Товарное производство. Товар. Деньги.

Товар – это продукт труда, созданный для обмена путём купли-продажи.

Представители классической школы утверждали, что товар обладает двумя свойствами:

1) потребительской стоимостью- труд, необходимый обществу, воплощенный в товаре труд

2)стоимостью - меновая стоимость, внешняя сторона стоимости.

Деньги – товар особого рода, выделившийся из мира остальных товаров для выполнения функции всеобщего эквивалента для обмена.

Эпохи: 1) товарных денег (ракушки, меха, масло, соль, скот)

2) идеальных денег (серебро и золото)

3) бумажных денег ( китай – 12 в. 17в.-америка 18в.-Франция ,Англия, Россия) – порча монет (уменьшение в составе серебра или золота) коммерческий вексель (обязательство об уплате денег за полученные в кредит товары). Со временем крупные банки печатают банкноты. Вначале они свободно обменивались на золото,а к 30 г. 20 века обмен прекращен практически везде (искл. США)

4)современных денег (векселя, плат. поручения, чеки)-т.н. кредитные деньги.

Функции денег(по представителям класс. школы):

1)Мера стоимости – приравнивание стоимости товара к определенному кол-ву денег. Наличные деньги необязательны.

2) Средство обращения- деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг. Деньги должны присутствовать реально. Должны быть санкционированы гос-вом и пользоваться всеобщим признанием.

3)Средство накопления. (Ликвидность- быстрая способность превращаться в товары и услуги)

4)Средство платежа. Выплата заработной платы, продажа товаров в кредит, уплата налогов и т.д.

5)Мировые деньги. Деньги исп. в кач-ве международного платежного средства, для определения мировых цен на товары и услуги.

ВОПРОС 13

Рыночное хозяйство: содержание и этапы развития.

Рыночное хозяйство - развитое товарное производство, когда все факты производства становятся товарными.

Содержание:

1. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что развитие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена.

2. Модель простого товарного хозяйства имеет более узкое значение. Исторически и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство. Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты нетолько мелкого, но и капиталистического товарного производства.

3. Товарное хозяйство организованного рынка — это модель экономики более высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

Этапы развития:

1. Рын. хоз-во производителя

- в производстве создается ограниченный круг однотипных товаров

- для потребления: сравнительно низкий уровень жизни по базовым потребностям

- в обмене: обезличен

2. Рын. хоз-во покупателя:

- высокий уровень производства

- разнообразие единичных товаров

- высокий уровень жизни

- платежеспособный спрос позволяет полностью удовлетворить потребности

- в обмене: связь между производителем и покупателем все больше осуществляется через предварительный заказ.

ВОПРОС 14

Рынок: содержание, структура, модели.

Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая более эффективное решение экономических проблем.

Объекты рынка: товары и деньги.

Субъекты рынка: продавцы и покупатели, представленные государством, фирмами, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также их удельный вес в общем объеме.

Рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По признаку государства:

- внутренняя

- внешняя

По объекту:

- рынок благ

- рынок труда

- рынок денег и ценных бумаг

- теневой рынок

Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Она определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой им продукции, легкостью входа на рынок и ухода с него, возможностью контроля над ценами, доступностью информации и т.д.

В Э.Т. различают четыре основные рыночные структуры или модели рынка:

1)совершенная, или свободная, конкуренция – тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную или стандартизационную, продукция, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и её потребители. ;

2) чистая монополия или монопсония ( Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса и много продавцов. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем…пипец)

3) монополистическая конкуренция (монополия-тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей);

4) олигополия ( тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм ) ;

ВОПРОС 15

Наши рекомендации