Финансово-бюджетная и налоговая система РБ.

Финансовая система – система форм и методов обращения, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система РБ представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них цели и задачи, определяемые финансовой политикой. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев: • финансы Республики Беларусь; • финансы местного управления и самоуправления; республиканский бюджет; • местные бюджеты; • бюджеты свободных экономических зон; • бюджет Союза Российской Федерации и Республики Беларусь; • республиканские внебюджетные фонды; муниципальные внебюджетные фонды; • финансы предприятий и отраслей; • имущественное, личное страхование и страхование ответственности; • государственный и банковский кредит.

Бюджетная система (БС) – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. БС РБ включает республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты делятся на: • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); • бюджеты базового уровня (районные и городские); • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. БС РБ основывается на принципах: • единства; • полноты отражения доходов и расходов бюджетов; • сбалансированности бюджетов; • гласности; • самостоятельности бюджетов; • эффективности использования бюджетных средств; • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; • достоверности бюджетов; • адресности и целевого назначения бюджетных средств; • ответственности участников бюджетного процесса.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налогов, принципов, форм и методов их установления. Налоги являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги.

27. Легкая промышленность в РБ.

(ЛП) – совокупность отраслей и производств, перерабатывающих с/х и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления. Она объединяет > 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. В ней функционируют около 500 предприятий, которые выпускают > 5000 наименований продукции. Ей принадлежит ведущее место в производстве товаров народного потребления.

Отличительной чертой ЛП в целом является высокий удельный вес продукции, выпускаемой на негосударственных предприятиях (около 85%). Наиболее крупные предприятия отрасли, производящие около 87% отраслевого объема, входят в состав концерна «Беллегпром» – многоотраслевого производственного комплекса страны, включающего текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасль. В зависимости от особенностей размещения все отрасли ЛП можно разделить на 3 группы: 1) отрасли первичной переработки сырья, которое поставляет сельское хозяйство (шерсть, лен, кожа) – при размещении предприятий ориентируются на сырье; 2) текстильная промышленность (включает шерстяную, льняную) – ориентируется как на сырье, так и на потребителя; 3) швейная и обувная промышленность– ориентируются на потребителя.

ЛП РБ имеет высокую экспортоориентированность. Приоритетные направления нынешнего развития ЛП: • расширение производства товаров из нетрадиционного (искусственного) сырья, • углубление переработки ресурсов с учетом их качества, • развитие предприятий небольшой мощности. Основной задачей развития отрасли является максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных изделиях широкого ассортимента и увеличение выпуска на экспорт. Для ее решения предусматривают осуществить комплекс мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности товаров ЛП на основе использования новых технологий и технологических решений, преодоление технологического и технического отставания предприятий отрасли, создание производств, призванных заменить своей продукцией аналогичные импортные товары за счет перепрофилирования действующих и создание новых мощностей с учетом отраслевых приоритетов, снижение издержек производства и строго соблюдения режима ресурсосбережения. Приоритеты в развитии ЛП отдаются предприятиям, имеющим возможность в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции.

28. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики Беларуси.

Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны. Показатели:

• объем производства ВВП, в т.ч. на душу населения;

• удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;

• доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров;

• платежный баланс страны.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, т.к. по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

Условия и факторы, влияющие на внешнеэкономический потенциал:

• выгодное экономико-географическое положение;

• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• научный и инновационный потенциал;

• мощная строительная база;

• значительные лесные и водные ресурсы, важные полезные ископаемые;

• высокий общеобразовательный уровень населения;

• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Для укрепления внешнеэкономического потенциала страны необходимы более активное привлечение иностранных инвестиций, создание совместных и иностранных предприятий, формирование благоприятного инвестиционного климата. Укреплению внешнеэкономического потенциала и продвижению белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки будет способствовать вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Наши рекомендации