Рыночное предложение. Величина предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.
Предложение это количество товара, которое способны произвести и предложить все продавцы на рынке. Закон предложения состоит в том что бы при прочих равных условиях, количество предлагаемого товара будут тем выше, чем выше цена на него. Величина предложения это количество товара, которое может быть представлено рынку производителями. К неценовым факторам относят : число производителей на рынке, форс-мажорные обстоятельства, изменение цен на ресурсы из которых производиться продукция, налоги и дотации, обязательные платежи предприятию государству, дотации, инфляционное ожидание. Эластичность предложения – коэффициент , отражающий изменение количества предлагаемого рынку товара в зависимости от изменения цены на него.. Коэффициент эластичности предложения по цене
При исследовании эластичности предложения необходимо говорить о 3х ситуациях:1)мгновенный период – предложение неэластично
2)краткосрочный период – предложение низкоэластично
3)длительный период – предложение эластично
Эластичность предложения зависит: от наличия нагруженных производственных мощностей, эффективности товаропроводящей системы, наличие сырьевых и человеческих ресурсов.
11.Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором значения величины спроса и предложения равны.
Е – точка равновесия;
Р1 – цена выше равновесной,
Q2d-Q1d – затоваренность,
Р2 – цена ниже равновесной
Qs2-Qs1 – дефицит товара
Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения графиков спроса и предложения.
Состояние равновесия – краткосрочное явление, т.к. постоянно происходит колебания цены и количества товаров.
Цена Р1 является ценой пола, т.е. искусственно завышенной ценой. Цена как правило устанавливается на рынке монополистом. Цена Р2 – спрос превышает предложение. Цена Р2 – называется цена потолка, т.е. искусственно заниженной ценой
Графическая модель рыночного равновесия позволяет определить излишек потребителя и излишек произволителя.
Рd - цена, по которой ни один покупатель не приобрел бы товар
Ps – цена, по которой ни один производитель не продал бы товар.
Ре – цена, по которой предлагается рынку и покупается на рынке одинаковое количество товаров
Излишек потребителя – площадь верхнего треугольника, т.е. сумма которую сэкономили потребители, купившие товар по равновесной цене, хотя они были готовы купить товар и по более высокой цене
Излишек производителя – площадь нижнего треугольника, т.е. доход сверх того, на который согласился бы производитель, если бы он продавал товар по цене ниже равновесной
Производитель стремится снизить стоимость производимых товаров, но стремится установить цену как можно выше; потребитель стремится сократить свои расходы и уплатить меньшую цену, но получить как можно больше полезности при этом.
Цена предстает как компромисс между стремлением производителя увеличить свою выгоду и стремление потребителя сократить свои затраты.