Экономическая система: понятия, элементы, структура

Системный подходшироко используется в современных экономических исследованиях.

Выделения системы требует наличия:

1. Объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некоторую совокупность. Этими элементами могут быть люди, природные объекты, машины и их части, знаки-символы, слова естественного языка и т.п.;

2. Субъекта исследования -“наблюдателя”;

3. Задачи, характеризующие отношение наблюдателя к объекту и определяющий отбор рассматриваемых элементов и их существенных свойств.

Совокупность этих требований и известная субъективность, неизбежная при отборе системообразующих их признаков, вызывают значительные трудности универсального определения системы. Поэтому приняты различные подходы к его трактовке, отличающиеся уровнем абстракции.

В наиболее общем виде систему можно определить как совокупность элементов, необходимым образом связанных между собой и образующих определённую целостность. Другими словами, система – это целостное образование, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых частей (элементов). Во всех определениях системы подчеркивается, что система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, что она имеет определённую структуру и взаимодействует с некоторой “средой”. Материальной основой формирования системы являются свойства и взаимосвязи объектов реального мира, существующие объективно, независимо от исследователя. Определённый класс этих свойств должен найти отражение в модели системы в виде набора соответствующих переменных и связей (отношений) между ними.

Основные черты (признаки) системы:

1. Целостность. Для системы как отграниченного множества взаимосвязанных элементов характерны:

- относительная обособленность и автономность;

- система как целое обладает свойствами, которые не сводимы к сумме свойств её элементов;

- каждый элемент системы обладает свойствами, которые можно назвать системообразующими. Проявление свойств элемента зависит от места элемента в структуре системы и выполняемых им функций.

2. Элементы. Они совместимы. Возможность проявления тех или иных свойств элементов определяется их местом в системе.

3. Структурность. Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между её элементами.

Связь – это отношение, взаимодействие в котором изменение одного элемента, предмета, явления, свойства и т.д. вызывает изменение другого. Структура системы – способ связи между её элементами, совокупность необходимых связей. Элементы в системе есть то, что они есть, только через связи с другими элементами. Одновременно отношения не существуют без элементов. Взаимодействие реальных объектов – элементов системы друг с другом и с внешней средой – столь же разнообразны, как и свойства объекта и среды. Таким образом, понятие “система” является абстракцией не только свойств охватываемых ею реальных объектов, но и связей между ними.

4. Иерархичность. Каждый компонент системы может быть представлен как система. Множество элементов в простых (многоструктурных) системах последовательно объединяется в подмножества, соответственно структура системы образуется как иерархия её подструктур. Система выступает как объединение своих подсистем. При этом она обладает свойством целостности: В системе появляются новые, так называемые эмерджентные (порожденные) свойства, которых нет у отдельных её элементов и которые возникают в результате взаимодействия этих элементов. В сложных системах между подсистемами существуют отношения соподчинения. В ряде случаев может быть выделена исходная, базовая структура.

5. Множественность описания каждой системы. Важнейшей общей характеристикой системы является её разнообразие, которое определяется числом различных состояний системы. Адекватное познание системы требует построения множества моделей, каждая из которых описывает определённый аспект системы, т.е. определённый структурно-функциональный срез сложной системы.

6. Взаимозависимость системы и среды.

7. Большинство систем, в частности биологических, технических, социальных, характеризуется наличием процессов передачи информации и управления.

В научных исследованиях, в зависимости от выбранных критериев, используются различные классификации систем. Экономические системы относятся к типу сложных целостно-органических систем. В наиболее общем виде экономическую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов экономики.

Экономика – это система общественного производства. Это особый социальный организм (целостность), представляющая собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические системы обладают способностью к воспроизводству, самоорганизации и саморазвитию. Специфика, качество экономических систем выражается в особом свойстве – присвоении. Присвоение в наиболее абстрактном виде – процесс взаимодействия общества и природы. Экономика как система – процесс использования, преобразования природных ресурсов для создания условий жизнедеятельности людей.

Создание условий жизнедеятельности людей (благ) – это процесс, где происходит: Во-первых: взаимодействие человека (общества) и природы, и, Во-вторых: взаимодействие между людьми, субъектами экономической деятельности, по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ.

Отсюда следует, что существуют элементы, без которых невозможно представить существование любых экономических систем. Они фиксируются посредством таких категорий, как благо, экономическое благо, ресурсы, субъекты экономической деятельности (отношений).

Потребность – это нужда человека или группы людей в чем- либо, свойства чего заранее известны.

Существуют различные классификации потребностей [10, c. 19-21].

Согласно классификации А. Маршалла потребности делятся по парному признаку на:

- первичные ( например, потребность в еде) и вторичные ( например, в чтении); - абсолютные ( потребность в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными потребностями;

- высшие ( потребность в духовном развитии) и низшие ( физиологические);

- положительные и отрицательные;

- неотложные и отсроченные;

- общие и особенные ( национальные костюмы, национальная кухня );

- обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами;

- индивидуальные и коллективные;

- частные и государственные.

Согласно теории Маслоу различают пять основных категорий потребностей, а именно:

- физиологические потребности ( потребности в еде, воде, воздухе ит.п);

- потребность в безопасности;

- социальные потребности ;

- потребность в самоутверждении;

- потребность в самоактуализации ( потребности человека в самовыражении, в реализации скрытых способностей, наиболее полном использовании своих знаний и умений).

Потребности по своей природе объективны, ибо определяются уровнем развития производительных сил общества и социальным положением человека.

На поверхности общественной жизни потребности выступают в виде интереса. Осознанный интерес, в свою очередь, выступает в виде цели, побудительного мотива к действию.

С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т. д. Это находит выражение в законе возвышения потребностей.

Удовлетворение потребностей осуществляется посредством тех или иных благ.

Благо – это способность предметов удовлетворять те или иные потребности человека. Различают экономическое и неэкономическое благо. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве ( например, воздух). Экономическое благо – это редкое благо. Товар – это экономическое благо. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.п.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки и т. п.); взаимозаменяемые ( масло и маргарин) и взаимодополняемые ( фотоаппарат и пленка); настоящие и будущие; прямые (потребительские) и косвенные ( производственные).

Иными словами, блага - это окружающие нас материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей. Между потребностями и благами существует определенная взаимозависимость. Недостаток благ по сравнению с нашими потребностями называется ограниченностью, или редкостью благ. Поэтому экономическими называются ограниченные, или редкие блага. Экономическими благами являются природные ресурсы, т.е. главным образом материалы и сырье, служащие для производства других благ, человеческие ресурсы или способности и умение людей, деньги, предметы потребления и т.п.

Создание материальных благ требует определенных ресурсов.

Ресурсы представляют собой совокупность материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции. Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные и экономические.

Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве. Примером свободных ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т. д.

Экономические ресурсы – это ограниченные ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов относительна, а не абсолютна. Они ограничены лишь в сопоставлении с нашими потребностями.

Экономические ресурсы делятся на две группы: материальные и людские ресурсы.

Материальные ресурсы представлены, во-первых, сырьевыми материалами или предметами труда, то есть то, на что мы воздействуем в процессе труда, и, во- вторых, произведенными ресурсами или средствами труда, то есть тем, чем мы воздействуем на предмет труда. Средства труда и предметы труда в совокупности образуют средства производства или материальные ресурсы. Материальные ресурсы и людские ресурсы в совокупности представляют собой производственные ресурсы или производительные силы общества.

Таким образом, экономические ресурсы можно подразделить на следующие составляющие:

-природные ресурсы, или земля;

-инвестиционные ресурсы, или капитал;

-трудовые ресурсы, или труд;

-предпринимательские способности;

-знания, или управленческие способности;

-информация.

Природные ресурсы, или земля - это все сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилую застройку, а также вся совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг, - полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.

Инвестиционные ресурсы, или капитал, включают в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу относятся здания, сооружения. Станки, машины, оборудование, инструменты, используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю.

Труд представляет собой целесообразную деятельность людей по созданию экономических благ.

Предпринимательские способности – это способности человека, заключающиеся в его умении:

-организовывать производство путем соединения всех необходимых факторов производства;

-принимать основные решения по управлению производством;

-быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства;

- нести ответственность за принимаемые решения.

Информация - это набор сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессов. Обладание необходимой информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическими субъектами проблем. Умение использовать информацию характеризует такой ресурс, как знания, или управленческие способности

Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей.

Субъекты экономической деятельности. Экономический субъект – это человек или группа людей или организация принимающие решения по поводу экономических благ. Основными экономическими субъектами являются:

1. Индивиды (домохозяйство); Человек – главный и исходный экономический субъект;

2. Фирмы, т.е. экономические организации различных форм (партнерство, корпорации и т.п.);

3. Государство, которое принимает экономические решения и реализует их посредством действий государственных органов: правительства, парламента, министерств и др.

Наши рекомендации