Товарное производство. Товар. Деньги.
Товар – это продукт труда, созданный для обмена путём купли-продажи.
Представители классической школы утверждали, что товар обладает двумя свойствами:
1) потребительской стоимостью- труд, необходимый обществу, воплощенный в товаре труд
2)стоимостью - меновая стоимость, внешняя сторона стоимости.
Деньги – товар особого рода, выделившийся из мира остальных товаров для выполнения функции всеобщего эквивалента для обмена.
Эпохи: 1) товарных денег (ракушки, меха, масло, соль, скот)
2) идеальных денег (серебро и золото)
3) бумажных денег ( китай – 12 в. 17в.-америка 18в.-Франция ,Англия, Россия) – порча монет (уменьшение в составе серебра или золота) коммерческий вексель (обязательство об уплате денег за полученные в кредит товары). Со временем крупные банки печатают банкноты. Вначале они свободно обменивались на золото,а к 30 г. 20 века обмен прекращен практически везде (искл. США)
4)современных денег (векселя, плат. поручения, чеки)-т.н. кредитные деньги.
Функции денег(по представителям класс. школы):
1)Мера стоимости – приравнивание стоимости товара к определенному кол-ву денег. Наличные деньги необязательны.
2) Средство обращения- деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг. Деньги должны присутствовать реально. Должны быть санкционированы гос-вом и пользоваться всеобщим признанием.
3)Средство накопления. (Ликвидность- быстрая способность превращаться в товары и услуги)
4)Средство платежа. Выплата заработной платы, продажа товаров в кредит, уплата налогов и т.д.
5)Мировые деньги. Деньги исп. в кач-ве международного платежного средства, для определения мировых цен на товары и услуги.
ВОПРОС 13
Рыночное хозяйство: содержание и этапы развития.
Рыночное хозяйство - развитое товарное производство, когда все факты производства становятся товарными.
Содержание:
1. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что развитие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена.
2. Модель простого товарного хозяйства имеет более узкое значение. Исторически и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство. Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты нетолько мелкого, но и капиталистического товарного производства.
3. Товарное хозяйство организованного рынка — это модель экономики более высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.
Этапы развития:
1. Рын. хоз-во производителя
- в производстве создается ограниченный круг однотипных товаров
- для потребления: сравнительно низкий уровень жизни по базовым потребностям
- в обмене: обезличен
2. Рын. хоз-во покупателя:
- высокий уровень производства
- разнообразие единичных товаров
- высокий уровень жизни
- платежеспособный спрос позволяет полностью удовлетворить потребности
- в обмене: связь между производителем и покупателем все больше осуществляется через предварительный заказ.
ВОПРОС 14
Рынок: содержание, структура, модели.
Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая более эффективное решение экономических проблем.
Объекты рынка: товары и деньги.
Субъекты рынка: продавцы и покупатели, представленные государством, фирмами, домохозяйствами и т.д.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также их удельный вес в общем объеме.
Рынок можно классифицировать по ряду признаков:
По признаку государства:
- внутренняя
- внешняя
По объекту:
- рынок благ
- рынок труда
- рынок денег и ценных бумаг
- теневой рынок
Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Она определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой им продукции, легкостью входа на рынок и ухода с него, возможностью контроля над ценами, доступностью информации и т.д.
В Э.Т. различают четыре основные рыночные структуры или модели рынка:
1)совершенная, или свободная, конкуренция – тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную или стандартизационную, продукция, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и её потребители. ;
2) чистая монополия или монопсония ( Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса и много продавцов. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем…пипец)
3) монополистическая конкуренция (монополия-тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей);
4) олигополия ( тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм ) ;
ВОПРОС 15