Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо России , ключевыми эконом партнерами явл Украина, Казахстан, Молдова.

В декабре 1991 г. руководители трех государств - РБ, РФ, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Участниками СНГ стали Беларусь, Ка­захстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др.

Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:

- страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозави­симы; страны СНГ совместно обладают большими прир, челов и экономич потенциалами, что дает им конкурентное преимущество.

- выгодное геополитическое положение:(самый короткий путь из Европы в Юго-Восточ Азию;

-относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.

Цели экономической интеграции стран СНГ :

1)использование международного разделения труда; 2)специализация и кооперирование производства; 3)повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз.

Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях.

Основными причинами, сдерживаю­щими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:

-различные модели социально-экономического развития стран;

-неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах.

В 2003 г. подписано Соглашение о создании Еди­ного экономического пространства (ЕЭП) на территории Бе­ларуси, России, Казахстана, Украины.В рамках СНГ образованы и функци­онируют объединения: Центральноазиатское экономическое сообщество, ГУУАМ -неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы.

55. Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.



Наши рекомендации