Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Модель AD-AS.
В национальной экономике в каждый период времени устанавливается определенное равновесие. Для анализа макроэкономического равновесия используются агрегированные, т.е. объединенные показатели. Если на отдельном рынке анализировались изменения объема спроса и предложения одного товара в зависимости от изменения его цены, то в макроэкономическом анализе рассматриваются агрегированные показатели: реальный объем национального производства и объединенные цены (средний уровень цен в национальной экономике на все товары и услуги). Поэтому простая макроэкономическая модель, которая используется для иллюстрации совокупного спроса и совокупного предложения имеет две координаты: средний уровень цен и реальный объем национального производства (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Простая макроэкономическая модель
Совокупный спрос (AD)отражает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который домохозяйства, фирмы, государство и заграница готовы купить при любом возможном уровне цен. Эта зависимость отрицательная, что определяет расположение кривой AD на графике (рис. 3.2).
Характер кривой AD определяется тремя факторами:
- эффектом процентной ставки.При постоянном объеме денежной массы в экономике повышение уровня цен приводит к увеличению спроса на деньги, что повышает процентную ставку и соответственно снижает потребительские расходы и инвестиции, то есть уменьшается совокупный спрос (АD);
- эффектом богатства. При повышении цен происходит уменьшение реальной стоимости или покупательной способности накопленных финансовых активов (активов с фиксированной стоимостью – срочные счета или облигации). Население в силу этого становится беднее и сокращает свои расходы, что приводит к сокращению совокупного спроса (АD);
- эффектом импортных закупок.Если уровень национальных цен увеличивается по сравнению с ценами за рубежом, то будут больше покупать импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы соответственно будут покупать меньше отечественных товаров. Это приведет к уменьшению экспорта и увеличению импорта, то есть чистый экспорт уменьшится и приведет к уменьшению совокупного спроса (АD).
Таким образом, изменения в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, фирм, правительства, зарубежных потребителей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства.
Рис. 3.2 Кривая совокупного спроса
Структура совокупного спроса характеризуется ВВП по расходам:
ВВП по расходам = АD
АD = C + I + G + X
Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса (AD):
1. Изменения в потребительских расходах, которые определяются изменениями:
- благосостояния потребителей вследствие изменения стоимости финансовых активов (курсов акций и облигаций) и недвижимости (домов, земли);
- в ожиданиях потребителей;
- задолженности потребителей;
- налогов.
2. Изменениями в инвестиционных расходах,которые определяются изменениями:
- процентных ставок (рост денежной массы приводит к снижению процентной ставки и росту инвестиций, и наоборот);
- налогов в предприятий;
- технологий производства;
- избыточных мощностей.