Понятие издержек производства. Постоянные, переменные, общие, экономические, бухгалтерские, транзакционные, альтернативные.
Прежде чем начать производство фирма должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
Издержки производства – затраты на производство и реализацию продукции
К явным издержкам(бухгалтерским) относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства(труд, земля, капитал) (затраты, которые отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия).
Альтернативные издержки это использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы(*издержки выбора, издержки упущенных возможностей).
экономические издержки — выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах
Постоянныеиздержки это издержки, которые не зависят от объема произведенной продукции и остается неизменной при любом объеме выпуска (FC). *зарплата управл.персонала, платежи по кредиту, страховые платежи
Переменные издержки это издержки, зависящие от объема производства(VC).*зарплата основных рабочих,зарплата на сырье, транспортные расходы.
Общие издержки – издержки, представляют сумму переменных и постоянных затрат. (ТС).
Транзакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.(*поиск информации, заключение договоров, выявление цены на рынке и качества продукции, защита прав собственности, издержки апартунистического поведения)
13. Средние и предельные издержки. Три варианта положения фирмы на рынке. Эффект масштаба. Предельный доход.
Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. А) - средние постоянные. Б) - средние переменные В) - средние общие (средние валовые)
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - это дополнительные затраты на дополнительную единицу продукции.
Три варианта положения фирмы на рынке
Возможны три варианта положения фирмы на рынке в зависимости от уровня средних издержек. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек AС в минимальной точке М (рис. 6а), фирма может только покрыть свои затраты, так как АС=Р то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Она при данном уровне цен в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние издержки.. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.
Если средние издержки ниже цены (рис. 6б), то фирма, производя продукцию в объеме от Q1 до Q3 находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль. АС<P
Наконец, если средние издержки при любом объеме производства выше рыночной цены,даже в точке минимума(рис. 6в), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.АС>Р
Эффект масштаба
В долгосрочном интервале фирма может менять все факторы производства, это означает, что для данного периода времени все издержки выступают в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Эффект масштаба будет отрицательный если при увеличении размеров предприятия средние издержки увеличиваются. Это связано с нарушением управляемости чрезмерно крупной фирмы, т.к. 1) снижается эффективность взаимодействия между подразделениями, 2) затрудняется контроль за реализацией решения, 3) с ростом размера предприятия увеличиваются издержки на передачу и обработку информации. Объем производства, где издержки будут минимальны, называется – оптимальным объемом выпуска продукции.
Предельный доход -дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек.
Признаки рынка совершенной конкуренции. Механизм рынка совершенной конкуренции. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде. Парадокс прибыли. Эффективность и недостатки рынка совершенной конкуренции.
Признаки РСК: 1) на рынке присутствует неограниченное количество продавцов и покупателей, цена представляет атомистическую структуру (многочисленность) 2) на цену производителя, стандартизируется однородная продукция, товары близко заменители, т.е. покупателю безразлично у кого покупать товар. 3) Доля рынка, занимаемая продавцом незначительна. 4) степень влияния на установленные цены минимальны. 5) Условия входа и выхода на цену свободная, отсутствуют барьеры, нет необходимости в значительном стартовом капитале, цена присутствует быстрая адаптивная гибкость. 6) конкуренция между производителями идет за более дешевые ресурсы.
Механизм РСК:Спрос на РСК являться абсолютно эластичным т.к. производитель не имеет возможности влиять на цену. TR – общий доход – прямолинейная зависимость т.к. каждая дополнительная произведенная единица товара продается по 1 цене.
AR -средний доход. Доход, переходящий на единицу выпускаемой продукции. MR – предельный доход. Дополняет связь с производством дополнительных товаров.
P=MC=>Q рыночное. Таким образом линия кривая предложения на РСК совпадает с линией предельных издержек и представляет часть кривой MC выше линии рыночной цены.
для определения оптимального объема производства предприниматель сравнивает 2 величины MC и MR.
1) 1) MR › MCхарактеризует наличие у предпринимателей предельную прибыль.
2) MRr › 0 предприниматель недопроизводит продукцию т.е. у него есть средства приобретения большого количества ресурсов и тем самым больше произвести. Объем производства меньше Q рыночного.
2) MR=MC. V производства = Q рыночного. Приобретает максимальное количество ресурсов. Фирма находится в состоянии экономического равновесия. 3) MR < MCхарактеризует ситуацию когда фирма перепроизводит т.е. затраты на покупаемые ресурсы превосходят отдачу в виде выручки. V производства › Q рыночного.