Финансово-бюджетная и налоговая системы страны

Финансы представляют собой неотъемлемую часть денеж­ных отношений, но не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Деньги по своим основным функци­ям – всеобщий эквивалент, измеряющий стоимость товаров и опосредующий их обмен. Главное их назначе­ние финансов путем распределения и перераспределения ВВП и нацио­нального дохода образовать денежные доходы и фонды и обес­печить тем самым потребности государства и предприятий в де­нежных средствах, а также, что не менее важно, контроль за использованием этих средств.

Финансы определяют как совокупность эко­номических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ре­сурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти от­ношения или связи через финансовую систему – совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов обра­зования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, иму­щественного и личного страхования; валютные резервы госу­дарства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие спе­циальные фонды. В организационном плане она охватывает со­вокупность финансовых учреждений страны.

В экономически развитых странах государственная финансовая система вклю­чает четыре звена: государственный бюджет; местные финан­сы; специальные внебюджетные фонды; финансы государствен­ных корпораций. Согласно Европейской системе национально­го счетоводства (СНС), движение денежных потоков осущест­вляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:

§ нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий;

§ финансовых учреждений;

§ страховых предприятий;

§ органов государственного управления;

§ частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

§ домашних хозяйств.

Финансы органов государственного управления образуют государственные финансы, которые включают бюджетную сис­тему страны и государственный кредит. Бюджетная система состоит из государственного бюджета и государственных вне­бюджетных фондов (первый уровень), бюджетов регионов (вто­рой уровень) и местных бюджетов. Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения.

Финансы хозяйствующих субъектов – это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между пред­приятиями), юридическими лицами и государством, юридиче­скими лицами и физическими лицами (населением).

Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Государственные финансы – это финансы сектора государ­ственного управления, который включает все институциональ­ные единицы (институциональная единица – такая хозяй­ственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом), занятые оказанием не­рыночных услуг, предназначенных для коллективного потреб­ления, и перераспределением национального дохода и богат­ства. Основные ресурсы этих единиц поступают прямо или кос­венно из обязательных платежей, производимых единицами других секторов экономики.

Организация государственных финансов определяется сис­темой государственного управления.

Национальная финансовая система Беларуси возникла с об­разованием в 1990 г. суверенного государства – Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и разви­тия в условиях выхода из глубокого системного кризиса, выз­ванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет со­бой систему, построенную по международным стандартам с уче­том специфики экономики страны.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232): «Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюд­жетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».

Осуществляя переход от централизованной плановой к ры­ночной экономике, Беларусь строила свою систему финансов. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и госу­дарства, выработка и реализация финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой совокупность це­лей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф­фективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспре­деления и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направле­ния социально-экономического, развития (СЭР) на 10 лет, Про­грамма СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. При разработке перспективной финан­совой политики прогнозируются тенденции развития финан­сов, формируются концепции их использования, отрабатыва­ются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая политика вырабатывается и реализуется систе­мой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые служ­бы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страхо­вые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осуществля­ют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверж­дающие его путем принятия соответствующего Закона о бюдже­те на предстоящий финансовый год.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управ­ление финансами, являются Министерство финансов Республи­ки Беларусь и его органы на местах.

Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покры­тия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет – это основной финансовый план формирования и использова­ния денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориаль­ных единиц. Государственный бюджет образует централизо­ванный фонд денежных ресурсов Правительства для содержа­ния государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоох­ранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюд­жетная система – это основанная на экономических отноше­ниях и юридических нормах совокупность всех видов бюдже­тов, действующих на территории страны.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюд­жета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет респуб­ликанского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создавать­ся внебюджетные фонды».

Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший с 1991 г. Закон «О бюджетных правах Респуб­лики Беларусь и местных Советов народных депутатов Респуб­лики Беларусь».

В мае 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюд­жетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Бе­ларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государ­ственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необ­ходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

§ доходов;

§ расходов, в том числе функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификации расходов;

§ источников внутреннего финансирования дефицита рес­публиканского и местных бюджетов;

§ источников внешнего финансирования дефицита респуб­ликанского бюджета;

§ видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

§ видов внешнего государственного долга Республики Бе­ларусь.

Законом устанавливалось, что бюджетная классификация (систематизированная группировка статей доходов, расходов и источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского и местных бюджетов, государственных вне­бюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Функциональная классификация расходов, отражающая направления выделения государственных средств на выполне­ние основных функций государства, классификация источни­ков внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов и классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета утверж­даются законодательно.

Классификация доходов, экономическая (предметная) клас­сификация расходов (по их экономическим характеристикам), классификация видов внутреннего государственного долга и классификация видов внешнего государственного долга утверж­даются Правительством Республики Беларусь или по его пору­чению Министерством финансов Республики Беларусь.

В бюджетную систему как са­мостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет.

Внебюджетные фонды представляют собой средства прави­тельства и местных властей, связанные с финансированием рас­ходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обя­зательных целевых отчислений. К ним относится Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной за­щиты Республики Беларусь и др.

В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:

§ Республиканский фонд поддержки производителей сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

§ Государственный фонд содействия занятости;

§ Республиканский дорожный фонд;

§ Республиканский фонд охраны природы;

§ Республиканский фонд «Энергосбережение» (с2005 г. – инновационный фонд).

Расходы бюджетов определяются программами социаль­но-экономического развития Республики Беларусь и соответ­ствующей административно-территориальной единицы (облас­ти, г. Минска) и осуществляются по направлениям и в разме­рах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в пол­ном объеме ассигнования на выплату процентов по государ­ственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

Предельные размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Республиканский бюджет утверждается законом Республи­ки Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной фи­нансовый год устанавливается также размер прироста внутрен­него и лимит внешнего государственного долга Республики Бела­русь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Бе­ларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Прави­тельством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за свое­временным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, нало­говые и таможенные органы.

Бюджет является важным рычагом воздействия на эконо­мику и стимулирования ее роста. Путем изменения уровня го­сударственных расходов и налогообложения правительство мо­жет регулировать объем совокупного спроса (потребительских и инвестиционных расходов), влиять на колебания экономичес­кой конъюнктуры. Различают экспансионистскую (расшири­тельную) и рестрикционную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государ­ственных расходов и снижении уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускоре­нию экономического роста; вторая — в уменьшении расходов и повышении налогов, что помогает ослабить инфляцию и стаби­лизировать хозяйственную конъюнктуру.

Совершенствование законодательной т нормативной правовой базы бюджетного процесса должно быть реализовано с учетом требований Всемирной торговой организации.

Экономической базой и инструментом финансовой полити­ки государства являются налоги. Налог – это принудительно изымаемые государством или местными органами власти сред­ства с физических и юридических лиц, необходимые для осу­ществления государством своих функций. Сбор налогов про­изводится только на основе государственного законодательства. Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и рас­пределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влия­ния на реальный процесс производства и инвестиций, на мас­штабы и темпы роста экономики.

Взимание налогов основывается на использовании различ­ных видов ставок (твердых, пропорциональных, прогрессив­ных, регрессивных). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно уплачива­ются конкретным плательщиком. Косвенные налоги – это обя­зательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соот­ветствии с государственным устройством и бюджетной структу­рой налоги делятся на республиканские и местные. Совокуп­ность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принци­пы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, обра­зуют налоговую систему.

Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финанси­ровании государственных расходов путем уплаты законода­тельно установленных налогов, сборов и пошлин. Право уста­навливать республиканские налоги и сборы, утверждать рес­публиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию Республики Бела­русь. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства. Установление мест­ных налогов и сборов в соответствии с законом, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к ис­ключительной компетенции местных Советов депутатов.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населе­ния, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и до­ходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или дру­гая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, тамо­женные пошлины и имущественные налоги.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акциза­ми) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 % . В на­логовых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение – от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси – 50–55 % (на долю прямых налогов в нашей стране приходится 25–30 %).

При построении в развитых странах налоговых систем исхо­дят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Налоговые доходы – обязательные, безвозмездные и невозвратные денежные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Они включают: прямые налоги на доходы и прибыль, налоги, взимаемые с фонда заработной платы, внутренние налоги на товары и услуги, налоги на собственность, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций, прочие налоги, сборы и пошлины. (Внутренние налоги на товары и услуги включают: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, прочие налоги на товары и услуги).

Неналоговые доходы включают доходы от государственной и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, прочие неналоговые доходы и обязательные платежи.

Налоги подразделяются на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (налог на недвижимость, налог на землю, налог за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.) и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покупателем (это акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на топливо, а также отчисления в республиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и во внебюджетный фонд финансирования расходов по содержанию ведомственного жилого фонда). Особую группу налогов и отчислений составляют платежи, объектом обложения которых является фон заработной платы (чрезвычайный налог, отчисления на содержание детских дошкольных учреждений, отчисления в фонд социальной защиты населения и в фонд занятости). В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижимость, на прибыль с товарооборота, на доходы).

Помимо основных налогов и сборов налоговая система рес­публики, несмотря на все проведенные преобразования, до сих пор включает ряд мелких сборов и отчислений, в основном в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Причем взимаются они, как правило, с выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, учитывая кумулятивный эффект та­ких оборотных платежей, имеет крайне негативные послед­ствия для экономики.

Именно такие сборы и отчисления, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики, отчис­ления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и другие, оказывают наиболее существенное и неоправ­данное давление на цены, вымывают оборотные средства пред­приятий и подрывают их конкурентоспособность. Ни одна промышленно развитая страна их не применяет.

Наши рекомендации