Оценка рынка монополистической конкуренции
Pmc>Pc;
Qmc<Qc;
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
1) Рынок обеспечивает широкий диапазон потребительского выбора за счёт дифференциации продукции
2)Рынок усиливает информированность покупателей о продукции разных фирм и следовательно, обеспечивает определенный уровень конкуренции.
Недостатки:
1) Pmc>minATC, означает, что рынок не обеспечивает производственной эффективности из-за недоиспользования мощностей. Избыточные производственные мощности свидетельствует о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить объём Qmc по более низким ценам, так как рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, и наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию;
2)Рmс > МС, означает потерю эффективности из-за рыночной власти. Получается, что чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность его производства, поэтому суть проблемы заключается в том, сколько готов платить покупатель за ассортиментную дифференциацию.
Макроэкономические показатели (ВНП,ВВП, ЧНП,НД, ЛД)
Макроэкономика- этораздел экономической науки, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства.(экономики страны)
Цель макроэкономики:
1. Повышение благосостояния индивидуума и экономики в целом.(высокий и растущий национальный доход)
2. Высокая занятость
3.Стабиьный и медленно растущий уровень цен.
Валовый внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны в течении одного года в текущих ценах.
Метод расчета ВВП:
По доходам
ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:
Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.
По расходам
ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму(покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Экспорт — Импорт
По добавленной стоимости (или производственный метод)
ВВП = сумма добавленных стоимостей.
Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги
Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции
2) ВНП(Валовой национальный продукт)
Это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенная национальной экономикой за 1 год в действующих ценах, созданная факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.
В экономически развитых странах различие между ВВП и ВНП составляет не более 1%, что говорит о их высокой интеграции в мировую экономику.
(метод расчета в вопросе №21)
3) ЧНП (Чистый национальный продукт)
Отражает производственный потенциал экономики, т.к. не включает стоимость потребленного капитала, т.е. амортизационные отчисления, включает только чистые инвестиции.
ЧНП=ВНП - амортизационные отчисления
4) НД(Национальный доход)
Вычитает косвенные налоги, государственные субсидии
НД=ЧНП - косвенные налоги - государственные субсидии
Это совокупный доход заработанный экономикой за 1 год
5) ЛД(Личный доход)
ЛД=НД - ,,,
ЛД: заработанный, но не полученный индивидуумом |
· Взносы на соц страхование
· Налог на прибыль корпорации
· Нераспределенная прибыль корпорации
·
ЛД: полученный, но не заработанный индивидуумом |
· Проценты по гос облигациям
5.1) Номинальный личный доход, это начисленный доход собственника за определенный момент времени (показывает уровень дохода, но не уровень потребления)
5.2) Располагаемый личный доход, используемый доход, находящийся в распоряжении собственника экономических ресурсов, после вычета обязательных платежей (налоги, элементы и т.д.)
5.3) Реальный личный доход, это покупательская способность используемого дохода, т.е совокупность товаров и услуг, которые можно было приобрести при существующем уровне цен.
Обратная зависимость между ценами и уровнем реального дохода.
Методы расчета ВНП
ВНП(Валовой национальный продукт)
Это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенная национальной экономикой до 1 года в действующих ценах, вне зависимости от того где располагается предприятие национального производства на данной территории или за рубежом.
ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов)
Существуют 3 способа измерения :
1. По расходам (метод конечного использования).
2. По добавленной стоимости (производственный метод).
3. По доходам (распределительный метод).
При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.
Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:
ВНП = Y = C + I + G + NX,
где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).
I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).
Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин « частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:
Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.
Рост запасов учитывается со знаком «+», а уменьшение со знаком минус.
G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты– это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.
NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.
При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.
Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.
Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.
ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.
Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.
При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).
Существует связь между показателями ВНП и ВВП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.
Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.
По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:
§ компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);
§ доходы собственников;
§ рентные доходы;
§ прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);
§ чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).
Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.
22. дефлятор внп. Индекс потребительских цен индекс цен производителей.
Дефлятор ВНП — индекс цен, включающий цены потребительских товаров и услуг, а также цены инвестиционных товаров и товаров, купленных и проданных на мировом рынке. Индекс потребительских— один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины: 1)Основной инструмент для расчета инфляции в США. 2)Считается лучшим показателем стоимости жизни. 3)Является индексом Ласпейреса, поскольку при расчете ИПЦ используется потребительская корзина базового года. Индекс цен производителей — показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП. Индекс с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации. PPI охватывает все стадии производства: сырье, промежуточные стадии, готовую продукцию, а также все сектора: промышленность, добычу, сельское хозяйство. Цены импортных товаров в него не входят, но оказывают влияние на него через цены импортируемых сырья и комплектующих. Таким образом, главное отличие его от индекса потребительских цен в том, что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реализации