Безработица: причины, формы, измерение. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости. Кривая Филлипса.
Безработица, т.е. неиспользование обществом части своего трудового ресурса, является проявлением неравновесия на рынке труда, при котором предложение труда превышает спрос. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности. Отсутствие работы означает потерю источника доходов, невозможность обеспечивать существование свое и своей семьи, отсутствие условий для саморазвития. В отличие от других производственных ресурсов в трудовом ресурсе общества отчетливо присутствует социальный аспект.
Каковы причины безработицы? Экономисты – неоклассики, утверждающие, что равновесие внутреннее присуще рыночной системе, ссылаются на некие несовершенства рынка труда: влияние профсоюзов; установление государством минимальной заработной платы, которая ограничивает спрос работодателей; отсутствие информации о вакантных местах и др. Выдвигается тезис о якобы добровольном характере безработицы, однако едва ли это относится ко всей массе безработных. Колебание уровня безработицы в зависимости от фазы делового цикла свидетельствует, что в основе лежат объективные факторы.
Авторы кейнсианского направления рассматривают рынок труда с позиции постоянного и фундаментального неравенства. Они утверждают, что в рыночной системе нет механизма, обеспечивающего занятость всем желающим работать. Спрос на рабочую силу регулируется не колебанием рыночных цен на труд (как уверяют неоклассики), а совокупным спросом, воздействующим на объем производства, и следовательно, занятости. Цена труда, уверяют кейнсианцы, неэластична в сторону понижения, поэтому не может быть регулятором рынка труда. Роль регулятора отводится государству, воздействуя на совокупный спрос (см. тему 10), оно может уменьшить безработицу. Недостаток совокупного спроса кейнсианцы объясняют отсутствием полной синхронности в принятии экономических решений разными агентами рынка, в частности решений о сбережениях и инвестициях.
Представители научной школы монетаристов полагают, что устранить безработицу невозможно, но рациональная кредитно-денежная политика позволит стимулировать инвестиции и деловую активность, что поможет преодолеть циклическую безработицу. Они исходят из предпосылки однонаправленного, повышательного движения цены труда. Негативными факторами, усугубляющими неравновесие рынка труда, считают: установление государством минимального уровня заработной платы; сильные позиции профсоюзов, препятствующих снижению цены труда; отсутствие необходимой информации о резервной рабочей силе и вакансиях.
Институционалисты, объясняя неравновесие рынка труда, уводят анализ от макроэкономических проблем, обращают внимание, главным образом, на профессиональные и отраслевые различия в структуре рабочей силы.
Рассмотренные концепции дополняют друг друга и дают общее представление о функционировании рынка труда. Регуляторами здесь выступают не только законы спроса и предложения, но и также микро-, макроэкономические, социальные и социально-психологические факторы.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного; это лица, достигшие 16 лет и старше.
Формы безработицы разнообразны.
1. Фрикционная безработица. Связана с перемещением работников из одной местности в другую, с одного предприятия на другое в поисках наиболее приемлемого для себя варианта трудоустройства. В результате получается наиболее рациональное размещение рабочей силы. Общие затраты времени на поиски новой работы составляют 1 – 3 месяца.
2. Структурная безработица. Главной причиной является профессионально-квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике.
3. Технологическая безработица. Обусловлена сокращением занятости при переходе на новые, более высокие технологии.
4. Институциональная безработица. Ее порождает несовершенство рыночного механизма регулирования. Структура профессий, уровень квалификации и иные характеристики предложения труда меняются медленнее, чем спрос. Сказывается неполнота и неоперативность информации об изменениях спроса и предложения труда, неэффективность некоторых государственных регулирующих мероприятий.
5. Сезонная безработица. Обусловлена сезонными колебаниями спроса на труд, которые определяются особенностями ритма производственного процесса (сельское хозяйство, строительство, туризм, промыслы).
6. Циклическая безработица. Наиболее трудно поддающаяся регулированию форма безработицы. В ее основе – циклические колебания деловой активности, сопровождающиеся спадом объемом выпуска продукции, а следовательно, и занятости.
Безработица иногда принимает скрытые формы – неполный рабочий день, работа 1–3 дня в неделю, сюда же относятся те, кто отчаялся найти рабочее место и, утратив право на получение пособий, отказывается регистрироваться на бирже труда.
Как измерить безработицу? Система показателей учитывает, прежде всего, количество официально зарегистрированных безработных, а затем их долю в общей численности экономически активного населения, т.е. работающих и активно ищущих работу. В рыночной системе нет принуждения к труду, доходы от собственности позволяют вести праздный образ жизни, эта часть населения не учитывается при расчете безработицы. Экономически активное население часто определяется как рабочая сила.
Уровень безработицы – это доля безработных в общей численности рабочей силы:
.
«Полная занятость» в рыночной системе определяется как занятость, составляющая менее 100% экономически активного населения (работающие и ищущие работу). Уровень безработицы при этом равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы в объеме 4–6 % (по разным странам). Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который произведен в условиях естественного уровня безработицы, называется потенциальным ВВП, т.е. объем продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов. Естественный уровень безработицы имеет место при относительной сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.
Последствия безработицы сказываются по многим направлениям. На макроуровне – это невыпущенная продукция, сокращение совокупных доходов, а следовательно, и совокупного спроса. Непроизведенная продукция характеризует отставание фактически произведенного ВВП от потенциального ВВП. Взаимосвязь между уровнем безработицы и потерей ВВП выражает Закон Оукена: на каждый процент превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем потери объемов ВВП составляют 2,5% (по некоторым расчетам – 3–3,5%). Коэффициент Оукена (2,5) позволяет вычислить потери продукции при любом уровне безработицы.
Давление безработицы распределяется неравномерно. Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков»; среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых, имеющих опыт работы; среди национальных меньшинств выше, чем у работников «титульной» национальности; как правило, среди женщин выше, чем среди мужчин.
Безработица порождает и многочисленные социальные проблемы: потеря квалификации и социального статуса, депрессия, бездеятельность, моральная деградация, а также увеличение разводов, суицидности, преступности, беспризорности детей.
Государственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание дополнительных рабочих мест в государственном и частном секторах с помощью государственных заказов, субсидий, дотаций, льготного налогообложения и кредитования, программ развития отраслей и регионов, улучшения условий экспорта готовой продукции и импорта ресурсов, развития малого предпринимательства, создания условий для привлечения иностранного капитала, обеспечения доступа к дефицитным ресурсам.
2. Создание служб занятости, в обязанности которых входит:
− изучение рынка труда и предоставление информации о нем;
− регистрация безработных;
− поиск вакантных мест; стимулирование открытия вакансий;
− переобучение и переквалификация безработных на востребованные рынком специальности;
− назначение и выплата пособий по безработице.
Совместное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
В 70-е годы и в начале 80-х годов в США и Западной Европе, а также в 90-е годы в России развивалась стагфляция: рост безработицы сопровождался повышением темпов инфляции.