Характеристика рынка труда в регионах республики

Современный рынок труда можно описать как сочетание и сосуществование следующих сегментов: высокой, но имеющей тенденцию к сокращению, официальной занятости; относительно невысокой, но принимающей хроническую форму регистрируемой безработицы; масштабной неполной (или частичной) занятости; вторичной занятости всех групп экономически активного населения. Несмотря на определенный компенсаторный эффект, позволивший избежать в первые годы реформ острого социального конфликта, такая модель вряд ли соответствует идеалам эффективного, цивилизованного и устойчиво развивающегося рынка труда, равно как и эффективной цивилизованной и устойчиво развивающейся экономики в целом.

Белорусский рынок труда характеризуется традиционностью форм и структуры занятости и не может быть отнесен к разряду гибких и эффективно регулируемых рынков. Современные тенденции социально-экономического развития Беларуси обусловливают, с одной стороны, появление негативных социальных явлений на рынке труда (качественное несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы, неполная занятость), а с другой - наполнение новым перспективным содержанием уже имеющихся явлений и процессов (гибкие формы занятости, человеческий потенциал в сфере труда, конкурентоспособность трудовых ресурсов). В ходе эволюционного экономического развития возможна и необходима трансформация структуры занятости как ключевого условия рационального изменения структуры национального производства (создание высокотехнологичных производств, развитие сферы инновационных услуг и т.д.).

Эффективность функционирования рынка труда с количественной стороны предполагает полную занятость (вовлечение максимальной численности трудовых ресурсов в сферу общественного производства), а с качественной - экономически (рациональное использование трудовых ресурсов) и социально (оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства) эффективную занятость. В основе преобразования традиционной занятости в экономически и социально эффективную занятость просматривается, прежде всего, ориентация на потребности и интересы как общества и производства, так и индивида (населения); движение, по Д. Беллу, от "экономизации" к "социологизации" рынка труда, в ходе поиска и реализации перспективных направлений трансформации структуры и форм занятости в Беларуси.

Характеристика совокупного рынка труда в регионах и республике в целом представлена в табл. 3. Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого составила по республике в целом в 2009 г. 95,2% от наличных трудовых ресурсов, почти не изменяясь по регионам. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991 - 1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993 - 1995 гг. - сокращение, в 1996 г. численность вновь возросла и далее стабилизировалась на уровне 95% [9, с.46].

Таблица 3. Характеристика совокупного рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.

Трудовые ресурсы Брест- ская Витеб- ская Гомель- ская Грод- ненская Мин- ская Моги- левская Минск Республика Беларусь
Всего, %
тыс. чел. 882,8 798,2 920,3 684,3 869,5 710,5 1365,2 6230,8
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте 94,5 95,3 94,7 93,3 94,0 94,4 92,9 95,2
Работающие в нетрудоспособном возрасте 5,5 4,7 5,3 6,7 6,0 5,6 7,1 4,8
Занятое население 71,4 71,3 72,0 74,0 77,4 71,5 78,8 74,2
Незанятое население 28,6 28,7 28,0 26,0 22,6 28,5 21,2 25,8
Учитываемое статистикой 13,7 14,2 14,7 14,2 10,6 14,6 18,4 14,7
- учащиеся и студенты 8,0 9,0 9,0 9,0 5,7 9,2 14,6 9,4
- женщины в отпусках по уходу за ребенком 3,9 3,1 3,8 3,4 3,4 3,3 3,1 3,5
- лица, получающие пособие по инвалидности 0,6 0,6 0,7 0,6 0,5 0,6 0,2 0,6
- зарегистрированные безработные 1,0 1,0 1,0 1,0 0,8 0,8 0,4 0,9
- лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах 0,2 0,5 0,2 0,2 0,2 0,7 0,1 0,3
Не учитываемое статистикой (другие), % 14,9 14,5 13,3 11,8 12,0 13,9 2,8 11,1
тыс. чел. 130,6 114,9 122,1 84,4 104,1 97,7 36,4 690,2
- незарегистрированные безработные, тыс. чел. 40,6 44,9 42,1 34,4 44,1 37,7 6,4 250,2
- трудовые мигранты, тыс. чел. 70,0 50,0 60,0 30,0 40,0 40,0 10,0 300,0
- лица, ведущие домохозяйство, тыс. чел. 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0
- прочие, тыс. чел. 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0

Важнейшей составной частью трудовых ресурсов являются работающие лица старших возрастов, доля которых в 2000 г. составляла в республике 4,9%, в 2001 г. - 4,8%, в 2003 г. - 4,3%, в 2005 г. - 4,3%, в 2009 г. - 4,8%. Стабильный удельный вес данной категории населения свидетельствует о наличии спроса, с одной стороны, на специалистов высокой квалификации, опыт которых имеет непреходящее значение для обучения более молодых кадров, а с другой стороны - на вакансии рутинного труда, на которые молодежь идет неохотно. Стабильность этой части трудовых ресурсов обусловливается относительно благоприятным состоянием экономики и проводимой государством социально ориентированной политикой в отношении социально уязвимых групп населения.

Формирование переходного, смешанного рынка труда в Республике Беларусь включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Ситуация в сфере занятости, незанятости и безработицы отражается в результатах социально-экономических обследований домашних хозяйств Республики Беларусь.

В табл. 3 показано, что в общем объеме трудовых ресурсов статистикой не учитываются (входят в рубрику "другие") 690,2 тыс. чел., что составляет 11,1% от трудовых ресурсов. К этой группе принято относить незарегистрированных безработных, наряду с трудовыми мигрантами, лицами, ведущими домохозяйство и прочими (по оценкам экономистов, трудовые мигранты составляют примерно 300 тыс. человек). Исходя из опыта республиканского социологического мониторинга, ежегодно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 2002 по 2009 г., доля лиц, ведущих домохозяйство, составляет примерно 1% от трудовых ресурсов, т.е. 70 тыс. человек в 2009 г.; доля тех, кто входит в рубрику "прочие", находится в этих же пределах (70 тыс. чел.).

Исходя из этих расчетов, в 2009 г. количество незарегистрированных безработных в республике составило 250,2 тыс. (4,0% от трудовых ресурсов и 5,4% от экономически активного населения). Аналогичные расчеты, сделанные по областям, позволяют отразить в табл. 4 общую картину уровня регистрируемой (0,9%), нерегистрируемой (5,4%) и общей (6,3%) безработицы по регионам и республике в целом. Для сравнения отметим, что в России уровень общей безработицы, измеряемой в ходе выборочных обследований домохозяйств, составил в 2008 г. 6,3% к экономически активному населению (при уровне регистрируемой - 2,0%) [9, с. 78].

Таблица 4. Уровень регистрируемой, нерегистрируемой и общей безработицы по регионам и республике в целом, 2009 г.

В среднем за год Брест- ская Витеб- ская Гомель- ская Грод- ненская Мин- ская Моги- левская Минск Республика Беларусь
Экономически активное население, тыс. чел. 637,7 575,6 670,2 512,1 678,5 512,9 1080,9 4667,9
Зарегистрированные безработные, тыс. чел. 6,5 6,5 7,0 5,4 5,5 5,0 4,4 40,3
Незарегистрированные безработные, тыс. чел. 40,6 44,9 42,1 34,4 44,1 37,7 6,4 250,2
Уровень регистрируемой безработицы, % 1,0 1,1 1,1 1,1 0,8 1,0 0,4 0,9
Уровень нерегистрируемой безработицы, % 67,4 7,8 6,3 6,7 6,5 7,3 0,6 5,4
Уровень общей безработицы, % 7,4 8,9 7,4 7,8 7,3 8,3 1,0 6,3

Статистический анализ уровня и структуры занятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, - это работники в трудоспособном возрасте (95,2%) и работающие пенсионеры (4,8%). Коэффициент занятости по республике составляет 74,2% (см. табл. 3). Специфика занятости анализируемых группировок отражает то, что до 90% от общего числа занятых - работники по найму; периодичность занятости такова, что 95% имеют постоянную работу; полную занятость (основную работу с полным рабочим днем (неделей) имеют 95% занятого населения). Возможность регулирования феномена занятости за счет изменения его структурных компонентов - специфики, периодичности и полноты занятости - незначительна.

Характерна для республики проблема неэффективной занятости населения. Для сферы занятости типичен высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Уровень скрытой безработицы в форме вынужденной неполной занятости составлял, по оценкам специалистов, в 2000 г. 10% от среднесписочной численности работников, в 2002 г. - 14,1%, в 2007г. - 3,4% от среднесписочной численности работников. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине вынужденной неполной занятости 76% приходилось на промышленность. Сегодня около 9% работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме, что оборачивается нерациональным использованием рабочей силы. Особенно высок уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности - 27% и машиностроении - 22% от среднесписочной численности работников [9, с. 119].

К главным причинам, препятствующим высвобождению избыточной рабочей силы, относятся социальная ответственность руководства, нежелание создавать напряженность в коллективе; высокие финансовые и организационные издержки, сопряженные с высвобождением излишних работников; стремление сохранить статус предприятия; технологические ограничения и др. Сюда же следует отнести фактор низкой доли заработной платы в издержках ряда производств, что не заинтересовывает в экономии рабочей силы и высвобождении работников.

Анализ структуры незанятого населения республики, составляющего 25,8% от трудовых ресурсов, показывает, что основные группировки, учитываемые государственной статистикой (14,7%), - это учащиеся и студенты (9,4% от трудовых ресурсов), женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста (3,5%), лица, получающие пособие по инвалидности (0,6%), зарегистрированные безработные (0,9%), лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах (0,3%). Остальные 11,1% (незарегистрированные безработные, трудовые мигранты, лица, ведущие домохозяйство и прочие) представляют собой незанятое население, не учитываемое государственной статистикой, т.е. вносимое оптом в рубрику "другие" (табл. 3).

Сравнительный анализ незанятости в разных регионах республики показывает, что доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет в Брестской области - 14,9%, Витебской - 14,5%, Гомельской - 13,3%, Гродненской - 11,8%, Минской - 12%, Могилевской - 13,9%, Минске - 2,7% от трудовых ресурсов каждого из регионов [9, с. 119]. Для служб государственной статистики эти лица не выступают работниками, а их трудовая деятельность нигде и никак не фиксируется. Они составляют неофициальную часть открытого рынка труда регионов. Определенная часть выезжает на работу в страны ближнего зарубежья без оформления трудовых отношений (по оценкам экономистов, до 300 тыс. человек).

Текущий рынок труда охватывает, в его официальной части, зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой, кроме рынка труда Минска (табл. 5). Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения, с численностью населения не более 20 тыс. человек, составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси.

Таблица 5. Характеристика официальной части текущего рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.

В среднем за год Брест- ская Витеб- ская Гомель- ская Грод- ненская Мин- ская Моги- левская Минск Республика Беларусь
Уровень регистрируемой безработицы, коэффициент 1,0 1,1 1,1 1,1 0,8 1,0 0,4 0,9
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. 6,5 6,5 7,0 5,4 5,5 4,9 4,4 40,3
Число свободных рабочих мест и вакансий, тыс. 3,9 3,3 3,9 2,9 4,8 2,9 12,8 34,5
Нагрузка безработных в расчете на одну вакансию, чел. 1,7 1,9 1,8 1,9 1,1 1,7 0,4 1,2
Структура безработных по полу, %                
Мужчины 37,3 45,9 40,3 44,8 45,9 40,5 48,1 43,0
Женщины 62,7 54,1 59,7 55,2 54,1 59,5 51,9 57,0
Структура безработных по возрасту, %                
16 - 19 лет 7,0 6,5 7,7 7,2 9,7 7,3 11,6 8,0
20 - 29 лет 33,0 27,6 34,8 29,9 32,9 32,7 34,6 32,2
30 - 49 лет 44,1 45,4 41,8 47,0 43,8 42,0 37,9 43,3
50 лет и старше 15,9 20,5 15,7 15,9 13,6 18,0 15,9 16,5
Структура безработных по уровню образования, %                
Высшее 9,1 8,4 8,6 10,1 6,4 9,0 24,7 10,3
Среднее специальное 40,9 35,4 40,0 37,7 38,4 45,0 32,8 38,6
Общее среднее 42,4 35,2 39,8 44,2 44,1 36,9 32,5 39,6
Общее базовое 7,6 21,0 11,6 8,0 11,1 9,1 10,0 11,5
Средняя продолжительность безработицы, месяцев 4,9 4,3 4,4 4,6 3,6 3,0 2,8 4,0
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, % 58,0 56,4 56,3 63,6 50,5 67,4 36,6 55,7

В качестве дополнительных критериев монополизации рынка труда, по мнению российских специалистов, могут выступать: занятость на одном или двух предприятиях одной отрасли не менее 25% к общей численности занятых в экономике города; выпуск одним или двумя предприятиями не менее 50% общего объема промышленной продукции города; формирование одним или двумя предприятиями города не менее 30% городского бюджета; наличие значительной географической удаленности населенного пункта от альтернативных рынков труда других городов.

По данным критериям, к моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских поселений Беларуси. Градообразующее предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города ведет к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей); скрытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей), внутреннего рынка труда градообразующего предприятия.

В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы (труд низкой квалификации). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%).

При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица, возникшая в результате несоответствия структур спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспектах, усугубляется циклической безработицей, связанной со снижением деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства и "сжатие" рынка труда в 2008-2009 гг. Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что в регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы (по отношению к экономически активному населению) значительно выше, чем в Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части.

Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской [9, с.134]. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы.

Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это - включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением "теневой экономики" и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь.

Анализ занятости, незанятости и безработицы в регионах и республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения [9, с. 135]. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.

Причины такого явления кроются в самой практике регулирования трудовой занятости в Беларуси. Для представителей вторичного внешнего рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в оплате коммунальных услуг). Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.

Итак, уровень и структура общей безработицы являются результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда. Характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе.

2.5 Выводы и рекомендации

Таким образом, рынок труда за счет жесткого его регулирования государством, сохраняет индустриальную структуру с завышенным уровнем занятости. С одной стороны, это снижает эффективность существующих производств и ограничивает развитие частного сектора, в особенности сектора услуг. С другой стороны, политика сохранения максимальной занятости позволяет избежать безработицы и гарантирует потенциально безработному населению социальный минимум в форме заработной платы. Последняя является основным и зачастую единственным источником доходов в Беларуси, что объясняет ее значимость для социально-экономической политики. Однако сохранение при этом низкой дифференциации в оплате труда ослабляет мотивы как к мобильности, так и повышению квалификации среди работников, что снижает общую производительность труда и ведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов.

Низкий уровень дифференциации труда обеспечивается главным образом за счет применения тарифной сетки как на государственных, так и на частных предприятиях. Определенные шаги по увеличению возможностей для дифференциации заработных плат были приняты в 2009 г., когда был увеличен размер премий, которые могут быть отнесены на себестоимость продукции. Однако основной преградой остается тарифная сетка. В проекте директивы 4 «О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь» предлагается отмена тарифной сетки для частных предприятий (с долей государства менее 50%), что может существенно увеличить гибкость рынка труда и обеспечить более справедливую оплату труда.

Проблема низкой мобильности также может быть решена за счет снижения

административного давления, направленного на сохранение избыточной занятости, в том числе при привлечении иностранных инвесторов. Но это требует создания адекватной системы социальной защиты безработных, что подразумевает повышение пособия по безработицы до уровня бюджета прожиточного минимума. На данный момент уровень официальной безработицы в Беларуси остается крайне низким (даже по данным выборочного обследования домохозяйств), что позволяет держать уровень пособия по безработицы ниже 20% от бюджета прожиточного минимума без социальных последствий. При этом наиболее подвержены риску безработицы молодежь и люди в предпенсионном возрасте. В случае последних негативно сказывается практика краткосрочных трудовых договоров. Она позволяет нанимателю не продлевать с сотрудником контракт после его истечения, что делает людей в возрасте старше 50 лет очень зависимыми от решений руководства, так как возможности по трудоустройству для них крайне ограничены, а пособие по безработице практически отсутствует. В целом практика краткосрочных трудовых договоров значительно ухудшает положение наемных работников. В отличие от бессрочных контрактов краткосрочные позволяют сокращать сотрудников без выплаты выходного пособия. Таким образом, в случае изменения общей концепции регулирования рынка труда в сторону большей либерализации широкое распространение краткосрочных контрактов с одной стороны позволит в быстрые сроки оптимизировать число сотрудников на предприятиях, с другой – значительно ухудшит благосостояние широкого пласта населения из-за отсутствия системы защиты безработных и невозможности получить выходное пособие. Еще один спорный момент – это обязательное распределение выпускников высших учебных

заведений. Оно частично позволяет снизить уровень безработицы среди молодежи, но в большей степени это еще один источник искажений в структуре занятости, так как распределение осуществляется в первую очередь на государственные предприятия. В целом либерализация рынка труда необходима для улучшения эффективности функционирования экономики Беларуси. Это требование, как показал глобальный экономический кризис, актуально и для других стран региона, но в случае Беларуси оно подкрепляется чрезмерно низкой мобильностью трудовых ресурсов и низкой дифференциацией оплаты труда. Однако возможности реформ ограничены низкой социальной защитой потенциально уязвимых к безработице групп населения из-за системы краткосрочных трудовых договоров и отсутствия адекватного пособия по безработице.

В Беларуси повышение реальной заработной платы, не подкрепленное соответствующим увеличением производительности труда на протяжении последних лет, создавало предпосылки для макроэкономической нестабильности.

Долгосрочная макроэкономическая стабильность будет достигнута только в том случае, если заработная плата будет расти исходя из роста производительности труда. У белорусской экономики есть значительный потенциал наращивания производительности труда, в том числе за счет роста капиталовооруженности и более эффективного использования накопленного человеческого капитала. В качестве временной меры можно даже прибегнуть к политике стабилизации трудозатрат, которую проводили малые открытые экономики, как, например, Нидерланды и Бельгия. В течение определенного периода времени трудозатраты индексировались на рост производительности труда, а обменный курс был фиксированным. Это позволяло увеличить промышленный экспорт и сохранить занятость в экономике.

Что касается уровня, на котором устанавливается заработная плата, то в странах ЕС заметная тенденция к децентрализации коллективных переговоров (Scharpfand Schmidt, 2000), перенос их с национального уровня на уровень отрасли или предприятия. Следствием этого является дифференциация в оплате труда, но открываются перспективы роста занятости за счет повышения эффективности работы экономики в целом. Альтернативой такой политики является ведение коллективных переговоров на уровне отрасли (что «спасло» некоторые страны во время кризиса 1970-х гг., см. Franzese and Hall, 2000), когда устанавливается минимальный тариф для всех предприятий в отрасли, а сверх этого отраслевые субъекты хозяйствования имеют право устанавливать любую величину, насколько позволяет им успех на том или ином рынке. Это позволило бы сократить внутриотраслевую (но не межотраслевую) дифференциацию в оплате труда. Какой вариант организации интересов работников больше подходит Беларуси – необходимо решать в рамках переговоров между правительством, объединениями нанимателей и наемных работников.

Для улучшения функционирования рынка труда можно:

- реформировать неэффективные производства;

- отменить систему административного контроля за занятостью;

- признать контрактную формы найма как «исключительную».

Но тогда в этом случае необходимо создать эффективную систему социальной защиты в случае потери работы, предотвращающую распространение бедности среди безработных;

- осуществить реальные шаги в плане либерализации малого и среднего бизнеса;

- повысить мобильность трудовых ресурсов, путем снятия ограничений в виде прописки и обязательных платежей в бюджет за прием иногородних граждан на работу;

- отметить обязательное применение единой тарифной сетки в реальном секторе и реформировать систему организации заработной платы на основе договорного регулирования между нанимателями и независимыми профсоюзными организациями.

За основу в ходе переговоров по заработной плате принять ориентиры роста производительности труда, чтобы не допустить необоснованного повышения издержек на единицу рабочей силы.

Заключение

На протяжении последнего десятилетия ситуация на рынке труда (как и в экономике в целом) во многом определялась контролем со стороны государства. Наличие такого контроля существенно ослабило связь между экономическим ростом, занятостью и уровнем безработицы, в отличие от стран ЦВЕ, где связь между этими показателями была более тесной. В Беларуси, как и в России, трансформационный шок оказал сильное влияние на объемы выпуска и величину заработной платы, а не на уровни занятости и безработицы. Этому способствовали такие специфические способы адаптации как задержки выплаты заработной платы и административные отпуска, хотя масштаб этих явлений в Беларуси был гораздо меньшим, чем в России. Этому способствовало более активное субсидирование и льготное кредитование предприятий, а также ограничение доступа на рынок иностранным конкурентам. Издержками такой политики стало увеличение снижение эффективности функционирования экономики, выразившееся, прежде всего, в увеличении разрыва между уровнем зарплаты в Беларуси и странах Центральной Европы и Балтии, недавно вступивших в ЕС. Тем не менее, в последние годы долги по заработной плате практически исчезли, а потери рабочего времени по вине нанимателя сократились, что было обусловлено повышением темпов экономического роста вследствие улучшения конъюнктуры на внешних рынках.

В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции. Эти явления сказались и на показателях занятости и безработицы. В последние годы наблюдается снижение занятости при одновременном сокращении зарегистрированной безработицы. Хотя Беларусь и лидирует по этому показателю среди подавляющего числа постсоциалистических

стран. Однако фактический уровень безработицы в стране в несколько раз превышает данный показатель (например, на начало 2005 г. уровень безработицы по данным выборочного обследования домохозяйств был в 3.4 раза выше, чем уровень зарегистрированной безработицы). Тем не менее, даже на основе данных о зарегистрированной безработице можно получить представление о наиболее уязвимых участниках рынка труда, к которым относятся выпускники школ, молодежь и женщины. Кроме того, безработица в Беларуси имеет региональный аспект, связанный с наличием градообразующих предприятий.

Наиболее достоверные данные о безработице можно получить лишь на основе данных обследований рабочей силы, начало проведения которых в Беларуси является крайне важным как для понимания масштабов данного явления, так и для проведения адекватной экономической политики, разработки программ помощи безработным и активной политики на рынке труда.

Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы

Наши рекомендации