Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Могут иметь место расплывчатые О. – когда вместе и большие и мелкие фирмы, занимающие небольшой уд. вес. Есть также и жесткие О. (2-3 фирмы)
Товар, реализуемый о. фирмами, может быть дифференцированным (автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем пред. издержки пр-ва.
Обычно при О. господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли понимает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию конкурентов, и должна считаться с ними. О. защищена барьерами для входа на рынок – кр.фирмы обладают большим положительным эффектом масштаба. Процесс возникновения О. – слияние нескольких фирм в 1 > крупную. О.- преобладающая форма современного отраслевого рынка, и важно выработать правильную стратегию, учитывая многочисленные факторы. Олигополистическими отраслями промышленности явл. автомобильная пром-ть, пр-во стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.
Основные причины слияния фирм:
--Желание увеличить рыночную долю продукта и добиться большего эффекта масштаба
-- стремление усилить власть на рынке, получить возможность оказывать влияние на ценовую политику.
Важной чертой, хар-щей олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость субъектов олигополии. Это особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать на подобное действие, в противном случае потеряют покупателей на рынке. Иногда такие действия оказываются весьма «болезненными» для инициатора конкурирующих действий. Поэтому не случайно ни одна из фирм в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные ответные действия конкурентов. Такая взаимозависимость в действиях выступает уникальным св-вом олигополии.
13.Монопольная власть, ее источники и показатели. Проблема монополизма в РБ.
Рыночную власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рыночную ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно, повлияв на объем предложения продукции или на цену реализуемой продукции.
Различают 2 вида рыночной властии:
- монополистическая и –монопсоническая
Монополистическая – власть производителя и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой продукции.
Монопольной властью обладают фирмы-чистые монополисты, а также олигополисты, сумевшие между собой договориться. Могут обладать и фирмы на рынке МК, если они смогут предложить новый товар, обладающий особыми свойствами по сравнению с товарами-аналогами.
Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл единственным покупателем. Монопсоническая власть х-на для рынка труда.
Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, и коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.
Коэффициент Лернера (L): , где Р- цена продукции; МС- предельные издержки выпуска продукции.
L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его пр-ва, данный коэффициент=0
Коэффициент концентрации- выраженное в процентах отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.
Индекс Херфиндаля- Хиршмана рассчитываеся как сумма квадратов рыночных долей все фирм определенной отрасли.
n
HHI=∑ S2i где S- доля фирмы в общем объе =1 ме выпуска; n- кол-во фирм в отрасли
максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (HHI= 10000). Минимальное значение приближается к 0 и возможно, когда число субъектов стремится к бесконечности, а их рыночные доли к 0.
Монополизм в РБ отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой.
Монополизм многих предприятий не явл. Естественным- они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия. Значительное кол-во крупных предприятий не показывают высокой эффективности хоз. деятельности из-за устаревших технологий, высокой степени износа оборудования, отсутствия финансовых ср-в для дальнейшего развития.
Экономическая ситуация в РБ хар-тся высокой степенью влияния на рыночные пр-сы гос-ва, владеющего значительной долей собственности в стране. Гос-во инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, создание различных хоз. Групп.