Система организации управления

Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как можно заметить, наиболее централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:

· участие в выработке решений не только руководителей, но и всего персонала;

· соблюдение принципа единогласия в принятии решений;

· отсутствие четких должностных инструкций;

· использование специфической системы управления персоналом, основанной на пожизненном найме и выслуге лет;

· постоянное совершенствование искусства управления.

Японские ТНК наибольшее внимание концентрируют на функционировании материнской компании, однако отличаются тенденцией усиления внимания к деятельности корпорации как целого.

Примечательно, что японцы переносят свой стиль управления и на дочерние компании зарубежных ТНК, базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций "ИБМ", "Ксерокс" используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции. Это обеспечивается тем, что японские специалисты по управлению свободно владеют английским языком, знают, как использовать японский стиль управления, и отличаются высокой компетентностью.

Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном. Япония создает уникальную, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда обогнала все другие страны.

Инвестирование

Японские ТНК проявляют интерес к зарубежным рынкам общественных благ. Японский бизнес инвестирует сферы здравоохранения и образования. Мотивацией транснационализации японского бизнеса служит: во-первых, рост спроса в странах АТР на образование и здравоохранение.

Японские транснациональные компании активно инвестируют в экобизнес. По опросу Джетро, 88,7% японских компаний ожидают рост в сфере экобизнеса и лишь 2,1% опрошенных компаний не намерены инвестировать в экологию. Они видят возможные перспективы недостаточно ясными. Около 40% компаний планируют инвестировать в экобизнес в ближайшее время.

Система организации управления - student2.ru

Рисунок 3

В экономике Японии транснациональная деятельность корпораций играет важнейшую роль: 18% производства осуществляется за рубежом, а если смотреть лишь на деятельности транснациональных компаний, то эта доля возрастает до 31,4%. По отраслям эта доля еще выше: в автомобилестроении - 35,7%, в электромашиностроении - 44,6% .

Транснационализация

Такие масштабные процессы транснационализации оказывают значимый эффект на национальную экономику Японии, как позитивный, так и негативный. Говоря о последствиях, среди негативных выделяют уменьшение абсолютных размеров базы налогообложения, а в результате и уменьшение доли налоговых сборов в доходной части бюджета страны; разрушение традиционных связей корпораций с субподрядчиками, что привело к большому количеству банкротств мелких и средних предприятий, потерявших своего основного закупщика. Что касается позитивных экономических последствий транснационализации японских фирм, стоит подчеркнуть возросший производительный и экспортный потенциал Японии за счет зарубежных производств.

Крупнейшие японские корпорации сегодня обладают продвинутыми технологиями проектирования и строительства суперсовременных небоскребов, их заводы оборудованы специальными комнатами для автоматизированной сборки высокотехнологичных компонентов, эти корпорации являются признанными мировыми лидерами в сфере строительства тоннелей и различных подземных сооружений. Наконец, что особенно существенно, они располагают наиболее современными технологиями в области роботизации и компьютерной автоматизации строительных процессов и возведения зданий с автоматизированными системами жизнеобеспечения, а также массового использования заводских модульных конструкций.

Из этого следует, что транснационализация является логичным и самым подходящим направлением развития бизнеса Японии на данном этапе. В условиях переменчивой экономической структуры мира, перераспределения сил между развитыми и развивающимися государствами, основной тенденцией транснационализации японского бизнеса стала географическая и отраслевая диверсификация. Японские инвесторы в большинстве своем обращают свое внимание на рынки развивающихся стран, а точнее на страны, состоящие в таких союзах, как БРИКС и АСЕАН. В плане отраслевой диверсификации японские транснациональные компании начали свою деятельность в транснационализации сектора услуг, в частности финансовой сферы, традиционно закрытой сферы японской экономики. В действительности путь транснационализации является оптимальным для развития японского бизнеса на настоящее время. Японские компании вынуждены бороться за место под солнцем, в худшем случае, они могут оказаться на периферии развития мировой экономики. На нынешнем этапе эта борьба заключается в повышении степени транснационализации бизнеса.

5.6 Вывод

Экономика Японии — это одна из самых развитых экономик мира. Важнейшим событием послевоенной истории страны «восходящего солнца» стало восстановление её экономических позиций в мире в 50-60 гг., и выход этой страны на второе место в мире по экономическому потенциалу вначале 90 гг. и по сегодняшний день. Хозяйство Японии включает в себя несколько секторов, если быть конкретное, то это такие секторы, как: сельское хозяйство, промышленность, ресурсы и энергетика, торговля. Сейчас государство находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, а так же развитым сектором являются – сфера услуг, финансы, НИОКР. По уровню численности населения Япония входит в первую десятку крупнейших стран, а по продолжительности жизни населения она занимает одно из ведущих мест в мире. За последние пару лет в стране появился дефицит бюджета, который представляет из себя серьезную проблему, в связи с большим объемом государственных расходов.

Япония смогла достичь высоких результатов в научно-техническом развитие, в особенности страна преуспела в отдельных направлениях передовых технологий. Основной частью экспорта является автомобилестроение. Именно оно и обеспечивает серьезную поддержку экономики Японии на мировом рынке. Помимо этого, японские корпорации занимаются активной деятельностью в государственно-частных партнерствах, такое участие способствует появлению японских транснациональных компаний на рынках общественных благ.

Японские транснациональные компании выступают в качестве инвесторов в различные инфраструктурные проекты развивающихся стран.

Также, на рынке общественных благ, японские корпорации интересуются такими сферами, как: образование, здравоохранение. Важным этапом при становлении на новый уровень транснационализации стала транснационализация сферы НИОКР, где японские транснациональные компании сильно уступают своим западным конкурентам.

Япония является высокоразвитым государством. Страна имеет 2,5 % населения земли и 0,3 % ее площади. На данный момент Япония по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на втором месте после Соединенных штатов. На долю страны приходится примерно 15 % мирового промышленного производства. Помимо всего этого, государство встало на первые позиции по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов.

Японская экономика практически закончила своё приспособление к «дорогой иене». Переход к новой модели экономического развития государства практически подошел к концу. Данная модель снимает акцентирование на экспортную ориентацию и ставит в приоритет внутреннее потребление.

Заключение

Транснациональные корпорации являются крупнейшими компаниями, которые на данный момент стали основной движущей силой, фундаментом процесса интернационализации мирового народнохозяйственного комплекса. Все это показывает нам, что доминантность в экономике пары сотен таких фирм определяет пропорции сбыта и производства. Деятельность транснациональных компаний обеспечивает около 50 % мирового объема промышленного производства. Транснациональные компании являются полноправными и значительными субъектами международных экономических отношений. Они стали необходимым звеном процесса увеличения глобальной производительности труда и повышения уровня жизни людей. Вывод: масштабная динамика транснациональных компаний наращивает свои темпы. Позже они будут претендовать на все большее завоевание части производств, рынков продукции и сырья.

Система организации управления - student2.ru

Ссылки на источники:

Экономика Японии 2014-2015гг. http://fx-currencies.ru/articles/ekonomika

Рынок роботостроения http://rosinvest.com

The top 100 transnational corporations // UNCTAD. 1990–2010.

[1] аффилированные лица — физические и юридические лица (в частности, инвесторы), способные оказывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта (юридического и / или физического лица, например, компании) вследствие участия в его капитале или членства в руководящих органах.

[2] Крупнейший в мире производитель разных видов техники, включая локомотивы, энергетические установки (в частности, атомные реакторы), газовые турбины, авиационные двигатели, медицинское оборудование, свето-технику, пластмассы и герметику.

Наши рекомендации