Инфляция предложения означает рост цен вследствие увеличения издержек производства.
Причинами увеличения издержек могут быть:
монополистическая и олигополистическая практика ценообразования;
финансовая политика государства;
рост цен на сырье;
действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.
Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников разных отраслей экономики.
В инфляции предложения главное не уровень издержек, а возможности производителя-монополиста повысить цену, поэтому и неточно этот вид инфляции называть «инфляцией издержек», хотя издержки имеют определенное отношение к инфляции, но не столько к ее возникновению, сколько к ее переносу из отрасли в отрасль. Классический пример инфляции предложения – действия стран – членов ОПЕК в 70-х гг. Используя свое монопольное положение на рынке нефти, они дважды повысили цены почти в 10 раз. Разве их толкали к этому повышенные издержки? Нет, у них издержки добычи нефти были ниже, чем у других стран. Все дело в монополии, в произволе лидера рынка. Разумеется, после повышения цен на нефть увеличились издержки в других отраслях, использующих нефть как топливо и сырье, и в этих отраслях тоже повысились цены на готовую продукцию, что было следствием первоначального толчка, который дали монополисты. Редко кто удержится от соблазна повысить цены на свою продукцию в большей мере, чем это потребуется по причине удорожания сырья. И все, кто рискнул, это сделали. Поэтому и вспыхнула инфляция в 70-е гг. в развитых и развивающихся странах, но корни ее – в действиях ОПЕК.
Состояние экономики, когда используются не все ресурсы: существуют незагруженные производственные мощности, хроническая безработица, называется стагнацией.
Если стагнация сопровождается инфляцией, то такое экономическое положение называется стагфляцией.
Можно выделить внешние и внутренние факторы, приводящие к стагфляции.
Внешние факторы включают экономические, правовые, политические и другие составляющие.
Экономические факторы – это мировые цены на ресурсы, перевозки и т.д. На первом месте здесь стоят цены на сырье и энергоносители, повышение которых вызовет рост издержек и необходимость увеличения практически всех цен. Например, повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. вызвало инфляцию в большинстве стран.
Правовые факторы – это лицензионные и патентные ограничения, таможенные правила и т.д.
Политические факторы – это ограничения или запреты на торговлю с какими-то странами и т.д. Например, экономическая блокада Югославии, Ирака.
Внутренние экономические факторы обусловлены состоянием национальной экономики. В их основе лежат рост издержек на единицу продукции и существование на многих рынках несовершенной конкуренции.
Следует отметить следующее важное отличие. Если инфляция спроса при прочих равных условиях может развиваться бесконечно, то инфляция предложения вызовет спад экономики, который приведет к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию. Естественно, в современной реальной жизни инфляция на основе роста спроса и инфляция на основе роста издержек производства существуют в чистом виде только в коротком периоде времени. Один вид инфляции обусловливает развитие другого. На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция предложения. Для борьбы с инфляцией важно выявить, какой её вид преобладает, является ведущим в процессе роста цен.
Структурная инфляция – это инфляция, при которой повышение общего уровня цен вызвано условиями формирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.
Важным условием структурной инфляции является наличие реальной рыночной власти у группы крупнейших производителей в большинстве отраслей современной экономики (на олигопольных рынках).
Кроме того, в настоящее время рынки дробятся на все большее число мелких рынков с более или менее высокими барьерами между ними. Например, вместо одного рынка рубашек появляются множество рынков рубашек разных фабрик, модельеров, в разных классах цен и для различных случаев. На таких рынках продавцам легче господствовать. Каждый продавец стремится сделать свои товары менее зависимыми от ценовой конкуренции, заинтересовывая клиентов различными средствами (например, рекламой).
Происходит также дифференциация спроса. С повышением уровня жизни люди предъявляют все большие требования к разнообразию и качеству предоставляемых товаров и услуг. Молодежные рынки обособляются от рынков для пенсионеров, рынки с высоким сервисом от рынков с низким сервисом и т. д.
Во-вторых, в большинстве современных экономик сельскохозяйственные цены чаще всего устанавливаются в зависимости от политических соображений, а не в зависимости от эволюции предложения и спроса; они ориентированы на повышение, и всякое увеличение этих цен сказывается в результате механического или психологического воздействия на других ценах.
Таким образом, инфляционный процесс может начаться без того, чтобы имели место избыток спроса или давление издержек на цены.
Наличие разных видов инфляции показывает комплексность причин, ее вызывающих, она отнюдь не «чисто денежное явление», она даже не чисто экономическое явление. Историческая практика свидетельствует: инфляция очень часто – спутник общественных потрясений, результат политических и социальных конфликтов. Но и в более спокойные времена инфляция зависит от общественной психологии, от настроений, сложившихся в обществе. Совершенно справедливо возник термин «инфляционные ожидания». Если все члены общества, особенно активные экономические субъекты, ожидают инфляцию, она непременно возникнет. Вот тут-то и должна проявляться роль государства. Его задача не столько в прямом регулировании цен (это в условиях рынка редко бывает необходимо), сколько в создании атмосферы спокойствия и доверия, уверенности в хороших перспективах производства, в недопущении внутренних и внешних конфликтов и в быстром их разрешении, если они возникли. Инфляция в известном смысле – показатель состояния общества, измеритель его благополучия.
Такой подход оправдывает тот факт, что во второй половине XX в. ни в одной экономически развитой стране одновременно не наблюдались длительное время полная занятость, свободный рынок и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60-х гг. – даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров.
Инфляция на протяжении XX в. постепенно превратилась во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор. Сегодня она имеется фактически во всех странах, так же, как дефицит бюджета и государственный долг. Инфляция стала обычным и, возможно, необходимым элементом экономической жизни.