Тема 13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Мотив предосторожности. Общий спрос на деньги.

Предложение денег. Денежная масса. Ликвидность. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Денежный мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке.

Денежно-кредитная система страны и ее уровни.

Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу.

Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов.

Понятие и цели денежно-кредитной политики.

Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».

Эффективность денежно-кредитной политики.

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Тема 14. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модельIS-LМ

Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS). Сдвиги кривой IS.

Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (кривая LМ). Сдвиги кривой LМ.

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LМ.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование IS-LМ модели для анализа последствий стабилизационной политики.

Модель IS-LМ как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.

Тема 15. Социальная политика государства

Социальная политика: понятие, цели, направления.

Функции социальной политики. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина. Минимальный потребительский бюджет.

Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов.

Механизм и основные направления социальной защиты населения. Развитие социального партнерства.

Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.

Тема 16. Экономический рост

Понятие экономического роста. Цели экономического роста и социальные приоритеты. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста, производительность труда, производительность капитала, производительность природных ресурсов.

Модели экономического роста. Модель Солоу.

Раздел IV. Основы международной экономики

Тема 17. Современное мировое хозяйство и его структура

Понятие «мировое хозяйство». Субъекты мировой экономики и уровни их взаимодействия.

Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства. Факторы развития международного разделения труда. Формы международного разделения труда: международная специализация и международная кооперация производства.

Мировое сообщество и различные группы составляющих его государств.

Основные этапы эволюции мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

Современные тенденции развития мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.

Тема 18. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура

Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке. Международные валютно-кредитные отношения. Международная миграция рабочей силы.

Платежный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны. Структура платежного баланса страны.

Проблемы урегулирования внешней задолженности государств.

Тенденции развития международных экономических отношений в XXI веке. Перспективы участия Республики Беларусь в международных экономических отношениях.

Список литературы

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск, 1997.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэсп.Беларусь. - 1999. -№ 7-9. -Ст. 101.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - Минск, 2006.

Основная:

Экономическая теория: учеб, пособие / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой. — Минск, 2006. — 543 с.

Экономика: учеб, пособие / под ред. В. Л. Клюни, Н. С. Тихонович. -Минск, 2006. - 398 с.

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб, пособие / рук. и ред. А. В. Сидорович. - М., 1997. - 736 с.

Шимов, В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В. Н. Шимов. - Минск, 2003. - 299 с.

Экономическая теория / под ред. В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. - Минск, 2003. - 344 с.

Дополнительная:

1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общей ред. А. В. Сидоровича. - 3-е изд. - М., 2000. - 416 с.

Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. / В. Гальперин, С. Игнатьева, В. Моргунов. - Спб., 2002. - 851 с.

Курс переходной экономики: учеб, для вузов / под ред. Л. И. Абалкина. - М., 1997. - 640 с.

Спиридонов, И. А. Мировая экономика: учеб, пособие /И. А. Спиридонов. —М., 2004. - 272 с.

Буглай, В. Б.Международные экономические отношения: учеб, пособие /В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев; под ред. Н. Н. Ливенцева. - М., 2004. - 256 с.

Микро- и макроэкономика: учеб, пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотникого. — Минск, 2004. - 185 с.

Микроэкономика, учеб, пособие / под ред. М. И. Плотницкого. —Минск, 2002. - 426 с.

Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха. Д. Н. Земляков; под общей ред. проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 2002. - 304 с.

Экономическая теория: учеб, для экономических специальностей вузов /под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. - Минск, 2004. - 608 с.

П. Содержание лекционного курса (тезисы)

Раздел 1. Введение в курс

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод

План

1.Экономическая теория: предмет, функции экономические категории

экономические законы.

2.Основные этапы развития экономической мысли и экономической теории как науки.

3.Методы экономической теории.

1. Слово «Экономика» происходит от греческого «ОЙКОНОМИЯ», что в буквальном переводе значит «искусство ведения домашнего хозяйства». Его ввёл в оборот древнегреческий писатель и историк Ксенофонт. Однако содержание его сегодня существенно изменилось - хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира.

Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, а главное открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником. Быть вне экономики не возможно. Экономика – это:

Во-первых, совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы.

Во-вторых, совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка.

В–третьих,отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых, национальное хозяйство страны или группы стран.

Экономическая теория изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.

Структура экономической теории включает 3 уровня:

Микроэкономикаизучает поведение отдельных экономических субъектов(рассматривает отдельное производство или предприятие, поведение покупателя, продавца, домашнее хозяйство).

Макроэкономикаизучает функционирование национальной экономики в целом.

Мировая экономика (интерэкономика)изучает экономические отношения, их закономерности в мировой системе.

Также выделяют позитивную и нормативную экономическую теорию. Позитивная изучает то, что есть на самом деле, объективно. Нормативная выражает субъективные оценки и изучает то, как должно быть наилучшим образом, каковы должны быть цели экономического развития и экономическая политика.

Экономическая теория выполняет ряд важных функций:

1.познавательная, т.е. объяснение сложного окружающего мира, определение очерёдности, зависимости, закономерности экономических явлений и процессов;

2.теоретическая, т.е. проникновение в сущность явлений, выдвижение совокупности категорий и законов функционирования экономической системы;

3.методологическая, т.е. является основой для развития других экономических наук (экономической статистики, бухгалтерского учёта, менеджмента, маркетинга, финансов и кредита, экономической истории, отраслевой экономики и других);

4.практическая, т.е. использование теоретических знаний для решения конкретных экономических проблем, для разработки экономической политики;

5.идеологическая, т.е. ориентация на определённую систему ценностей общества, формирование экономического сознания и экономического мышления.

Экономическая теория имеет свой язык – специальные термины – экономические категории.

Экономическая категория - это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений экономического мира. Например, деньги, труд, заработная плата, налог, монополия и др.

Экономическая категория – это:

· результат теоретического анализа и предпосылка дальнейшего,

· результат проникновения в сущность,

· теоретическое выражение экономического отношения,

· «имя» экономического отношения или процесса.

Экономические категории носят исторический характер, исчезают, меняют своё содержание. Подразделяются на общие и частные. Общие категории отражают глобальные условия функционирования производства или экономический системы (например, труд, собственность, фактор производства, благо). Частные приближены к конкретным экономическим процессам, отражают функционирование подсистем экономики (например, процент, акция, дивиденд, прибыль).

Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономических законов. Экономические законы – существенные, устойчивые постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи в экономических явлениях и процессах.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее то, что, как законы природы, экономические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия заключаются в следующем:

- Экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например, закон всемирного тяготения.

- Законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи.

- Открытие и применение экономических законов требуют определенных усилий, так как это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества.

Экономическая наука классифицирует законы по крупным группам: всеобщие, общие специфические и законы.

Всеобщие экономические законы - это законы, свойственные всем историческим эпохам (например, законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда).

Общие экономические законы действуют при нескольких способах производства, в различных моделях однотипной экономической системы (например, законы спроса и предложения).

Специфические ЭЗ - это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования действуют в пределах одного способа производства непродолжительное время (например, закон первоначального накопления капитала, закон инфляционной спирали).

Взаимодействие экономических законов формирует экономические закономерности.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.

Цели национальной экономики:

1. Экономический рост – производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг.

2. Полная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. Экономическая эффективность – максимум отдачи при минимуме затрат ограниченных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен – не должно быть инфляции или дефляции.

5. Справедливое распределение доходов, отсутствие нищеты.

6. Обеспечение инвалидов, престарелых.

7. Баланс во внешнеэкономических сделках, т.е. между импортом и экспортом, в финансовых сделках с заграницей.

2.Развитие экономической мысли можно схематично представить в таблице:

  Школы, направления, представители Пери-од формирова ния   Основные идеи
1. Меркантилизм ( от итал. mercante – торговец, купец)   Томас Ман, Ж. Б. Кольбер, А.де Монкретьен ХVI – XVII в.в. Представлял интересы торговцев. · Главное богатство общества – золото и серебро (т.е. деньги). Необходим запрет на вывоз денег из страны. · Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). · Активный торговый баланс должен обеспечиваться широким развитием экспорта товаров. · Государство должно активно вмешиваться в экономику, проводить политику протекционизма во внешней торговле, развивать мореплавание и флот, захватывать колонии, помогая обогащению общества.
2. Школа физиократов (от гр. physis – природа, kratos – власть)   Ф. Кенэ, А. Тюрго XVIII в. · Представляла интересы крупных землевладельцев. · Богатство – это продукт, производимый в сельском хозяйстве. · Прирост богатства осуществляется в процессе производства, а не обращения. · Производительный труд – это земледельческий труд, фермеры и собственники земли – производительный класс. · Промышленники, рабочие и торговцы – «бесплодный класс», т.к. в промышленности преобразуется форма продукта, созданного в земледелии. · Научный анализ основного и оборотного капитала в виде учения о первоначальных и ежегодных авансах в производство. · Экономика – целостный организм, круговой поток продуктов и доходов.
3. Школа классической политической экономии (от гр.politike --искусство управления государством) А.Смит, Д.Рикардо, У. Петти, П.Буагильбер XVII – XIX в.в. · Источник богатства – производство во всех сферах экономики. «Труд есть отец и активное начало богатства, а земля – его мать». · Чем эффективнее труд, тем больше богатство нации. · Ценность товара связана с затраченным на его производство трудом. · Деньги – продукт эволюции общества, орудие торговли. Их основная функция – средство обращения. · Свободная и конкурентная рыночная экономика создаёт благоприятные условия для эффективного развития. · Экономика лучше функционирует без государственного вмешательства. · Во внешней торговле следует отказаться от протекционизма, в стране производить те товары, для производства которых имеются наилучшие условия. · У. Петти – родоначальник статистики, демографии, социологии.
2. Марксизм (теория научного коммунизма)   К.Маркс, В.Ленин. Середина XIX в. · Закон стоимости – основной закон развития товарного производства. · Теория прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов. · Учение об общественно-экономических формациях. · Сущность экономических отношений отражает форму собственности на факторы производства. Существует непримиримое противоречие между трудом и капиталом, которое возможно преодолеть только в условиях доминирования государственной собственности на средства производства. · Теория экономических кризисов.
3. Маржинализм (от фр. marginal – находящийся на краю чего-либо, предельный) К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк. Вторая половина XIX в. · Использование математического аппарата для обоснования теории «предельной полезности», «предельной производительности». · Спрос, предложение, цена связаны с психологией поведения отдельного хозяйственного субъекта, зависят от оценки индивидуумом предельных выгод. · Потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.
5.Неоклассическое напра вление   А.Маршалл, Л.Вальрас, А.Пигу Конец XIX в. · Анализ рыночных сил – спроса, предложения, эластичность. Теория равновесия и «компромиссная» теория цены. · Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию. · Государство создаёт благоприятные условия для её функционирования.
6.Кейнсианство (теория регулируемого капитализма)   Д.М.Кейнс, Р. Харрод, Е.Домар   С 30-х го-дов XX в. · Государство должно активно регулировать экономику, социальную сферу с целью устранения кризисных явлений, достижения полной занятости, повышения темпов экономического роста. · Рынок не является саморегулируемой системой. · Анализ взаимозависимости нацио-нального дохода, инвестиций, потребления, накопления. · «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». · «Эффективный спрос» определяется размерами потребления и инвестиций. Государство должно его регулировать с помощью кредитно-денежной (процентные ставки) и бюджетной политики (государственные расходы).
7.Институционализм   Т.Веблен, Т.Мальтус, У.Митчел, Дж.Гэлбрейт, Я.Тинберген. XIX – XX в.в. · Экономика – система, в которой отношения зависят как от экономических, так и внеэкономических факторов (демографических, биологических, этических и др.). · Объект исследования – «институты»: корпорации, профсоюзы, государство, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения социальных групп, привычки, инстинкты).
8.Монетаризм   М.Фридмен, Ф.Хайек ХХ в. · Исследовали воздействие денежного мира на товарный мир, монетарных инструментов и монетарной политики на развитие экономики. · Денежный фактор – пружина рыночной экономики и основа её стабилизации. · Изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), поэтому краткосрочную денежную политику следует заменить долгосрочной политикой. · Государство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5% в год независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. · Частное предпринимательство способно вывести из кризисного состояния экономику, обеспечить её подъём и занятость населения, т.к. рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. · Сокращение государственных расходов, снижение налогов.

3.Экономическая теория исследует экономическую жизнь с помощью общенаучных методов:

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Индукция – движение мысли от частного к общему, вывод теории из фактов и наблюдений.

Дедукция – формулирование гипотез и подтверждение их фактами.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Также для изучения экономических явлений и процессов используют специальные приёмы (моделирование, графический, математический, статистический, балансовый методы).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов, связи и взаимосвязи между ними. Модели бывают текстовые, графические, математические, компьютерные.

Графический метод основан на построении моделей с помощью различных рисунков – графиков, диаграмм, схем, которые особенно хорошо демонстрируют взаимозависимость экономических показателей.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. Экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Дж. М. Кейнс считал, что экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, а скорее метод, интеллектуальный инструмент, техника мышления и помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

План

1.Потребности и ресурсы.

2.Факторы производства.

3.Альтернативные издержки производства.

1. Потребность – всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого тот стремится выйти. Различают физиологические (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), потребности в уважении (признание, статус) и самоутверждении (самоорганизация и саморазвитие личности).

Потребности людей удовлетворяются через потребление, чтобы потреблять, необходимо производить. Экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Действует закон возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у людей тут же возникают другие, новые.

Производство – процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ. Результат производства – продукт.

Экономические блага – те, которые получают в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Виды классификации экономических благ:

В зависимости от доставляемой потребителям полезности все блага подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда), предметы второй необходимости (бытовая техника, книги, журнала) и предметы роскоши (драгоценности, яхты, норковые шубы).

По степени долговечности выделяют три группы пользования: 1) длительного (холодильники, телевизоры, компьютеры), 2) кратковременного (мыло, хлеб, соль), 3) услуги (стрижка в парикмахерской, ремонт обуви).

Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Первые могут заменить друг друга в удовлетворении некоторой потребности (оливковое и рапсовое масло, яблоки и апельсины). Вторые в состоянии удовлетворять потребности лишь при условии совместного использования (компьютер и программное обеспечение, автомобиль и бензин, зубная паста и зубная щетка).

По направлению использования выделяют прямые блага, т.е. потребительские, и косвенные, т.е. производственного назначения.

Источником любого производства являются ресурсы.

Ресурсы производства– это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ. Ресурсы подразделяются на 4 группы:

Природные – естественные силы и вещества виде земли, водных богатств, воздушного бассейна и пр. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые.

Материальные (капитальные) – все созданные человеком средства производства (орудия и предметы труда), которые являются результатами производства и находятся в материально-вещественной форме.

Трудовые – экономически активное, трудоспособное население. Трудовые ресурсы оцениваются по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному.

Финансовые (инвестиционные) – совокупность всех видов денежных средств, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Значимость отдельных видов ресурсов определялась в зависимости от применяемой технологии производства. Например, в доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным ресурсам.

2. Факторы производства – это реально вовлечённые в процесс производства ресурсы.

Таким образом, ресурсы производства – это широкое понятие, факторы производства – узкое, но именно от реально вовлечённых в процесс производства ресурсов, от способа их использования, их количества и качества зависит конечный результат производства, т.е. продукт.

Взаимосвязь ресурсов, факторов и доходов от их использования в производстве показывает следующая таблица:

Ресурсы Факторы Доходы собственников ресурсов
Природные «Земля» Рента
Материальные и финансовые «Капитал» Прибыль, дивиденд, процент
Трудовые «Труд» «Предпринимательская способность» Заработная плата, прибыль

Капитал подразделяется на основной и оборотный. Основной капитал участвует в процессе производства многократно и переносит свою ценность на готовый продукт по частям (станки, машины, сооружения). В результате перенесения своей ценности на вновь созданный продукт основной капитал постоянно утрачивает свою потребительную стоимость, т.е. происходит износ. Различают физический (материальный), т.е. утрата технико-производственных свойств и моральный износ основного капитала. Амортизация – процесс постепенного перенесения ценности средств труда, машин, станков по мере износа на производимую с их помощью продукцию и использование этой стоимости для последующего воспроизводства основного капитала. Стоимость средств труда, перенесенная на продукт пропорционально их снашиванию, принимает форму амортизационных отчислений.

Оборотный капитал участвует в процессе производства однократно и полностью переносит свою ценность на готовый продукт (сырье, материалы, полуфабрикаты).

Предпринимательская способность – особый человеческий ресурс, специфическое значение которого раскрывается в четырех функциях предпринимателя:

Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства.

Предприниматель принимает основные решения по поводу процесса производства, ведения бизнеса.

Предприниматель – новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход новые продукты, новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса.

Предприниматель – это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за его усилия могут оказаться и заманчивые прибыли, и убытки, и банкротство. Предприниматель рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами.

Основная проблема экономики – ограниченность ресурсов. Ресурсы ограничены относительно постоянно растущих потребностей людей и это диктует необходимость выбора для производства оптимального набора продуктов.

Кривая производственных возможностей показывает максимальный объём производства, который может себе позволить общество, используя все свои ресурсы.

Альтернатива I II III IV V
Предметы потребления (хлеб)          
Средства производства (станки)          

Тема 13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика - student2.ru

КПВ показывает, что при увеличении производства одного продукта приходится жертвовать другим продуктом. Эти «жертвы» называются альтернативными издержками.

3.Альтернативные издержки производства– количество других продуктов, от которого следует отказаться (пожертвовать), чтобы получить определённое количество любого данного продукта. В данном примере при переходе от одной альтернативы к другой общество жертвует станками ради дополнительного количества хлеба. При этом действует закон возрастающих альтернативных издержек, так как ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми и по мере увеличения производства определённого продукта (в примере – хлеба) эффективность использования ресурсов падает.

КПВ включает множество вариантов объемов производства двух продуктов (все точки КПВ). Точка вне кривой вверху недопустима при данных ресурсах и данной технологии. Точка внутри сегмента отражает неполное использование ресурсов. Как правило, реально экономика не полностью использует имеющиеся ресурсы по причинам стихийных, непредвиденных помех, а также социальным причинам (политические конфликты), рыночным причинам (изменение спроса, необходимость резервов для мобильности производства).

Принцип производственных возможностей определяет необходимость выбора приоритетов экономического развития.

Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Определяется путем соотнесения эффекта (выгод, блага) и затрат на его достижение, может быть выражена следующей формулой:

эффект

Экономическая эффективность = ─────

затраты

В экономической практике применяется система показателей экономической эффективности производства:

Фондоотдачапоказывает количество продукции, полученной с каждой единицы производственных фондов

Q

Фо = ────,

Ф осн.

где Фо – фондоотдача; Q – годовой выпуск продукции, Ф осн. – основные производственные фонды в годовом исчислении.

Фондоемкость– показатель, обратный фондоотдаче, отражает затраты основных фондов на единицу выпущенной продукции.

Также определяют материалоотдачу и материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и др.

Для характеристики результативности коммерческой деятельности фирмы используют показатель рентабельности продукции и рентабельности производства. Если обозначим Рп. – рентабельность продукции, Р пр. – рентабельность производства, то формулы для расчета имеют следующий вид:

Прибыль на единицу продукции

Рп. = ────────────────────

Себестоимость

Прибыль

Рпр. = ───────────,

Фоб. + Фосн.

где Фоб. – стоимость оборотных фондов, Фосн. – стоимость основных фондов.

Социальная эффективность выражается в улучшении условий труда, сохранности окружающей среды и здоровья человека.

Тема 3. Экономические системы. Рыночные системы хозяйствования

План

1.Экономическая система и собственность.

2.Натуральное производство и товарное хозяйство.

3.Экономические системы и их виды.

4. Рынок и его функции.

5. Конкуренция и ее виды.

6. Инфраструктура рыночной экономики.

7.Регулирование рыночной экономики и его методы.

1.Термин «система» широко используется в научной литературе и в повседневной жизни. Он имеет греческое происхождение и означает целое, составленное из частей. Экономическая система состоит из малых экономических систем – домохозяйств, отдельных предприятий, отраслей и т.д. Любая экономическая система является частью более крупной системы. Например, предприятие как экономическая система связана с деятельностью отрасли в целом, межотраслевыми экономическими системами, с экономической системой общества. Каждая страна имеет свою экономическую систему.

Экономическая система- это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг. ЭС– это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. Если национальная экономика и её звенья активно включаются в систему международных экономических связей, то такая система является открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах и ограничивается внутренними проблемами и потребностями, то такая система является закрытой.

Экономическая система имеет следующие свойства:

Целостность.

Наличие интегративного качества.

Тесная взаимосвязь исходных элементов и подсистем.

Стабильность и постоянство, т.е. не изменяет свои свойства и функции, претерпевает лишь незначительные постепенные изменения.

Включает материальный базис (вещи) и социально-экономическую общность (люди).

Историчность, т.е. имеет своё начало и конец.

В экономической системе представлены навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности, своеобразие понимания мира, поэтому не может быть одинаковых систем. ЭС всегда конкретна, идентична культуре, которую отражает. Каждая ЭС отвечает на вопросы:

Что производить?

Как производить? (С помощью каких технологий, кто занимается производством?)

Для кого производить?

Собственность занимает центральное место в системе экономических отношений. Экономические отношения людей в процессе производства - это прежде всего отношения собственности. Именно собственность определяет экономическую структуру общества; положение определенных групп, участников хозяйственной деятельности по отношению к произведенным благам, цель производства и способы ее достижения, экономическую форму производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ.

Собственность всегда связана с определенными предмета­ми, вещами, но понятие собственности не сводится к ее веще­ственному содержанию. Вещь становится собственностью только тогда, когда по ее поводу люди вступают между собой в определённые отношения.

Собственность - отношения между людьми, выражающие определённую форму присвоения материальных благ и средств производства.

Определяют несколько уровней юридического права собственности.

Владение - начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности.

Пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одно­го субъекта или могут быть разделенными между различны­ми субъектами.

Распоряжение - высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъек­ту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым образом вплоть до пере­дачи другому субъекту, преобразованию в другой объект и даже его ликвидации.

Ответственность означает как интерес к активному ис­пользованию объекта собственности, так и ответственность за него, за его судьбу, эффективное функционирование, возмеще­ние ущерба, нанесенного объекту или другим субъектам по­средством использования объекта собственности. Свою экономическую функцию собств

Наши рекомендации