Тема 10. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
(Историческая школа Германии)
1. Предпосылки возникновения и особенности методологии немецкой исторической школы.
2. Экономические концепции Ф. Листа и старой исторической школы.
3. Экономические концепции новой исторической школы.
4. Экономические концепции новейшей исторической школы.
Предпосылки возникновения и особенности методологии
Немецкой исторической школы
Историческая школа – это направление экономической мысли, альтернативное классической политической экономии, возникшее в Германии во второй половине XIX века и получившее название «немецкая историческая школа» или «историческая школа Германии». Причины возникновения этой школы связаны с особенностями развития Германии. До 1871 г. Германия представляла собой раздробленную территорию, на которой находилось более 30 феодальных земель. Ее объединение было экономически и политически необходимо. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала духовное единство германской нации, большое внимание уделялось истории Германии. Теоретическому оформлению этих идей положила начало возникшая в Германии в первой половине XIX века историческая школа права. Ее лидер Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) доказывал, что право должно руководствоваться не абстрактной логикой, а опираться на национальный дух данной страны. Он считал, что действовать должно то, что правоведы называют обычным правом. Эти идеи восприняла и историческая школа в экономической науке.
Эта школа, по сути, олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в предмет исследования политической экономии наряду с экономическими и неэкономические факторы. Тем самым они впервые начали рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.
Критикаклассической политэкономии. Представители исторической школы единодушны в том, что классическая теория чрезмерно увлекается абстракциями и обобщениями и недооценивает значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма (laissez faire), приверженность универсальной экономической науке и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.
К особенностям методологии исторической школы можно отнести следующие характеристики:
1) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»;
2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий;
3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
В связи с первой методологической особенностью представители исторической школы отрицают центральный тезис классической теории об универсальном характере экономических законов. Они утверждают, что результативность экономических процессов зависит не только от экономических (базисных) факторов, но и от многообразных неэкономических (надстроечных) факторов, т.е. факторов социальной среды. К их числу относятся национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны, особенности национальной культуры, психологии, религии и др.
Вторая особенность состоит в том, что причинно-следственному (казуальному) методу классической теории историческая школа противопоставляет функциональный метод. У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов. Немецкие авторы рассматривают значение экономических и неэкономических факторов в процессе эволюции хозяйственной жизни как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Нередко авторами делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что это обернулось практическим насаждением в германском общественном мнении в к. XIX –н. XX вв. идей об «уникальности немецкого национального духа», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д.
Третья методологическая особенность исторической школы состоит в том, что авторы обосновывали фазы, этапы, схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, противопоставляя классовому критерию сугубо хозяйственный. У классиков же критерием при историческом анализе является выявление низших, высших, главных, неглавных классов общества.
В процессе эволюции исторической школы в Германии в экономической литературе выделяют три этапа. Первый этап охватывает период 40-60-х гг. XIX в. и получил название старая историческая школа. Основные представители этого этапа Ф. Лист (предшественник), В. Рошер, Б. Гильдебранд, К Книс. Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «новая историческая школа»; основные авторы - Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер. Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием «новейшей исторической школы». Основные представители – В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.