Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

Первые реформы.

Изменения в госуд. аппарате.

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако правительственные кризисы привели затем к переформированию его состава:

-первоекоа­лиционное правительство было образовано 5 мая,

-второе — 24 июля,

-третье— 25 сентября 1917 г.

За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств:

-Мини­стерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования),

-Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Минис­терства земледелия,

-Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). ПриМинистерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с темсохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию).

Были образованы новые органы:

-Экономическое совещание,

-Юридическое совещание,

Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.

В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

В марте была объявлена полная амнистия, отменялась смертная казнь, национальные и вероисповедальные ограничения. Отменялись все нарушения финляндской конституции, предполагалось созвать Сейм, на котором будут обсуждены основные законоположения и конституция Финляндии. Провозглашалась полная независимость Польши, которая оставалась связанной с Россией лишь ≪свободным военным союзом≫. Санкционировать эти решения должно было Учредительное собрание. Предполагалось значительное расширение административнойавтономии Литвы и Украины.

В самой России на местах власть губернаторов переходила к председателям губернских и уездных управ. Однообразных директив и установлений не существовало, создавались многочисленные комитеты и советы из представителей разных общественных групп. В деле строительства органов местного самоуправления осуществлялось самое широкое многообразие.

В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).

Экономика.

Для выработки “общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни“ создаются (положение об этих органах было принято в июне 1917 г.)

1.Экономический Совет. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета.

2. Главный экономический комитет под председательством Львова (из тридцати шести мест девять в нем отводилось профсоюзам).

Функциями Комитета являлись: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Юридическое совещание.

Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.

При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.

В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)

Наши рекомендации