Рынки – это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.
В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.
Рынок (англ. «market») – это ключевое явление и понятие рыночной экономики. Оно означает любое взаимодействие, в которое люди вступают для осуществления торговли друг с другом; это совокупность экономических отношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями, а также место, где совершается акт купли-продажи товаров; это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рыночные отношения между продавцами и покупателями зародились еще в глубокой древности, задолго до появления денег. Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.
Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар». Безусловно этой форме обмена еще далеко до рынка, поскольку интересы участников бартера часто не удовлетворялись с первой попытки и приходилось совершать по несколько обменов, прежде чем «покупатель» и «продавец» получали желаемое.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.
Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.
Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод. Свобода для покупателя подразумевает предоставление ему права для выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель имеет возможность выбрать продавцов, цены и обслуживание которых для него наиболее приемлемы. Свобода продавца заключается в праве выбора наиболее удобного покупателя, а также в праве самостоятельно распоряжаться вырученными от продажи деньгами. В соответствии с предоставленной свободой и покупатель, и продавец могут выбирать условия торговой сделки без каких-либо ограничений.
Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.
Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом. Например, для продавца эта свобода заключается в праве самостоятельно решать, кому сбывать продукты и по какой цене. Данному типу рынка свойственно отсутствие вмешательства государства, а также строгого правового регулирования. Свободный рынок имеет существенные негативные стороны. Из-за бесконтрольности субъектов рынка, а также несоблюдения ими каких-либо правил игры этот тип рынка получил название дикого или нецивилизованного.
Первому типу рыночных отношений присущи непредсказуемость развития и неуправляемость, стихийность. Данные качества выражают следующие основные черты классического капитализма; в рыночной сфере:
а) действие единоличных собственников небольших предприятий на рынке;
б) предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;
в) сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такая ситуация была свойственна рыночному обмену XV-XIX вв. В XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.
Необходимость данного порядка обусловлена рядом объективных причин, в первую очередь, возросшим уровнем концентрации и централизации производства, расширением масштабов фактического обобществления экономики. При данном типе рынка предприятия стараются минимизировать риски, стремясь заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, а также охотно выполняют выгодные им государственные заказы.
Следует отметить, что в современной экономике рыночные связи существенно усложнились. Теперь между производителем товара и его потребителем выстроилась целая армия посредников. На торговлю, сервис, рекламу сегодня приходится до половины конечной цены товара. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в необходимый социальный институт.
Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).
Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.
В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:
а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;
б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;
г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;
д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;
е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;
ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
1. В условиях индустриального и постиндустриального производства значительно расширилось рыночное пространство за счет быстрого развития сферы оплачиваемых благ и услуг, включая духовные блага сферы культуры и науки.
2. Современное производство создает все большее количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих растущие потребности человека. Общественное разделение труда во второй половине XX в. вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
3. Широкое развитие акционерных обществ, ускорившийся рост международных экономических связей привели к созданию развитых рынков акций и других ценных бумаг, а также рынков иностранных валют.
Функции и роль рынка
В общественном производстве
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
ценообразующая функция.В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она позволяет координировать решения, принимаемые производителями и потребителями на рынке, отражает полезность товара и издержки на его производство.
Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, можно сказать, что в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ;
информационная функция.Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия;
регулирующая функция.Предполагает воздействие рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»[12].
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице;
посредническая функция.Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем;
санирующая функция.Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая – ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.