Возникновение утопического социализма
В средние века наука, искусство и литература существовали под опекой церкви и были богословскими по своей форме. В научных работах, как правило, формальной стороне отводилось предпочтение перед сущностью, поэтому постепенно наука превратилась в умозрительные рассуждения по самым мелочным вопросам. Но жизнь и научную мысль очень трудно удержать в определенных рамках. В XVI веке в Западной Европе получило развитие новое научно-литературное и общественное движение - гуманизм, проявляющее глубокий интерес к человеку, к человеческой личности. Его основой стали духовные ценности античного мира. Древнегреческая и римская литература давала гуманистам богатейший материал для борьбы со схоластикой и церковным аскетизмом. Увлекшись изучением классической античной цивилизации, гуманисты как бы воскресили ее для новой жизни, дали начало замечательной эпохе Возрождения.
Одновременно в Европе происходили важные социально-экономические изменения – разрушались феодальные отношения, шло первоначальное накопление капитала, сопровождаемое ростом социальных противоречий. Изменения экономической жизни, вызванные началом становления капиталистической системы хозяйства, и возникновение новых, гуманистических идеалов, привели к существенным изменениям экономической мысли: возникли так называемые социальные утопии.
В Англии самым знаменитым гуманистом был Томас Мор (1478-1535) - правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, занимал высокие государственные должности. Т. Мор стал первым критиком капитализма. Из его произведений особенно интересен написанный в 1516 г. под влиянием идей Платона фантастический рассказ «Утопия» (т.е. не существующая на свете страна), в котором автор рисует идеал наилучшего устройства человеческого общежития.
В первой части сочинения Т. Мор дает резкую критику огораживаний, законов современной ему Англии и методов первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности. Т. Мор выступал ее противником, считая что «там, где царит частная собственность, все богатства попадают в руки немногих».
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии существует общность имущества и всеобщая обязательность труда, а правителей выбирает сам народ. Рабочий день в Утопии длится не более 6 часов. Семья является главной производственной единицей общества. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Существуют и деревенские семьи, занятые сельским хозяйством, в которых каждый житель города обязан отработать не менее двух лет. Произведенная продукция поступает на общественные склады, и каждый трудящийся по мере необходимости получает обеспечение из общественного достояния. В трактовке Т. Мором материальных потребностей людей присутствуют элементы уравнительности и аскетизма. Потребности в еде и одежде ограничены до минимума. При этом организация труда в Утопии не лишена принуждения, существуют специальные должностные лица (сифогранты), которые следят за тем, чтобы все усердно трудились.
Зато в Утопии широко развит демократизм и веротерпимость. Сам Томас Мор не очень верил в возможность реализации своего проекта, поэтому в дальнейшем все несбыточное стало называться утопией.
Идеи Томаса Мора получили дальнейшее развитие в произведении Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца», которое было издано в 1623 году. Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского господства в Калабрии (южная Италия). В тюрьме он провел 27 лет, где и написал «Город Солнца». Производственной ячейкой у Кампанеллы является не семья, а мастерская или бригада. Индивидуальной семьи в Городе Солнца вообще нет. В Городе Солнца так же, как и в Утопии, существует общественная собственность, обязанность всех трудиться, сокращение рабочего дня, но уже четырьмя часами, чередование умственного и физического труда, равномерное занятие ремеслом, земледелием и скотоводством, уравнительное безденежное распределение. Вся жизнь соляриев тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться. Все городские проблемы решаются взрослыми соляриями на общем городском собрании. Оно же назначает соляриев на различные должности в государстве. Порядки Города Солнца Кампанелла называет, как и Утопию Томаса Мора, «образцом для идеального насильственного подражания».
Ранние социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла в своих работах теоретически доказали недостаточность лишь формального равенства людей. Идея производства и распределения на основе общественной собственности, прежде всего, порождена гуманистическим стремлением к социальному равенству и свободе людей, их материальной обеспеченности. Но в условиях низкого уровня развития производства это равенство доводилось до уравнительности и ограничения потребностей жителей этого общества. Необходимость общественного руководства экономикой, не знающей товарно-денежных отношений, порождала мысль о детальной законодательной регламентации отношений производства и потребления, быта и образования. Неумение найти стимулы к труду в обществе без конкуренции и частной собственности вело к преувеличению возможностей прямого государственного принуждения и надзора за процессом труда. Получилось так, что стремление преодолеть антагонизмы общества, порожденные частной собственностью, привело к конструированию государств, которые при всей их необычайной демократичности все же противостоят народу, подавляя в человеке все индивидуальное. Таким образом, гуманизм ранних социалистов проявляется, в первую очередь, в социальной критике противоречий эпохи начала становления капитализма, а конструирование моделей нового идеального общества фактически нивелировало личность и противоречило идеи гуманизма.