Показатели и факторы эк. роста.
Эк.рост – кач-ые и кол-ые изменения рез-ов произ-ва и его факторов.
Выраж-ся в увел-ии:
1) потенц. ВВП
2) реал. ВВП
Измер-ся:
1) реал. ВВП вообще
2) реал. ВВП на душу насел.
Для расчёта ВВП и эк. роста сущ. 3 показателя:
1) Коэфф. роста=y1/y0
2) Темп роста=коэфф. роста*100%
3) Темп прироста=темп роста-100%
В теч. ряда лет для анализа эк. роста прим. «правило 70»: опред. приблизит. числа удвоения ВВП=70/темп прироста
Кач-во эк. роста, кот. стан-ся осн. показ-ем стран-членов ООН опред. след. параметрами:
1) Нац. произ-во по стр-ре и V должно соотв-ть растущим потребностям общ-ва. Кач-во должно пост. повыш-ся.
2) Выс. кач-во предполаг. послед. соблюд. соц. ориент. эк. развития страны.
3) Ресурсосбереж. – элем. условие сушеств. нац. эк-ки.
4)Доминир. должны отрасли, связ. с тех. прогрессом.
5) Сведение до min нагрузки на окр. среду.
Факт. рост – ежегодное, реал. увел-ие ВВП.
Потенц. рост – V, с кот. нац. эк-ка могла бы приростать ежегодно.
Нац. эк-ка совр. типа обречена на эк. рост:
1) из-за естеств. прироста насел.
2) морального и физ. старения осн. капитала.
3) сохран. или наращ. раб. мест и сокращ. безраб.
4) обеспеч. эк. безоп-ти гос-ва
5) активиз. процессов глобализации и эк. интеграции.
Типы эк. роста:
* Экстенс. – увел. кол-ва факторов произ-ва (труда, капитала, рир. рес-ов, предриним.) и кол-ва роиз-ва без внедр. инноваций.
* Интенс. – увел. масштабов выпуска продукции, осн. на науке, повыш. квалиф.
Источники эк. роста:
1) от увелич. числа ввода факторов произ-ва.
2) развитие технич. знаний, опир. на источнике эк. роста.
Факторы:
1) Предложения: а) кол-во и кач-во прир. рес-ов; б) -||- труд. рес-ов; в) V осн. капитала; г) НТП
2)Спроса (C+I+G+N) – Эл-ты увелич. ВВП.
3) Распред-ия (вовлечения рес-ов в эк. оборот и их эффект. утилиз.)
Препятствия эк. роста:
1) инфляция
2) безработица
3) выс. %-ая ставка
4) бюдж. дефицит, гос. долг
5) налог. бремя (особ. косв. налоги)
6) истощ. прир. рес-ов
Методологические основы кейнсианской теории
Кейнсианская теория основ-ся на своей методологии: 1) Цены перестали быть гибкими. Монополизм, монополия приводят к другой оценке цены. Она устан-ся жестко одним производ-лем и не меняется под влиянием. (прим: «эффект храповика»: начинается, когда эк-ка в стадии кризиса – при снижении объема производства уровень цен остается прежним)
P AD
AD1 AS1 AS
Pe
Q1 Qe Q
2)Рынки взаимозависимы и сбои а одном звене вызывают неравновесие в другом
3) Экономические субъекты действуют нерационально не только под влиянием эк интереса, но и различных ожиданий и психологических моментов
4) Экономика перестала быть саморегулируемой. Регулирование: правовое, экономическое, административное и различные формы соц. регулирования
5) равновесие не достигаеся автоматически и вся сумма сбережений в обществе , в отличие от инвестиций, мло зависит от нормы процента. К тому же сбережения находятся в различных руках.
6) Экономике присуща несовершенная конкуренция, особенно на рынке труда, и ситуация с полной занятостью не характерна на рынке труда
7) Если в класс теории главная роль модели АД-АS пренадлежала совок предложению, то в кейнсианской модели- совок спросу
8) Равновесие не устан-ся автоматически
КОМПОНЕНТЫ СОВОК СПРОСА
Совок спрос – реальный объем нац пр-ва, который общество предприн, дом хоз-во желает преобрести в соответствии со своим доходом с 1 стороны, а с другой – в соответствие с опред Ур-нем цен..
P*
AD
ВВП
Нисходящая конф-я АД зависит от: 1)эф-т процентной ставки (Кейнса)
2) Эффект богатства (Фигу)
3) Эф-т импортных закупок
Совок спрос включает : C+G+I+Х