W-зарплата рабочих и служ.;R-рента,J-процент,P-прибыль.
43Национальное богатство – это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которыми общество располагает на определенный момент времени.
Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включаются:
1. нефинансовые производственные активы;
2. непроизведенные активы, в том числе материальные;
3. нематериальные активы;
4. финансовые активы.
Традиционно под национальным богатством понимается труд людей, накопленный за определенное время.
С развитием экономической теории понятие национального богатства периодически менялось. Например, меркантилисты считали, что богатством может быть только золото (деньги), а единственным, его источником считали торговлю. Физиократы были уверены, что настоящее богатство – это земля. А источником богатства народов является труд на земле. Представители классической школы признавали единственным источником богатства человеческий труд, а все, что создавалось трудом, становилось национальным богатством. Наконец к ХХ веку сошлись во мнении, что национальное богатство – это все блага, которым обладает общество в настоящее время.
Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Конкуренция – это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. В настоящее время, приобретая огромные масштабы, идет всеобщая конкуренция на уровне стран. В этих условиях активность и степень участия страны в глобальных процессах определяется конкурентоспособностью ее экономики, т.е. способностью производить товары, отвечающие мировым стандартам.
По мере изменения природы конкуренции меняется и значение факторов ее формировании. К наиболее существенным современным аспектам формирования конкурентоспособности следует отнести следующие факторы.
1. При определении уровня конкурентоспособности национальной экономики возникают проблемы, связанные с пространственными границами конкурентоспособности. Происходит формирование наднациональных образований (например, Европейский союз); производственные единицы отдельных современных предприятий могут располагаться на территории различных государств, конкурирующих между собой.
2. Усиливаются «нематериальные» факторы формирования конкурентоспособности. Предпосылки повышения конкурентоспособности в современных условиях в большей степени связаны не с производственной стадией, а с другими фазами товародвижения (маркетинг, реклама и др.), что усиливает значение транзакционных издержек.
3. В связи с повышением значения социальных параметров измерения конкурентоспособности возникает проблема обоснования измерителей социальной составляющей конкуренции.
4. Усиливаются инновационные факторы повышения конкурентоспособности. Повышение значения «экономики знаний» проявляется в развитии «информационных товаров», в возможности реализации научных знаний и технологий. Поскольку научно-технический прогресс развивается более высокими темпами, чем экономическая теория. Возникают теоретические проблемы связи реализации инновационного потенциала и уровня конкурентоспособности.
5. Не полностью выявлена роль государства в создании институтов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики. Если структурные аспекты повышения конкурентоспособности достаточно определены (инфраструктура, образование, кластеры). То по вопросам социальной, налоговой, промышленной политики необходимо научное обоснование соответствующих ориентиров.
Одним из направлений повышения конкурентоспособности в национальной экономике является строительство кластеров. Кластер означает скопление однотипных объектов. В экономике под кластером подразумевается группа предприятий, научных центров, университетов и ряда других организаций, относящихся к определенной отрасли экономики и находящихся в относительной территориальной близости. Более того, предприятия и организации, принадлежащие определенному кластеру, находятся в тесном взаимодействии между собой. Таким образом, можно сказать, что кластер представляет собой форму сотрудничества компаний и организаций, которые взаимосвязаны между собой вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (технологии, услуги, знания) связями, сконцентрированных в определенной местности.
Тесное сотрудничество между компаниями одного кластера может выражаться в обмене ресурсами, информацией и технологиями, совместном решении проблем. Это вызвано стремлением компаний повысить свою эффективность и улучшить качество продукции, тем самым, привлекая большее число потребителей и увеличивая прибыли. как показал мировой опыт, предприятия, которые сумели объединиться в кластер, действительно являются более успешными, чем предприятия, изолированные друг от друга.
В Казахстане речь о кластерном подходе была озвучена «В Послании Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года». Для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 года был выдвинут кластерный анализ.
По словам экономистов на современном этапе развития Казахстана одной из сложных проблем является создание сбалансированности между тремя основными блоками отраслей промышленности: экспортно-сырьевым, обрабатывающим, наукоемким.
Экономисты предложили следующий возможный вариант развития кластеров в регионах Казахстана: в Западно-Казахстанском регионе – кластеры, связанные с углубленной переработкой нефти и газа; Южном – хлопковые, рисовые, по переработке плодов и овощей, винодельческие. В Северном – кластеры по переработке зерна. В Восточном регионе – межгосударственный кластер эффективного использования угля и кластеры по углубленной переработке бокситовой руды и других видов минерального сырья. В Центральном Казахстане – металлургический. В г. Алматы – образовательные, развлекательные, финансовые. В г. Астане – кластеры ситуационно-аналитической работы. Перечень этот не исчерпывающий.
Мировой опыт показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государством. Он позволит повысить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики.