Обучение основам библиотечного дела
Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста, как установлено Госстандартом, должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы; наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам; а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами в библиотеках вузов.
Вуз должен обеспечивать студентам возможность пользоваться основной учебно-методической литературой в объеме 1 экземпляра на 2 обучающихся. Примерный рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД определяется Учебно-методическим объединением по экономике и менеджменту.
Библиотека вуза должна иметь необходимую информационную базу, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного экономиста, в том числе, профессионально важные журналы, реферативные журналы, научную литературу; указания о наличии информационных баз и доступе к различным сетевым источникам информации.
Практические работы должны быть обеспечены методическими разработками в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.
Важность владения знаниями по библиотековедению подчеркивает и та часть государственного образовательного стандарта, которая обеспечивает приобретение практических навыков студентов в этой области. С этой целью вузы организуют специальные практики. И в частности, учебно-методические объединения (УМО) рекомендуют: организовать на втором курсе двухнедельную библиотечную практику. Ее цель — научить поиску и анализу научной информации на бумажных и электронных носителях. Кроме этого, еще две недели — статистическая практика, цель которой — поиск и анализ первичных данных на бумажных и электронных носителях.
Организация библиотечного дела в России
По данным Российского статистического ежегодника, в 1999 г. в России функционировало 51,4 тыс. общедоступных библиотек, в том числе 12,6 тыс. в городах и поселках городского типа и 38,8 тыс. в сельской местности. Библиотечный фонд равнялся 1034 млн экземпляров. Число зарегистрированных пользователей составило 59,2 млн человек.
В нашей стране в прошедшие десятилетия формировалась и создана система библиотечного обслуживания населения.
По назначению библиотекиподразделяются на: массовые, научные, специальные.
Основная задача массовых библиотек— содействовать расширению общеобразовательных знаний читателей, руководить чтением, помогать эстетическому воспитанию граждан. Массовые библиотеки обслуживают взрослое и детское население в городах и в сельской местности.
Научные и специальные библиотекипризваны удовлетворять запросы читателей, связанные с производственной и научной деятельностью, с воспитанием и подготовкой кадров высшей квалификации для всех отраслей хозяйства и культуры.
Научные библиотеки бывают универсального профиля, специализированные, вузовские.
Универсальные научные библиотеки в своих фондах имеют литературу по всем отраслям знаний. Такими библиотеками являются областные библиотеки, республиканские библиотеки и общенациональные библиотеки(Российская государственная библиотека (бывшая Гос. биб-ка им. В.И. Ленина), Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы и др.).
Специализированные научные библиотеки призваны удовлетворять узкопрофессиональные запросы ученых и специалистов. Фонды этих библиотек содержат литературу по определенным отраслям знаний. В нашей стране имеется разветвленная сеть технических, экономических, сельскохозяйственных, медицинских и других специализированных библиотек.
В сеть специальных экономических библиотекРоссии входят:
• научная библиотека по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН);
• областные библиотеки;
• библиотеки предприятий;
• библиотеки научно-исследовательских институтов;
• библиотеки вузов.
Аналогичным образом строятся и другие сети специализированных библиотек.