ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества

а. Экономическая система общества

б. Производственные ресурсы

в. Труд

г. Капитал

д. Земля

е. Предпринимательский талант

ж. Потребительские товары

з. Средства производства

и. Экономическая эффективность

к. Полная занятость

л. Кривая (или линия) производственных возможностей

м. Альтернативные издержки

н. Экономический рост

о. Рыночная система

п. Командная экономика

р. Традиционное общество

с. Смешанная экономика

т. Технология

1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйст­венное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом

2. Увеличение реального объема продукции и его рост на душу насе­ления.

3. Максимально возможное использование всех имеющихся в экономической системе общества ресурсов.

4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.

5. Техника и способы преобразования экономических ресурсов в товары и услуги.

6. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

7. Кривая, показывающая различные комбинации производства двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресур­сов которой постоянны.

8. Оборудование, орудия труда, машины, сырье с помощью которых произ­водятся товары и услуги.

9. Способность человека находить, привлекать и рационально использовать производственные ресур­сы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновацион­ных процессах.

10.Экономическая система, основанная на различных формах собственно­сти, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизован­ными решениями.

11.Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования про­изводственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

12.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю­дей.

13.Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.

14.Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют фактическое использование производственных ресурсов.

15. Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

16. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.

17. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

18.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов воспроизводственного процесса в обществе.

УПРАЖНЕНИЯ

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и ловлей рыбы. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо ловит 10 рыб.

а) Начертите на рис. 2.1 кривую производственных возможностей экономики этого острова.

б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможно­стей экономики этого острова.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

2. Рис. 2.2 изображает кривую производственных возможностей экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.2. Линия производственных возможностей (ЛПВ)

а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1. 60 кинокамер и 200 часов.

2. 60 часов и 80 кинокамер.

3. 300 часов и 35 кинокамер.

4. 300 часов и 40 кинокамер.

5. 58 часов и 250 кинокамер.

б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?

в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется про­извести дополнительно еще 40 кинокамер?

г) В чем состоит отличие конфигурации кривой на рис. 2.2 от конфигурации кривых, которые вы нарисовали в упражнении 1 (рис, 2,1)?

3. На рис. 2.3 изображена линия производственных возможностей (ЛПВ) для конкретной экономики. Если она испытывает рецессию, в какой точке она находится? .

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.3. Линия производственных возможностей

4. Рис. 2.4 иллюстрирует общественный выбор между производством обще­ственных благ и товаров индивидуального потребления.

Точки а, в, с характеризуют различную степень участия государства в развитии экономики. Для каждой точки подберите ситуацию, соответству­ющую ее местоположению на ЛПВ:

а) Минимальное вмешательство государства в экономику.

б) Правительство обеспечивает производство большей части общественных благ (социальных услуг) в рамках государственного сектора.

в) Занимаясь производством общественных благ, правительство в то же время допускает функционирование частного сектора.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.4. Общественный выбор на линии производственных возможностей

ТЕСТЫ

1. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономиче­ский рост:

а) Потребуется все меньше и меньше производственных ресурсов.

б) Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объем производства.

в) Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать,

г) Потребуется все больше и больше ресурсов.

2. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а)Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.

б) Только к рыночной экономике.

в) Только к отсталой экономике.

г) К любому обществу безотносительно его социально-экономической и по­литической организации.

3. Проблема «что производить» не стоит, если:

а) Предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть ис­пользованы только для производства предметов потребления.

б) Экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убыва­ющей производительности факторов производства.

в) Предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить пред­меты роскоши.

г) Каждый производственный ресурс специфичен, т. е. он может быть ис­пользован для производства только одного конкретного товара.

4. Если в экономике действует закон убывающей производительности фак­торов производства, для поддержания ее роста необходимы:

а) Пропорциональный рост всех факторов производства.

б) Рост некоторых факторов производства при неизменном объеме хотя бы одного производственного ресурса.

в) Рост объема только одного фактора .производства (при неизменных объ­емах остальных факторов).

г) Пропорциональный рост всех факторов производства (в натуральном вы­ражении) при снижении цены дополнительной единицы продукции.

5. Проблема «что производить»:

а) Может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

б) Может рассматриваться как проблема выбора точки на ЛПВ.

в) Изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства.

г) Возникает только в условиях острого дефицита ресурсов.

6. Проблема «как производить» не существует:

а) Если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «при­вязано» к конкретным товарам.

б) Если экономика не испытывает действия закона убывающей доходности факторов производства.

в) При условии ограниченности запасов производственных ресурсов по от­ношению к наличной рабочей силы.

г) В технически развитом обществе, где эта проблема становится чисто технической.

7. ЛПВ показывает:

а) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

б) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.

в) Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.

г) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

8. Фермер, который использует неэффективные методы производства:

а) Безработный.

б) Частично безработный.

в) Относится к числу занятых.

г) Все предыдущие ответы неверны.

9. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) Полная занятость.

б) Полное использование производственных ресурсов.

в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.

г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

10. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:

а) Будет произведено больше товаров и услуг.

б) Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг.

в) Улучшилась технология производства.

г) Повысился стандарт жизненного уровня.

11.Альтернативные издержки нового стадиона — это:

а) Оплата его охраны и другого персонала.

б) Цена строительства стадиона в будущем году.

в) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

г) Цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

12. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого произ­водить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:

а) Что производится?

б)С каким уровнем инфляции мы столкнемся?

в) Сколько товаров и услуг будет произведено?

г) Кто будет производить товары и услуги?

13. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) Командная.

б) Рыночная.

в) Натуральная.

г) Смешанная.

14.Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все эконо-мические системы, это:

а) Инвестиции.

б) Производство.

в) Потребление.

г) Редкость.

15.В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) Каким образом можно достичь уровня полной занятости?

б) Что и сколько производить?

в) Как избавиться от инфляции?

г) Как стимулировать экономический рост?

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Вопросы «что, как, для кого производить» в капиталистической экономике решаются с помощью ценового механизма.

2. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребно­стей людей.

3. Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линий производ­ственных возможностей, можно ответить на вопрос, «для кого развивается производство», на чьи потребности оно ориентируется.

4. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возмож­ностей.

5. Экономисты предлагают стимулировать рост безработицы, чтобы обеспе­чить резервы для будущего развития производства.

6. Если экономика эффективна, то в ней не действует закон убывающей производительности факторов производства.

7. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы.

8. Если бы все пахотные площади были плодородны, то закон убывающей производительности факторов производства в сельском хозяйстве не дейст­вовал бы.

9. Границу производственных возможностей можно использовать для оценки выбранного обществом соотношения между производством общественных благ и товарным сектором.

10. Традиции и опыт как составные механизма принятия решений сегодня используются в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

11. Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость, альтер­нативные издержки, альтернативный выбор.

12. В экономике, если она движется вдоль границы производственных воз­можностей, альтернативные издержки постоянны.

13. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

14. Экономический рост означает, что увеличивается объем произ-водимых благ и услуг, а граница производственных возможностей экономики сдви­гается вправо.

15. Проблемы «что, для кого, как производить» в командной экономике решаются автоматически.

16. Высокий уровень инвестиций приводит к росту производительности труда и стимулирует создание новых продуктов и технологий.

17. Если граница производственных возможностей сдвигается вверх, то не следует опасаться роста населения.

18. Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осу­ществляют выбор между производством средств производства и производст­вом потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем пери­оде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.

ПРОБЛЕМЫ

1. В таблице 2.1 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

Таблица 2.1

  Варианты   Трак­торы   Мино­меты Альтернатив­ные издержки
А О
В
С
D
Е
F
G
Н

а) По данным таблицы 2.1 постройте кривую производственных возможностей.

б) Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже?

в) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 2.1.

д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меня­ются)?

2. 'Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации на рис. 2.6, 2.7?

а) Переход из точки «и» в точку «Ь» не означает появления убытков в экономике страны А за счет изменения альтернативных издержек.

6) По мере расширения производства машин в стране А, "издержки произ­водства хлебобулочных изделий растут.

  ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.6. ЛПВ страны А Рис. 2.7ЛПВ страны В

в) Расширение производства хлебобулочных изделий в стране А возможно только при условии роста альтернативных издержек.

г) Производство машин и хлебобулочных изделий в стране Б осуществляется при сохранении фиксированного уровня используемых производственных ресурсов.

д) Перемещение из точки «а» в точку «Ь» означает, что альтернативные издержки в экономике страны Б меняются.

е) Экономика обеих стран может легко достигнуть точки «а».

3. Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис. 2.8, 2.9?

а) Если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране Б технологический уровень развития выше, чем в стране А.

б) В обеих странах, действует закон убывающей производительности факто­ров производства.

в) Страна А инвестирует больше в сектор, находящийся на графике в точке «а», нежели в точке «с».

г) Если на графике производственных возможностей экономическое поло­жение страны А соответствовало точке «а», оно могло бы переместиться в точку «с»

д) Если на графике производственных возможностей экономическое поло­жение обеих стран соответствует точке «а», то ресурсы и в том, и в другом случае используются неэффективно.

е) Перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек страны Б остается постоянной.

ж) Переход из точки «с» в точку «d» на графике производственных возмож­ностей не означает возникновения каких-либо потерь в экономике страны Б.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.8ЛПВ страны А

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. а. Экономическая система общества - student2.ru

Рис. 2.9ЛПВ страны В

Наши рекомендации