Особенности рынков труда различных стран
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Рынок труда: основные понятия. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда……………………………………………………………………5 стр.
1.1 Сущность рынка труда……………………………………………………5 стр.
1.2 Особенности рынков труда различных стран…………………………...8 стр.
1.3 Динамика процессов занятости и безработицы на мировом
рынке труда……………………………………………………………………12 стр.
2. Рынок труда в Республике Беларусь……………………………………...16 стр.
2.1 Общий обзор рынка труда в Беларуси…………………………………..16 стр.
2.2 Экономическая политика на рынке труда Беларуси……………………22 стр.
2.3 Безработица……………………………………………………………......26 стр.
2.4 Характеристика рынка труда в регионах республики…………………..28 стр.
2.5 Выводы и рекомендации………………………………………………….37 стр.
Заключение…………………………………………………………………….40 стр.
Список литературы…………………………………………………………….42 стр.
Введение
Становление рыночной системы хозяйствования неизбежно связано с обострением проблем размещения и использования трудовых ресурсов, поэтому изучение рынка труда является одной из актуальнейших задач современной науки.
Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становиться объектом купли-продажи.
Пока еще на отечественном рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Практика показывает, что без разработки мер государственного воздействия на рынок труда невозможно обеспечить повышение эффективности экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок рабочей силы является регулируемым. Государство не только определяет величину налогов на доход предприятий, минимальную заработную плату, но и порядок индексации зарплаты в соответствии с темпами инфляции. Регулирующая роль государства приобретает еще большую значимость в период формирования полноценных рыночных механизмов, когда государство должно стать главным регулятором занятости в сфере трудовых отношений.
Выбранная мною тема курсовой работы весьма актуальна для любого гражданина страны, т.к. рынок труда является необходимым и неотъемлемым элементом экономики любого развитого государства, а квалифицированные кадры играют огромную роль в развитии предприятий и государства.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
2) раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знанаия, определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
3) исследовать современный рынок труда с учетом особенностей расширенного воспроизводства рабочей силы в Республике Беларусь и реализации технологий социальной поддержки населения;
4) выявить устойчивые тенденции и закономерности развития регионального рынка труда в Беларуси, степень влияния различных факторов на его становление и развитие.
Объектом исследования является белорусский рынок труда.
Предметом исследования выступают социальные механизмы регулирования
современного регионального рынка труда.
Работа включает в себя две главы. Первая глава раскрывает основные теоретические вопросы, связанные с функционированием рынка труда. В первой главе также анализируется мировая практика в сфере регулирования рынка труда. Во второй главе отражены основные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
1. Рынок труда: основные понятия. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда
Сущность рынка труда
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как “совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека”, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие “рынок труда” Маркс относил к сфере обращения.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия “условия найма”. Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
В самом общем виде под рынком труда понимают «систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей» [1, с.7].
Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила» [1, с.7]. Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Основные элементы этого механизма:
I. Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и состав различных категорий граждан, попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).
К их числу относятся:
1. Высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора.
2. Молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений, а также в результате отсева учащихся.
3. Лица, освобожденные из мест лишения свободы.
4. Уволенные по причине текучести кадров.
5. Мигранты трудоспособного возраста.
6. Численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.
II. Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:
1. От производительности при создании товара (услуги).
2. От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.
В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых.
III. Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.
Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он, как локомотив приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила:
1. Прежде всего, через него обеспечиваются занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.
2. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с выше сказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.
3. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.
4. Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.
5. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.
Безработица
Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в 1996 г., когда безработных насчитывалось 172 тыс. человек или 3.7% от экономически активного населения. С тех пор уровень безработицы значительно снизился, достигнув в 2009 г. значения в 42 тыс. человек, что составляет 0.9% от экономически активного населения [8, с.4]. Однако данная статистика учитывает лишь безработных, зарегистрированных в службе занятости. На практике достаточно ограниченное число безработных проходит регистрацию. Это связано с высокими временными издержками, отсутствием значимых выгод от регистрации и наличием обязанностей по выполнению общественных работ для зарегистрированных безработных.
Единственным возможным альтернативным источником информации для регулярной оценки уровня безработицы является выборочное обследование домохозяйств, которое включает вопросы о занятости. Согласно ему, динамика безработицы во многом совпадает с официальной статистикой, но превышает уровень последней в среднем в 3–4 раза. Так, в 2009 г. по результатам выборочного обследования домохозяйств уровень безработицы составил 4.1%.
Максимального же уровня он достигал в 1997 и 2002 гг. – 9.0 и 8.0% от экономически активного населения соответственно. Эти цифры значительно выше, чем официальные, но они все равно ниже, чем в других странах региона. Наиболее близкий к Беларуси уровень безработицы наблюдается в Чехии, Румынии, Литве, но он составляет порядка 6% от экономически активного населения [8, с.4].
В структуре безработицы за последние 15 лет произошли существенные изменения. Так значительно снизилась доля женщин среди безработных. В 1995 г. женщины составляли 63.5% от всех зарегистрированных безработных. Это объяснялось как дискриминацией женщин при найме на работу, так и большей готовностью мужчин идти на неформальную занятость по причине того, что правовая и социальная незащищенность ими переносится легче, чем женщинами. С экономическим ростом и сокращением серого сектора экономики доля женщин в структуре безработных стала постепенно сокращаться, и в 2008 г. она практически сравнялась с долей мужчин (51.7%). В 2009 г. в условиях кризиса она вновь немного подросла до 54.5%, подтверждая, что женщины более чувствительны к негативным изменениям на рынке труда и подвергаются больше дискриминации, чем мужчины [8, с.5].
В структуре безработицы по возрасту также произошли значимые изменения. В первую очередь обращает на себя внимание увеличение среди безработных людей в возрасте старше 50 лет. С 1995 г. по 2009 г. их удельный вес среди безработных вырос с 6.0 до 16.5%[8, с.5]. Так как данное увеличение во многом пришлось на вторую половину 2000-х на фоне быстрого экономического роста, то оно может быть объяснено лишь устареванием знаний и навыков людей в возрасте за 50, что не позволяет найти им новое место работы. Во-вторых, после спада в середине 2000-х в структуре безработицы несколько выросла доля людей в возрасте 25–49 лет. Причем этот рост был обусловлен в основном увеличением доли безработных в возрасте 25–30 лет. При интерпретации данного явления следует сделать поправку на снижение общего числа безработных, но, тем не менее, можно предположить, что относительное увеличение связано с невозможностью найти работу молодым людям с высшим образованием, чья специальность не востребована либо спрос на которую значительно отстает от предложения. В-третьих, важной тенденцией является сокращение доли безработных в возрасте 16–24 лет. Молодежь традиционно занимала наибольший
удельный вес в структуре безработицы, а его снижение в последние годы связано как с обязательным распределением студентов, так и экономическим ростом, увеличивающим спрос на молодых специалистов.
Обязательное распределение также повлияло на структуру безработных относительно причин регистрации в службе занятости. Так доля выпускников ВУЗов в структуре безработных снизилась с 14.7% в 2005 г. до 5.4% в 2008 г [8, с.6]. Незначительный рост в 2009 г. до 6.9% доли выпускников в структуре безработных связан с последствиями кризиса и нежеланием предприятий нанимать новых сотрудников в условиях упавших объемов производства. За анализируемые 15 лет также значительно сократилась доля людей, ставших безработными из-за ликвидации предприятия или сокращения кадров на нем. В 1995 г. это была одна из основных причин безработицы, так как в реальном секторе проходили трансформационные процессы, пусть и не такие серьезные как в соседних странах. Соответственно их сворачивание и экономическая политика по сохранению рабочих мест привела к фактическому нивелированию данной причины безработицы. Одновременно наблюдался рост числа людей, ставших безработными по «другим причинам». В первую очередь к ним относятся те, которые были уволены по истечению срока контракта. Очевидно, именно введение срочных контрактов стало причиной увеличения доли безработных по «другим причинам». К последним также относятся уволенные за нарушение трудовой дисциплины, молодежь и граждане длительно (более года) не работающие.
Таким образом, наиболее уязвимыми для безработицы являются молодежь, пусть и в меньшей степени, чем ранее, а также люди в предпенсионном возрасте, чей статус усугубляется системой краткосрочных контрактов.
Заключение
На протяжении последнего десятилетия ситуация на рынке труда (как и в экономике в целом) во многом определялась контролем со стороны государства. Наличие такого контроля существенно ослабило связь между экономическим ростом, занятостью и уровнем безработицы, в отличие от стран ЦВЕ, где связь между этими показателями была более тесной. В Беларуси, как и в России, трансформационный шок оказал сильное влияние на объемы выпуска и величину заработной платы, а не на уровни занятости и безработицы. Этому способствовали такие специфические способы адаптации как задержки выплаты заработной платы и административные отпуска, хотя масштаб этих явлений в Беларуси был гораздо меньшим, чем в России. Этому способствовало более активное субсидирование и льготное кредитование предприятий, а также ограничение доступа на рынок иностранным конкурентам. Издержками такой политики стало увеличение снижение эффективности функционирования экономики, выразившееся, прежде всего, в увеличении разрыва между уровнем зарплаты в Беларуси и странах Центральной Европы и Балтии, недавно вступивших в ЕС. Тем не менее, в последние годы долги по заработной плате практически исчезли, а потери рабочего времени по вине нанимателя сократились, что было обусловлено повышением темпов экономического роста вследствие улучшения конъюнктуры на внешних рынках.
В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции. Эти явления сказались и на показателях занятости и безработицы. В последние годы наблюдается снижение занятости при одновременном сокращении зарегистрированной безработицы. Хотя Беларусь и лидирует по этому показателю среди подавляющего числа постсоциалистических
стран. Однако фактический уровень безработицы в стране в несколько раз превышает данный показатель (например, на начало 2005 г. уровень безработицы по данным выборочного обследования домохозяйств был в 3.4 раза выше, чем уровень зарегистрированной безработицы). Тем не менее, даже на основе данных о зарегистрированной безработице можно получить представление о наиболее уязвимых участниках рынка труда, к которым относятся выпускники школ, молодежь и женщины. Кроме того, безработица в Беларуси имеет региональный аспект, связанный с наличием градообразующих предприятий.
Наиболее достоверные данные о безработице можно получить лишь на основе данных обследований рабочей силы, начало проведения которых в Беларуси является крайне важным как для понимания масштабов данного явления, так и для проведения адекватной экономической политики, разработки программ помощи безработным и активной политики на рынке труда.
Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда. Для того чтобы не допустить ускорения инфляции под влиянием разрыва между ростом зарплаты и производительности труда правительство выбрало стратегию сглаживания дифференциации в оплате труда, в том числе за счет установления верхних границ роста заработной платы и сохранения тарифной сетки. Хотя эта мера экономической политики начала применяться относительно недавно, она свидетельствует о существовании негативных последствий данной проблемы для экономики.
Контроль над степенью дифференциации в оплате труда позволяет повышать заработную плату исходя из административных решений. Это особенно характерно в периоды важных политических событий, что говорит о существовании в Беларуси политико-делового цикла.
Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм – ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции. Именно в рамках этого институционального баланса были предприняты некоторые меры по приданию рынку труда большей гибкости, что, прежде всего, связано с введением «контрактной» формы найма рабочей силы. Поскольку эта мера была внедрена в условиях неразвитого частного сектора и относительно слабой динамики создания рабочих мест, результатом стала некоторая напряженность, снять которую удалось в том числе благодаря участию профсоюзных организаций. Хотя последние пока добиваются успеха на отдельных предприятиях, редко в рамках отрасли по причине их «качественной» слабости и ряда других факторов, включая нежелание крупного профсоюзного центра идти на конфронтацию с правительством и нанимателями.
Проведенный анализ текущего состояния рынка труда и основных проблем его функционирования свидетельствует о необходимости проведения ряда важных реформ в сфере занятости и установления заработной платы. Это позволило бы повысить эффективность работы экономики и сократить существующий разрыв в уровнях оплаты труда между Беларусью и странами ЦВЕ, существенно продвинувшимися на пути рыночных реформ.
Список литературы
1. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. Учебное пособие под ред. проф. А.И. Рофе. – М.: Изд-во «МИК», 1997.
2. Муравьева А.А. Обучение безработных в странах Западной Европы: некоторые аспекты организации и финансирования. – М.: Человек и труд, 2001.
3. Антропов В.В. Опыт регулирования рынка труда в ФРГ. – М.: Труд за рубежом, 2001.
4. Вишневская Н.Т. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. – М.: Мировая экономика и международные отношения, 2009.
5. Global Employment Trends. 2008. January. P. 11.
6. С.В.Рязанцев, М.Ф.Ткаченко. Мировой рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010.
7. Global Employment Trends. 2009. January.
8. Глеб Шиманович. Аналитическая записка, PP#03/2011RU, 19 January, 2011.
9. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Экономика, 1998.
10. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - Киров, 1994.
11. Павленко В.А. Рынок труда. – М.: Экономика, 1998.
12. www.belinstitute.eu
13. http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_5389373/new_url_637031387
14. http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Рынок труда: основные понятия. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда……………………………………………………………………5 стр.
1.1 Сущность рынка труда……………………………………………………5 стр.
1.2 Особенности рынков труда различных стран…………………………...8 стр.
1.3 Динамика процессов занятости и безработицы на мировом
рынке труда……………………………………………………………………12 стр.
2. Рынок труда в Республике Беларусь……………………………………...16 стр.
2.1 Общий обзор рынка труда в Беларуси…………………………………..16 стр.
2.2 Экономическая политика на рынке труда Беларуси……………………22 стр.
2.3 Безработица……………………………………………………………......26 стр.
2.4 Характеристика рынка труда в регионах республики…………………..28 стр.
2.5 Выводы и рекомендации………………………………………………….37 стр.
Заключение…………………………………………………………………….40 стр.
Список литературы…………………………………………………………….42 стр.
Введение
Становление рыночной системы хозяйствования неизбежно связано с обострением проблем размещения и использования трудовых ресурсов, поэтому изучение рынка труда является одной из актуальнейших задач современной науки.
Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становиться объектом купли-продажи.
Пока еще на отечественном рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Практика показывает, что без разработки мер государственного воздействия на рынок труда невозможно обеспечить повышение эффективности экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок рабочей силы является регулируемым. Государство не только определяет величину налогов на доход предприятий, минимальную заработную плату, но и порядок индексации зарплаты в соответствии с темпами инфляции. Регулирующая роль государства приобретает еще большую значимость в период формирования полноценных рыночных механизмов, когда государство должно стать главным регулятором занятости в сфере трудовых отношений.
Выбранная мною тема курсовой работы весьма актуальна для любого гражданина страны, т.к. рынок труда является необходимым и неотъемлемым элементом экономики любого развитого государства, а квалифицированные кадры играют огромную роль в развитии предприятий и государства.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
2) раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знанаия, определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
3) исследовать современный рынок труда с учетом особенностей расширенного воспроизводства рабочей силы в Республике Беларусь и реализации технологий социальной поддержки населения;
4) выявить устойчивые тенденции и закономерности развития регионального рынка труда в Беларуси, степень влияния различных факторов на его становление и развитие.
Объектом исследования является белорусский рынок труда.
Предметом исследования выступают социальные механизмы регулирования
современного регионального рынка труда.
Работа включает в себя две главы. Первая глава раскрывает основные теоретические вопросы, связанные с функционированием рынка труда. В первой главе также анализируется мировая практика в сфере регулирования рынка труда. Во второй главе отражены основные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
1. Рынок труда: основные понятия. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда
Сущность рынка труда
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как “совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека”, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие “рынок труда” Маркс относил к сфере обращения.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия “условия найма”. Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
В самом общем виде под рынком труда понимают «систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей» [1, с.7].
Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила» [1, с.7]. Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Основные элементы этого механизма:
I. Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и состав различных категорий граждан, попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).
К их числу относятся:
1. Высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора.
2. Молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений, а также в результате отсева учащихся.
3. Лица, освобожденные из мест лишения свободы.
4. Уволенные по причине текучести кадров.
5. Мигранты трудоспособного возраста.
6. Численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.
II. Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:
1. От производительности при создании товара (услуги).
2. От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.
В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых.
III. Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.
Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он, как локомотив приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила:
1. Прежде всего, через него обеспечиваются занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.
2. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с выше сказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.
3. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению про