Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо России , ключевыми эконом партнерами явл Украина, Казахстан, Молдова.
В декабре 1991 г. руководители трех государств - РБ, РФ, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др.
Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
- страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы; страны СНГ совместно обладают большими прир, челов и экономич потенциалами, что дает им конкурентное преимущество.
- выгодное геополитическое положение:(самый короткий путь из Европы в Юго-Восточ Азию;
-относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.
Цели экономической интеграции стран СНГ :
1)использование международного разделения труда; 2)специализация и кооперирование производства; 3)повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз.
Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях.
Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:
-различные модели социально-экономического развития стран;
-неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах.
В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины.В рамках СНГ образованы и функционируют объединения: Центральноазиатское экономическое сообщество, ГУУАМ -неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы.
55. Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.
Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:
1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;
2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;
3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.