Обучение основам библиотечного дела

Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста, как установлено Госстандартом, должна обеспечивать­ся доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дис­циплин основной образовательной программы; наличием методиче­ских пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем ви­дам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектиро­ванию, практикам; а также наглядными пособиями, мультимедий­ными, аудио-, видеоматериалами в библиотеках вузов.

Вуз должен обеспечивать студентам возможность пользоваться основной учебно-методической литературой в объеме 1 экземпляра на 2 обучающихся. Примерный рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД определяется Учебно-методическим объединением по экономике и менеджменту.

Библиотека вуза должна иметь необходимую информационную базу, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного эко­номиста, в том числе, профессионально важные журналы, рефера­тивные журналы, научную литературу; указания о наличии инфор­мационных баз и доступе к различным сетевым источникам инфор­мации.

Практические работы должны быть обеспечены методическими разработками в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.

Важность владения знаниями по библиотековедению подчерки­вает и та часть государственного образовательного стандарта, которая обеспечивает приобретение практических навыков студентов в этой области. С этой целью вузы организуют специальные практики. И в частности, учебно-методические объединения (УМО) рекомендуют: организовать на втором курсе двухнедельную библиотечную практику. Ее цель — научить поиску и анализу научной информации на бумажных и электронных носителях. Кроме этого, еще две недели — статистическая практика, цель которой — поиск и анализ первичных данных на бумажных и электронных носителях.

Организация библиотечного дела в России

По данным Российского статистического ежегодника, в 1999 г. в России функционировало 51,4 тыс. общедоступных библиотек, в том числе 12,6 тыс. в городах и поселках городского типа и 38,8 тыс. в сельской местности. Библиотечный фонд равнялся 1034 млн экземп­ляров. Число зарегистрированных пользователей составило 59,2 млн человек.

В нашей стране в прошедшие десятилетия формировалась и создана система библиотечного обслуживания населения.

По назначению библиотекиподразделяются на: массовые, науч­ные, специальные.

Основная задача массовых библиотек— содействовать расшире­нию общеобразовательных знаний читателей, руководить чтением, помогать эстетическому воспитанию граждан. Массовые библиоте­ки обслуживают взрослое и детское население в городах и в сель­ской местности.

Научные и специальные библиотекипризваны удовлетворять за­просы читателей, связанные с производственной и научной дея­тельностью, с воспитанием и подготовкой кадров высшей квалифи­кации для всех отраслей хозяйства и культуры.

Научные библиотеки бывают универсального профиля, специа­лизированные, вузовские.

Универсальные научные библиотеки в своих фондах имеют литера­туру по всем отраслям знаний. Такими библиотеками являются обла­стные библиотеки, республиканские библиотеки и общенациональные библиотеки(Российская государственная библиотека (бывшая Гос. биб-ка им. В.И. Ленина), Всероссийская государственная библиоте­ка иностранной литературы и др.).

Специализированные научные библиотеки призваны удовлетво­рять узкопрофессиональные запросы ученых и специалистов. Фон­ды этих библиотек содержат литературу по определенным отраслям знаний. В нашей стране имеется разветвленная сеть технических, экономических, сельскохозяйственных, медицинских и других спе­циализированных библиотек.

В сеть специальных экономических библиотекРоссии входят:

• научная библиотека по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН);

• областные библиотеки;

• библиотеки предприятий;

• библиотеки научно-исследовательских институтов;

• библиотеки вузов.

Аналогичным образом строятся и другие сети специализирован­ных библиотек.

Наши рекомендации