода из кризиса 1930-х в Англии и Франции.
31. Тоталитарные варианты преодоления «Великой депрессии».
32. Бреттон-Вудская система: основные положения, причины заключения договора.
33. План Маршалла и восстановление экономики Западной Европы.
34. Реформы Л.Эрхарда и создание «социального рыночного хозяйства» в ФРГ.
35. «Экономическое чудо» Японии.
36. Голлизм и модернизация французской экономики.
37. Нефтяные шоки 1970-х гг. и их последствия.
38. Неоконсерватизм в экономической политике.
39. Югославская фирма.
40. Особенности реформирования экономических систем Аргентины, Чили, Мексики.
41. Реформирование экономики в странах Центральной и Восточной Европы (на примере отдельной страны).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: «История мировой экономики»
Специальность:
080102 «Мировая экономика»
Автор:
Татьяна Викторовна Лобас