Типы макроэкономического регулирования.
Феликс:
Типы МКРег -- объект один, а субъекты и субстрат могут различаться:
1. Рыночное регулирование.
субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка.
Сторонники:
начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож";
Все последователи Смита развивали эту концепцию.
Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др).
Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".
Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".
Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".
Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.
Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).
2. Государственное регулирование.
Субъект -- гос-во.
"Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".
Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает.
Основоположники:
В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва".
Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".
Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".
Не только социалисты являются сторонниками командной экономики:
Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику.
Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны".
Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране.
Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".
3. Смешанное регулирование.
Субъекты -- рынок и гос-во (нет крайних, радикальных позиций).
"Всё, что лучше делает рынок, -- отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку".
Сочетается рынок и защита от рынка.
Соотношение рынка и гос-ва разное.
Рынок превпалирует в: США, Германии...
Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)
На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов МКС влияет её состояние: благополучная экономика -- доминирует рынок, кризис в экономике -- гос-во.
Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка.
Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.
Экономика и человек.
Феликс:
Рынок труда.
Из всех факторных рынков имеет наибольшую специфику.
Труд - деятельность по созданию определённого продукта, расходование физических, интеллектуальных сил (затрат) по созданию какого-либо продукта.
Характеристики труда:
1. Специфический объект купли/продажи - способности человека (специалиста) к труду;
Человеческий капитал - совокупность способностей (качеств) человека, которые позволяют ему обеспечивать производительную деятельность, чем выше затраты (вложения) в этот человеческий капитал, тем более качественным он является. Виды:
а) Общий (перемещающийся) человеческий капитал - получаются в школе, в университете; те физические навыки, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности;
б) Специфический (неперемещаемый) человеческий капитал - навыки, специфические для конкретной области деятельности, которые при переходе на другую работу не пригодятся.
2. Покупается способность - результат труда;
3. Товар на рынке труда продаётся на время;
4. Труд в процессе потребления не исчезает, не требует замены; он в процессе производства улучшается;
5. Оговариваются условия использования труда;
6. Носителем труда является человек с личностными характеристиками - каждый товар индивидуален;
7. С куплей-продажей связана организация особых объединений: профсоюзы (защищают интересы продавцов) и союзы предпринимателей (защищают интересы фирм) и на стороне покупателя существует то же самое;
8. Особая роль государства - оно гораздо активней, чем на любом другом рынке.
Особенности спроса на рынке труда:
1. Концентрирован;
2. Спрос предъявляют фирмы (как правило, крупные);
3. На рынке (любом) создаётся специальная инфраструктура. На потребительском рынке - она призвана обслуживать продажу товара, и создаётся продавцом. На рынке труда - покупателем, а продавец приходит и предлагает свои услуги;
4. Существуют комплексные инфраструктурные организации - биржи труда (занимаются изучением спроса и предложения);
5.Затруднено получение информации о спросе и предложении на рабочую силу - чтобы ограничить доступ всякого рода нежелательных продавцов (неопытных, скандальных и проч.);
6. Роль государства в формировании спроса на рабочую силу:
а) Само государство формирует спрос (но это характерно и для других рынков);
б) Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, отсюда особый вид кривой спроса: опускается до минимума по оси ординат (минимум заработной платы) и дальше идёт параллельно оси абсцисс.
7. Особая роль социальных факторов:
а) Длительность рабочего дня - сокращается, спрос должен быть увеличен (чтобы выпускать ту же продукцию);
б) Установленный государством уровень сверхурочных работ - снижается, нужно больше рабочих;
в) Длительность отпуска - длительный, спрос на рабочую силу возрастает (кроме предприятий, на которых все уходят в отпуск одновременно);
г) Система здравоохранения - плохая, спрос растёт (больных нужно заменять);
д) Пенсионный возраст (рамки трудоспособности) - удлиняется, спрос на труд уменьшается (часть людей пенсионного возраста продолжить работать);
е) Размер пенсии - высокая, спрос растёт;
ж) Условия эмиграции - отток раб силы из России, спрос возрастает, но не удовлетворяется: маленькая зарплата.
Специфика предложения на рынке труда:
1. Самое дифференцированное (рассредоточенное, раздробленное) - предлагает один человек;
2. Он находится в наиболее тяжелом положении - ни с кем не объединяется, и покупатель навязывает свои условия;
3. На предложение труда влияет государство - начало кривой предложения спроса - параллель на уровне минимальной заработной платы;
4. Конфигурация предложения - растёт до определённой поры, затем поворачивает назад (эффект замещения):
а) Если зарплата высокая, ему не нужно работать сверхурочно - хватает;
б) При маленькой зарплате должны работать родственники.
Общие черты кривой предложения зависят от предельных издержек человеческого капитала.
Структура формирования издержек производства:
- затраты на поддержание жизнеспособности;
- затраты на продолжение рода;
- затраты на подготовку к квалифицированному труду (на образование): семьи, государства, фирм, самого индивида;
- рост социологических и политических потребностей, требующих денег.
5. Сильно затруднено маневрирование спроса и предложения:
а) Естественно-биологические факторы;
б) Особое время выделяется на обучение;
в) Географические моменты;
Маневрирование затруднено и у продавца:
а) работать каждый должен работать, чтобы выжить, прямо сейчас;
б) Затруднения связаны с семьей, жильем.
Отсюда, предложение гораздо менее эластично, чем на других рынках.
Социальные факторы, влияющие на предложение:
1. Благосостояние населения - чем выше, тем меньше нужно работать;
2. Достижение трудоспособного возраста;
3. людей пенсионного возраста не берут на работу;
4. Здравоохранение;
5. армия.