Сущность, цели и механизмы макроэкономики.
Феликс:
Сущность и цели макроэкономики. ***
Микроэкономика: отдельные фирмы, домохоз-ва -- реализуются индивидуальные эконом интересы.
! Макроэкономика -- экономика страны в целом, всё нар хоз-во страны, единая интегрированная в масштабаах страны система, агрегированная в общенациональных масштабах, реализуются общенац общегосударственные интересы; она (макроэкономика) осуществляет свои интересы во во всем эконом пространстве страны.
Макроэкономика неразрывно связана с микроэкономикой: невозможна без фирм, предприятий, отдельных домохозяйств.
Микроэкономика -- основа макроэкономики.
По отношению к микроэкономике, макроэкономика:
1. Определяет эконом мощь гос-ва, возможности и перспективы развития;
2. Создаёт условия для максимальной реализации интересов микроэкономики. Слабая макроэкономика не позволяет эконом агентам микроэкономики реализовать свои интересы, следовательно они будут влачить жалкое существование;
3. Позволяет решать эконом задачи, к-ые невозможно решить на микроэконом уровне -- общенац, общегос... (В стране порядка 7 млн безработных -- никакой фирме не под силу решить эту проблему).
Основные задачи макроэкономической системы:
1. Обеспечивает спрос экономической мощи страны, эконом рост, увеличение объёма производст, выпуска товаров и услуг в общенац масштабе (никакая фирма решить эту задачу не может). Для этой цели гос-во разрабатываетполитику эконом роста (развития);
2. Обеспечивает совершенство материально-технической базы экономики страны -- создаёт условия для кач-венного роста; обеспечивает разработку фундаментальных научных проблем, внедрение их в практику, новые виды техники, технологии в масштабах страны -- осуществляет научно-тех прогресс;
3. Структурное совершенствование экономики страны -- развитие передовых отраслей, территорий в ходе изменения структуры экономики. Тем самым совершенствуется распределение (аллокация) ресурсов, используются в наиболее перспективных и прогрессивных отраслях (механизм -- структурная политика гос-ва);
4. Повышение эффективности общественого пр-ва -- обеспечение выпуска максимума продукции при минимуме затрат (каждая фирма решает для себя, а в масштабах страны не может);
5. Осуществление инвестиционного обеспечения страны и распределение инвестиций;
6. Обеспечение полной занятости (ликвидации безработицы);
7. Обеспечение стабильности эконом системы, прочности, надёжности, устойчивости -- решение проблем стабилизации эконом развития;
8. Обеспечение роста благосостояния населения, роста уровня жизни в масштабах всей страны;
9. Преодоление внутренних трудностей, сбоев, противоречий, возникающих в экономике страны (борьба с инфляцией, кризисными явлениями);
10. Гармонизация отношений между экономикой и природой -- экономика наносит ущерб природе, а решение проблемы эколог кризиса, экологич последствий роста пр-ва, может только макроэкономика;
11. Обеспечение прочности международных тылов развития экономики, определённые позициии страны в мировой экономике, обеспечение роста международного эконом сил гос-ва;
12. Обеспечение безопасности страны.
Для выполнения этих задач макроэкономика должна располагать необходимыми ресурсами, к-ые находятся на микроуровне -- в руках фирм, предприятий, корпораций.
Макроэкономика развивается в условиях неопределённости. Иногда ресурсов фирм оказывается недостаточно, поэтому гос-во должно иметь определённые эконом резервы, чтобы иметь возможность в случае необходимости решать макроэкономические задачи.
Виды гос резервов:
1. Ликвидные (денежные, финансовые);
2. Золото-валютные (50 млрд долларов);
3. Материальные -- сырьё, топливо;
4. Продовольственные -- стратегический продовольственный запас (МЧС помогает в период черезвычайных ситуаций);
5. Кадровые.
Денежная политика.
Феликс:
Николаева Л.А., Черная И.П.:
Кредитно-денежная система
и кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 65.
Схема 65.
Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 28).
Таблица 28.
Институты кредитно-денежной политики
Инструменты политики | Общая характеристика |
Денежная эмиссия | Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика | Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика | Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает |
Политика открытого рынка | Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика | Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего наденежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:
, или
Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.
Схема 66.
Структура основных денежных агрегатов
Наиболее ликвидные активы (деньги) | Высоколиквидные активы («почти деньги») | ||||
Наличные деньги | Чековые вклады | Бесчековые сберегательные счета | Мелкие срочные вклады | Облигации госзаймов | Крупные срочные вклады |
М0 | |||||
М1 | |||||
М2 | |||||
М3 |
Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.
Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.
--------------------------------------------------------
ГЛАВА 11. ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Кредит означает доверие. Его можно понимать и как обращение капитала в чужом предприятии. Кредитная сдел-ка – это купля-продажа с отсроченным платежом. Кредит – форма существования(движения) ссудного фонда, своеоб-разная форма реализации собственности на ссудный фонд.
Ссудный фонд –часть централизованного денежного фонда, связанная с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях возвратности временно свободных денежных средств.
Между кредитором и должником по поводу движения ссудного фонда складываются кредитные отношения.
Кредит выполняет важные функции в обеспечении микро- и макроэкономического равновесия. С помощью креди-та осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с ме-няющейся конъюктурой рынка и необходимостью оптимизации производства. Основные принципы кредитования – срочность и возвратность. Классическими формами кредита являются коммерческий и банковский
Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа.Его объект – средства в товарной форме. Цель – ускорение реализации товаров и услуг. Документ – вексель.
Вексель – особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.
Простой вексель – это обязательство лица, выдавшего его, уплатить определенную сумму держателю векселя в указанный срок. Переводной вексель представляет собой письменный приказ векселедержателя (трассанта) платель-щику (трассату) об уплате обозначенной в векселе суммы денег третьему лицу (акцептанту), принимающему на себя обязательство платежа или гарантирующему оплату по векселю.
Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпринимателям и другим заемщикам.
Краткосрочные банковские кредиты – сроком до года, а долгосрочные – больше года.
Банковский кредит не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.
Государственный кредит оформляется в государственных займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.
Потребительский кредит предоставляется на бытовые цели. Международный кредит обслуживает межгосу-дарственные связи.
Лизинг-кредит – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10-15 лет.
В рыночном механизме России широко используется рейтинг – краткосрочный прокат оборудования на срок до года.
Факторинг –это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.
Фарфейтинг – это долгосрочный факторинг ( срок 1-5 лет).
Кредитный механизм – это экономический механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производитель-ных сил.
Особенности российского кредитного механизма по сравнеию с кредитными механизмами цивилизованных стран:
1. Российское кредитное хозяйство только формируется. В нем отсутствуют или недостаточно развиты множество элементов, типичных для развитых хозяйств.
2. Различия в материально-технических базах кредитных систем. (Российская кредитная система находится на ста-дии простой кооперации труда).
3. Отсутствие нормативной базы государственного регулирования кредитной сферы.
4. Отсутствие «гласности» в кредитной сфере ( формируется кредитный механизм всемирного хозяйства).
На основе кредита, кредитных отношений, кредитного механизма возникает кредитная система – банки. Банк –это
экономический институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные – акцио-нерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Привлеченные ( основная часть ресурсов) – вклады (депозиты), а также контокоррентные и корреспондентские счета.
Реформа 1988 г. создала «большую пятерку» банков, которые формировались по отраслевому принципу. В 1989 г. начался второй этап перестройки банковского дела. Была создана двухуровневая банковская система. Первый уровень связан с организацией денежного обращения и кредита, стабилизацией денежной еденицы, экономическим контролем за деятельностью коммерческих банков (функции Центрального банка). Второй уровень – это коммерческие банки, которые выполняют непосредственно кредитные и расчетные операции, обслуживание клиентов.
Важные функции в рыночной экономике выполняют различные небанковские финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работают на базе финансово-кредитных телекоммуникаций (лизинговые, трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, страховые, клиринговые палаты, пенсионные фонды и др).
Если в банковскую систему извне попадает некоторая сумма денег, то в конечном итоге предложение денег уве-личится до суммы, равной первоначально вложенной и умноженной на банковский мультипликатор. Банковский мультипликатор способствует увеличению количества денег в обращении, что порождает инфляционные ожидания.
В самом общем смысле процесс мультипликации кредита можно выразить так:
E = A – R , m = 1 / R , Д = Е х m ,
Где Е –избыточные ресурсы, А – фактические резервы, R – обязательные резервы, m – мультипликатор, Д –мини-мальное увеличение денег на текущих счетах.
Различные научные школы по-разному определяют количество денег в обращении. И.Фишер (представитель ко-личественной теории денег) предлагает такое уравнение:
М х V = Р х Т ,
где М – количество денег в обращении; V – скорость их обращения; Р – средневзвешенный уровень цен;
Т – количество товаров и услуг.
Предполагается, что V и Т постоянны, поскольку определяются долговременными факторами.
Другой вариант количественной доктрины (кембриджской) можно представить так ( формула А.Лигу):
М = К х Р х Т ,
где М – количество денег; К – доля годовых доходов, которую желают иметь в денежной форме;
Р – уровень цен; Т – физический объем производства.
Неоклассическая школа спроса на деньги может быть выражена системой из трех уравнений.
Во-первых, это уравнение, описывающее спрос на номинальные денежные остатки:
МB = К х Р х У
Во-вторых, это уравнение, характеризующее функцию предложения денег:
МS = М-S
В-третьих, это уравнение, вскрывающее условия равновесия на рынке:
МS = МD
Т.е. планируемый спрос на деньги должен быть равен их планируемому предложению для поддержания состояния равновесия.
Дж.М.Кейнс предложил доктрину «предпочтения ликвидности». Потребность в денежных средствах возникает в связи:
- с необходимостью осуществления текущих сделок (трансакционный мотив)
- с неопределенностью будущих изменений нормы % (спекулятивный мотив)
- с риском потерь (мотив предосторожности)
Современные монетаристы используют «денежное правило» М.Фридмана : необходимо поддерживать устойчи-
вый долговременный темп роста денежной массы.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюд-жетная система – двухярусная (государственный и местные бюджеты)., а с федеративным ( США, ФРГ) – имеется промежуточное звено (бюджеты штатов).
Государственный бюджет –это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны, это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета еже-годно обсуждается и принимается парламентом страны (штата, муниципальным собранием). По завершении финансо-вого года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по доходам и рас-ходам.Государственный бюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госу-дарственный бюджет ( Пенсионный фонд РФ), создающиеся за счет специальных (целевых) налогов, займов, субси-дий из бюджета.Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства правительства в экономику, минуя бюджет (парламентский контроль).
В бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюд-жетных ассигнований; первое место в расходах занимают социальные статьи ( 40-50%) ( пособия, образование, здравоохранение), ведь главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям.
В затратах на хозяйственные нужды (10-20%) обычно выделяются бюджетные субсидии аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.
Значительное место занимают расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20%), а также административно-управленческие расходы (5-10%).
Коньюктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (до 7-8%).
Расходы на кредитования экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала стимулируют экспорт, улучшают в долгосрочном плане платежный баланс, укрепляют национальную валюту, обеспечивают постав-ки необходимых товаров из-за рубежа (внешнеэкономический аспект ).
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит:
1) от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП);
2) от структуры этих расходов;
3) от эффективности использования каждой еденицы расходуемых средств.
Доходы: налоги (75-85%); неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственно- го сектора в экономике, государственной торговли (5-8%); взносы в государственные фонды социального страхо-вания, пенсионный, страхования от безработицы (10-12%).
Идеальное исполнение государственного бюджета – превышение доходов над расходами.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается госу- дарственными займами –внутренними и внешними(продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджет-ных фондов, получение кредита у банков). Последствия покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег – инфляция, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций, обесценивание сбережений и т.д.
Государственные займы также негативно влияют на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг (нарушается рыночная мотивация деятельности частных финансовых институтов). Во-вторых, государственные займы, моби-лизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фир-мами. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов способствует удорожанию кредита, росту учетной ставки.
ВВП и ВНП.
Феликс:
ВП существует в двух формах:
а) Валовой Национальный Продукт (ВНП) -- конечный продукт, созданный национальными фирмами на территории страны, + продукт, созданный национальными фирмами зарубежом;
б) Валовой Внутренний Продукт (ВВП) -- продукт, созданный внутри страны нац фирмами, + продукт, созданный внутри страны иностранными фирмами.
$ВНП - ВВП = ЧФД (Чистый Факторный Доход)
ЧФД -- продукция, созданная нац фирмами зарубежом, минус продукция, созданная иностранными фирмами на территории страны (доход нац фирм, созданный зарубежом, минус доход иностранных фирм, созданный внутри страны).
ЧФД примерно = 0.5%, может принимать положительные и отрицательные значения.
4 метода расчёта валового продукта.
а) Производственный метод:
расчёт валового продукта по потоку товара, по конечной продукции, или по расходам.
Расчёт осуществляется след образом:
$ВНП = Личное потребление + Частные Инвестиции + гос расходы + Чистый Экспорт
$Личное потребление = Текущее потребление + потребление товаров длительного пользования + потребление услуг;
$Частные инвестиции = Амортизация (на восстановление используемых машин и оборудования) + чистые частные инвестиции (на собственно расширение пр-ва).
Гос расходы -- окончательное потребление гос-вом (предметы потребления гос служащих);
Чистый Экспорт = Экспорт - Импорт.
б) Распределительный метод:
Расчитывается по потоку доходов (по добавленной стоимости).
Компоненты:
$ Расходы и платежи, несвязанные с получением доходов = амортизационные затраты + косвенные налоги на бизнесс (акцизы,налог с продаж и проч);
$ Доходы от труда = зарплата + начисление на социальное страхование (соц налог, выплачиваемый предприятиями пропорционально Зарплате)
$ Рента;
$ Процент;
$ Прибыль = налог на прибыль корпорации (то, что вычитается из прибыли и идёт гос-ву) + девиденды (выплачиваются собственникам) + нераспределённая прибыль;
$ Доходы от индивидуальной с-ти и индивидуальной д-ти (фермера, крестьянина).
в) Отраслевой:
На каждом предприятии в каждой отрасли определяется созданный Валовой Продукт, потом показатели по отраслям складываются.
г) Метод конечного использования:
учитывается то, что купили и использовали потребители.
Результаты по всем 4 показателям должны быть одинаковыми.
3. Чистый продукт (ЧП):
а) Чистый национальный продукт -- от ВНП;
б) Чистый внутренний продукт -- от ВВП.
$ ЧП = Валовой продукт - Амортизация
4. Национальный доход -- сумма доходов, к-ые благодаря ВНП предназначены собственникам ресурсов;
$НД=Чистый доход - косвенные налоги на бизнес (акцизы, налоги на добавленную стоимость)...
Характеристики расчитываемого Валового продукта:
1. Номинальный валовой продукт -- в текущих ценах.
Но этот продукт может увеличиваться за счёт:
а) Реального увеличения продукта -- новые машины, приборы, молоко, кабанчики;
б Увеличения цен.
2. Реальный ВНП -- ведётся в неизменных ценах; исчисляется показатель, называемый Дифлятор валового продукта:
% дифлятор = Номинальный ВНП : Реальный ВНП.
3. Фактический ВП (номинальный или реальный) -- тот, к-ый складывается в реальной действительности, и потенциальный ВП -- продукт, создаваемый в условиях полного использования всех ресурсов, к-ый можт дать существующая макроэконом система, при полной занятости, оптимальном использовании факторов пр-ва и проч.
Проблема сопоставления Валовых продуктов:
1. Внутри страны -- чтобы определить, вырос ВП или нет, нужно сопоставлять реальный ВП, тогда получим рост нац продукта.
Сам выс рост в 20 веке был на Тайвани -- 245 раз;
Тайланде -- в 85 раз,
в мире -- в 19 раз,
в России -- в 8 раз (из-за спада при Ельцине).
13. Банковская система. = ? 7
Потребление и сбережение.
Феликс:
Потребление и сбережение. ***
!Главной силой в МКРег выступало гос-во (по Кейнсу).
В определение ВНП входило личное потребление, чистый экспорт, частные инвестиции и гос расходы.
Гос расходы рассмотрели, обратим внимание на остальные моменты.
Увеличению пр-ва через спрос способствует личное потребление.
!Личное потребление -- это использование полученного дохода для удовлетворения личных потребностей.
Цепочка:
получили доход, доход превратился в расход, расход превратился в спрос, спрос превратился в товары, товары, а товары уже потребляются.
Возможности личного потребления заложены в полученный доход (той его части, к-ая расходуется на потребление).
Факторы, от к-ых зависит личное потребление:
1. Доход -- чем больше доход, тем больше потребление (монотонно возрастающая кривая);
2. Богатство -- ничто не останавливает в потреблении (хочешь зажаренного быка -- пожалуйста, раз готов платить);
3. Размер процента на капитал -- чем выше процент, тем меньше потреление;
4. Налоги -- ем меньше налоги, тем потребление больше;
5. Ожидания -- повышение цен, потребление увеличивается;
6. Личные запасы -- чем больше запасы, тем меньше потребление;
7. Стабильность, ситуация на международной арене, личные кач-ва ч-ка, климатические особенности...
Что, сколько, потреблять или не потреблять -- решает сам ч-к.
Кейнс заявил: "Это зависит от склонности к потреблению". Ввёл математическое понятие и описал его.
$ P_c = \frac{C}{income}
Кейнс также ввёл понятие предельной склонности к потреблению:
$ MP_c = \frac{\delta{C}}{\delta{income}}
Следовательно, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению растёт (тк возможности увеличиваются). Но после произведения тщательных подсчётов пришли к выводу, что в развитых странах она остаётся примерно на одном и том же уровне.
Целиком ли потребляется полученный доход?
Зависит от склонности: большинство всего дохода не потребляют, возникает остаток
$income = C + S
где S -- тот самый остаток, его называют сбережением; сам процесс непотребления называют также сбережением.
!Сбережение -- создание той части дохода, к-ая не тратится, а накапливается, сберегается; таким образом, процесс потребления растягивается во времени.
То есть C -- текущее потребление, а S -- даёт возможность перенести потребление на будущее.
Сбережения бывают: частные, государственные и национальные.
$S_{частное} = income - C - налоги
$S_{государственные} = Налоги - гос расходы
$S_{национальные} = Income - S_{частные} - S_{Государственные}
Чем больше процент, тем меньше сбережения и больше потребление.
На моделях сбережений доход на оси абсцисс, на оси ординат сами сбережения;
На модели зависимости сбережений от процента: процент -- на оси ординат, сбережения -- на оси абсцисс.
Сбережения делаются в 2 формах:
1. В деньгах;
2. В натуре --(крестьянин картошку, капусту хранит)...