Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления.
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования.
Государством используются методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств.
Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.
Основные инструменты госрегулирования экономки представлены на рисунке 39.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ |
Прямые |
Косвенные |
Административно-экономические |
Экономические |
Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений. Управление государственной собственностью, в том числе: - управление предприятиями государственного сектора; - менеджмент в сфере производства труда; - госзаказ; - государственные инвестиции; - государственные кредиты; - субсидии. Лицензирование и квотирование. Применение санкций. Охрана окружающей среды |
Общеэкономические инструменты формирование и использование бюджетов всех уровней; реализация налоговой политики; формирование амортизационной политики; определение нормы банковского резерва; установление минимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции; индикативное планирование; целевое программирование; пороговые знания, учитываемые при обеспечении экономической безопасности. Инструменты государственного регулирования по сферам экономики регулирование налоговой системы; кредитно-денежные инструменты: - регулирование денежной массы; - антиинфляционные меры; - рефинансирование коммерческих банков и др.; инструменты регулирования валютного рынка: - стабилизация национальной валюты; - девальвация, ревальвация национальной валюты и др.; инструментарий специальной политики; внешнеэкономические формы воздействия |
Рис. 39. Инструментарий государственного регулирования экономики в условиях рынка
Прямое вмешательство осуществляет государство как собственник материальных ресурсов, управляя государственными предприятиями и учреждениями. Во всех развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный, или общественный, сектор экономики. Государство принимает также долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило, сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев – связь. Государство содержит фундаментальную науку, оборону, образование, где частные инвестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомная энергетика, авиастроение и космонавтика, отличающиеся дорогостоящими инвестициями. Государство несет практически все затраты на экологию.
Прямое вмешательство государства проявляется в принятии законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Это касается вопросов ограничения недобросовестной конкуренции и монополизма, поощрения и защиты отечественных товаропроизводителей, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, поощрения инновационной деятельности предприятий, формирования рыночной инфраструктуры. Сюда же относится установление государственных цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок.
Прямым регулированием является разработка долгосрочной экономической стратегии, т.е. промышленной политики и программирования. Экономическое программирование под названием «индикативное планирование» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г. разрабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намечаются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического развития. На их основе заключаются соглашения между предпринимателями, местными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осуществляется финансирование программ по реализации этих соглашений.
Прямое регулирование осуществляется в форме безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в виде субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует выравниванию финансового положения территорий, секторов экономики, отдельных социальных групп населения.
Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния государства на экономическое поведение производителей и потребителей через предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулированияможно выделить меры ценового характера и меры количественного характера. К мерам ценового характера относятся налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммерческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, экспортные премии, ускоренная амортизация, финансовый и промышленный лизинг и т.д. Мерами количественного характера являются регулирование запасов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.
Существуют и такие методы государственного регулирования, в которых прямое регулирование сочетается с косвенным, например, контрактная система как система государственных заказов и государственных закупок продуктов и услуг.
С развитием общества происходит развитие и уточнение методов государственного регулирования. Так, с середины 70-х гг. XX столетия в развитых странах рыночной экономики происходит процесс дерегулирования,суть которого заключается в сознательном сокращении масштабов государственного вмешательства в экономическую жизнь. Однако это не означает ослабление функций государства, а говорит об их усложнении. Дерегулирование проявляется, во-первых, в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики, когда экономическая политика становится все более разнообразной. Во-вторых, происходит переориентация системы государственного регулирования, когда усиливается деятельность, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного регулирования, прежде всего на мировых рынках. В-третьих, соотношение косвенных и прямых методов регулирования изменяется в пользу косвенных и в особенности – кредитно-денежных регуляторов. Наконец, в-четвертых, усиливается социальная направленность государственного регулирования экономики (установление минимальных ставок оплаты труда, прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, социальное партнерство и т.д.). Общая тенденция дерегулирования связана с возрастанием роли региональных и местных органов власти в общей системе государственного регулирования.
В последнее время возникли новые формы государственного регулирования.К ним относится принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, решение экологических вопросов и др.