Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Значение курса экономической истории, как важнейшей фундаментальной дисциплины в подготовке специалистов, хорошо отражают слова зарубежного ученого Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам (Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis, 1993, 1.1, вып.1. с. 130-131).
Потребность в выпуске специального пособия для самостоятельной работы студентов определяется рядом обстоятельств. С одной стороны, предлагаемое издание является продолжением выпущенных ранее методических указаний, в которых указаны рефераты по темам. С другой стороны, существует множество вариантов изложения материалов курса в различных учебных пособиях, в том числе, и в имеющемся у студентов учебном пособии по практикуму. Поэтому необходимо было привести в соответствии структуру самостоятельной работы студентов и выполнения ими практических заданий со структурой читаемого учебного курса на базе рекомендованного Министерства образования РФ учебного пособия.
Особый упор в издании сделан на раскрытие студентами ключевых терминов, процессов и хода экономической истории. Во-первых, это определяется присутствующей в содержании любой темы исторической спецификой экономических форм хозяйствования и является своего рода экономически значимым аналогом множества исторических вех и событий. Во-вторых, данные опорные моменты исторического содержания экономики способны служить признаками самостоятельной (а на занятии и способом общей для всех контрольной) проверки освоенности студентами учебного материала.
Настоящее пособие для самостоятельной работы студентов позволяет закреплять выводы, полученные на занятиях и в ходе чтения лекций, анализировать и сопоставлять данные экономической практики с теоретическим их осмыслением.
Литература:
[2; 3; 8; 11; 15; 16; 23]
Тема 2. ПЕРВОБЫТНЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ
ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА
2.1. Задания для самостоятельной работы
1) Изложите в табличной форме основные этапы каменного века и характерные их особенности в развитии материальной культуры.
2) Проанализируйте табл. 2.1.1. Ответьте на вопросы:
а) Как, по вашему мнению, могла повлиять на дальнейшее развитие хозяйства той или иной территории задержка в сохранении какой-либо стадии развития общины на более длительное, чем у других, время?
б) Можно ли предположить черты будущего хозяйства, связанные длительностью сохранения какой-либо стадии в развитии общины?
в) Могла ли быть связана задержка развития общины с географическими особенностями территории и хозяйствования на ней людей?
Т а б л и ц а 2.1.1.
Стадии развития общины в доклассовом обществе
Тип общины | Основные черты |
1. Родовая или кровнородственная | Основана на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками |
2. Земледельческая или семейная | Собственность на территории общины сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями |
3. Соседская или община-марка | Преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях (леса, выпасы ит.д.) |
Источник: Ермашкевич Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России. С. 27.
3) Выполните следующие задания по учебному пособию Вощановой Г.П., Годзиной Г.С. «История экономики. Практикум»:
а) ответьте на вопросы тестов № 1–10 на с. 9–10;
б) выполните задание №1 на с. 14. Дополните анализ, исходя из дополнительных черт, изложенных в табл. 2.1.2.
Т а б л и ц а 2.1.2.
Особенности экономики государства рабовладельческого типа
Древний Восток | Древня Греция | Древний Рим |
Ирригация как важнейший фактор для командно-распределительной основы системы хозяйства | Формирование полисов (городов-государств) | Самое тяжелое положение рабов |
Система «поголовного рабства» (трудовой повинности свободных земледельцев) | Законченный тип общинного рабовладения | Законченный тип частновладельческого сельского хозяйства |
Деспотичные формы правления | Возникновение долгового рабства | Апогей античного рабовладения |
Успехи строительного ремесла (храмы, пирамиды и т.д.) | Высокий уровень ремесла как основы хозяйства | Быстрый рост вилл и латифундий |
Успехи в кораблестроении | Раннее развитие мореходства и обмена | Формирование системы колоната. Появляется пекулий. |
Производство бумаги (папируса) и стекла, зарождении металлургии | Высокий уровень развития духовной культуры | Появление пролетариев (неимущих горожан, живших за счет государства) |
Изобретение компаса и пороха | Быстрое разрушение родового строя. Крупные войны и территориальные захваты как источник рабов. Производственный труд рабов–иностранцев как основа хозяйства |
Источник: Неровня Т. Н. История экономики в вопросах и ответах. Ростов на Дону: Феникс, 2002 . С. 39.
4) Сравните развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, ресурсной базы в Древнем Риме и Древней Греции.
5) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:
а) палеолит; мезолит; неолит; энеолит; костяной век; присваивающее хозяйство; ирригационная система; вилла; фиасы; эргастерий; латифундия; пекулий; илоты; фаланга; пролетарий; полис; фараон; колон; сальтус; парцелла; аргентарий; автаркия; номарх; нундины; трапезит; колонат; квирит; стагнация; счетчик людей;
б) время каменного, бронзового и железного веков; раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита; время мезолита, неолита, энеолита; время появления человека умелого, питекантропа, неандертальца, кроманьонца;
в) виды присваивающего хозяйства; первая отрасль экономики; два первых общественных разделения труда; трудовая повинность и сфера применения рабов в Древнем Египте; специализация афинского и спартанского полисов; великая колонизация греков.
Литература
[2; 8; 11; 13; 15; 16]
Литература
[2; 4; 8; 9; 11; 15; 16; 18; 20; 21]
И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
4.1. Задания для самостоятельной работы
1) Составьте таблицу экономических причин, исторической последовательности и экономических последствий Великих географических открытий.
2) Проанализируйте первоначальное накопление капитала (далее – ПНК) и промышленный переворот (далее – ПП) в Англии, Франции, Германии, США, Японии и России и выполните следующие задания:
а) составьте таблицу способствовавших факторов и последствий лидерства Англии в ПНК и ПП;
б) составьте схемы создания предпосылок ПП по странам;
в) составьте таблицу хронологических рамок ПП по странам;
г) составьте схему последовательности ПП и связи в развитии отраслей промышленности в ходе ПП по странам;
д) составьте таблицу особенностей развития рыночной инфраструктуры (бирж, кредитно-банковской и денежной систем) по странам.
3)Выполните следующие задания по учебному пособию Вощановой Г. П., Годзиной Г. С. «История экономики. Практикум»:
а) ответьте на вопросы тестов № 13, 17 на с. 11; № 19, 20 на с. 12; № 27 на с. 13;
б) выполните задания № 2 на с. 15; № 16 на с. 32.
4) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:
а) акт Пилля; гуманизм; реформация; роль железнодорожного строительства как стимулятора в 30 – 40-е гг. XIX в. во Франции; периоды географических открытий и их время; причины экспансии за океан Испании и Португалии; время применения дров как основного топлива для паровозов в США; роль строительства речных каналов для издержек транспортировки грузов в США; решение проблемы дефицита труда при колонизации; страна, в которой впервые установлены на фабрике одновременно и прядильные, и ткацкие машины; два свойства (качества, характеристики) экономики стран Европы, возникшие со времен географических открытий и ПНК; преобладание мануфактуры во Франции в начале XIX в.; мануфактура, ее виды и страны первого их появления; применявшийся Англией альтернативный испанскому способ извлечения дохода из испанских колоний; компрадоры; внесистемность и подчинение текущему доходу рынка в развитии сельского хозяйства и промышленности Голландии в эпоху ПНК; лендлорд; огораживание; роль в ПП парового двигателя 1784г.;
б) летучий челнок 1733г. как первое изобретение в эпохе ПП; страны изобретения (появления) машины для изготовления обуви, льнопрядильной машины; токарного станка, хлопкоочистительной машины, станка по изготовлению узорчатых тканей, агрохимии, первого парохода, метода ускоренного хлором отбеливания тканей, швейной машины; господство текстильной промышленности в экономике Англии до XX в.; политика фритредерства в Англии; навигационный акт Кромвеля; хлебные законы; специализация как основной процесс в деятельности товарных и фондовых бирж в Англии XIX в.; бюро труда при городских органах самоуправления в Англии; эпоха возрождения (Ренессанс); время создания пригородных акционерных банков в Англии; основные операции на Лондонской фондовой бирже в конце XVIII в.; когда и где золото признали единственными мировыми деньгами; подоходный и косвенный налоги в Англии по роли в поступлениях одного и времени введения другого;
в) роль лондонских банков и фунтов стерлингов в хранении валюты странами; роль провинциальных банков в ПП в Англии; сторонники протекционизма и фритредерства во Франции; индиго как главный растительный краситель тканей во Франции; протестанты; роль кредита для тяжелой промышленности Франции в 50 – 60-е гг. XIX в. во Франции; время завершения ПП во Франции; капитал, сменивший ростовщиков в эпоху ПНК; переучет векселей в банке Франции как источник кредита; роль сборщиков налогов и нотариусов в организации банковского дела во Франции; сдача в аренду земли крупными ее владельцами во Франции; кризис во Франции отраслей на колониальном сырье (хлопчатобумажной и сахарной) и экспортных отраслей; причины затяжного характера ПП во Франции; парцеллярное землевладение крестьян во Франции; темпы роста тяжелой промышленности в Германии в 50 – 70-е гг. XIX в.; рентный банк в Германии; время сохранения в Германии господства цехов; признак зажиточности крестьянина в Пруссии 20-х гг. XIX в.; число государств в Германии к началу XIX в.; таможенный союз германских государств в 30-х гг. XIX в.; время применения энергии воды как основной двигательной силы в промышленности США;
г) хлопчатобумажная промышленность Германии как лидер механизации 30 – 40-х гг. XIX в.; поставщик в мире минеральных удобрений; лидер в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы; лидер в Европе по длине рельсового пути; время создания военно-промышленного комплекса в Германии; отрасли – мировые лидеры пищевой промышленности Германии; характер деятельности банков в Германии; роль объединения германских земель Наполеоном в Рейнский союз; гроссбауэр; батрак; юнкер; чартер; плантаторское рабовладение в южных штатах США; фермерство на Северо-востоке и Северо-западе США; железнодорожное строительство как лидер по инвестициям в промышленности США в конце 50-х гг. XIX века; названия отраслей обслуживания железных дорог как наиболее быстро развивавшихся в 40 – 60-х гг. XIX в. в США; время утверждения фабричного типа производства в США; обратная последовательность ПП в черной металлургии в США;
д) феодально-дворянский и торговый характеры колонизации Испанией и Португалией; анилиновые красители; время смены плантаторов на фермеров как основных производителей аграрной продукции в США; революция цен и слои пострадавшего и выигравшего от нее населения; текстильная промышленность как отрасль появления в США первой фабрики; патока; ром и рабы; открытия и замена машинами труда из-за его дороговизны в США; роль войны за независимость США как заменитель революции в ПП; степень роста за 30 – 50-е гг. XIX в. в США железнодорожной сети; господство ремесленно-мануфактурного предпринимательства на Северо-Востоке США в конце XVIII в.; переселенческий тип капитализации (формирования ПП) в США; скваттеры; отсутствие машиностроения и черной металлургии в Японии как тормоз ПП; роль насильственного открытия Японии внешнему миру как инициатор ускорения созревания предпосылок для ПП; равенство поземельного налога 1873 г. в Японии величине земельной ренты или половине урожая; компенсация пенсией потери земли по аграрной реформе Японии.
е) время господства в XIX в. мануфактур в Японии; революция Мейдзи; капитализация пенсий князей и самураев для ПНК в Японии; варианты выбора, предложенные самураям по военной реформе 1872 г.; передача собственности на землю по аграрной реформе 1872 – 1873 гг. в Японии; метод новой экономической политики в Японии 80-х гг. XIX в.; дзайбацу; патернализм; посессионная мануфактура; поместье; гости; копейка; офени; коробейники и ходебщики; век формирования национального уровня внутрироссийского рынка с центром в Москве; год начала выпуска бумажных денег в России; век отмены различия в дворянско-поместном и вотчинном землевладении в России
Литература
[2; 4; 8; 9; 11; 15; 16; 20; 23; 24]
Литература
[1 – 3; 8; 10 – 12; 15; 16]
Литература
[2; 4; 6 – 8; 15; 16; 18; 22; 23]
Литература
[2; 4; 6; 7; 14 – 17; 24]
Литература
[2; 4 – 6; 8; 14 – 16; 19; 25]
Библиографический список
1. В и р г и н с к и й В. С. Очерки по истории науки и техники 1870 –1917 гг. /В. С. В и р г и н с к и й, В. Ф. Х о т е е н к о в. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
2. В о щ а н о в а Г. П. История экономики. Практикум / Г. П. В о щ а н о- в а, Г. С. Г о д з и н а. М.: ИНФРА – М, 2002. 104 с.
3. В о щ а н о в а Г. П. История экономики: Учебное пособие / Г. П. В о- щ а н о в а, Г. С. Г о д з и н а. М.: ИНФРА – М, 2001. 232 с.
4. Г у с е й н о в Р. История экономики России /Р. Г у с е й н о в. Новосибирск: ЮКЭА, 1998. 350 с.
5. Е р м а ш к е в и ч Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России: Учеб.- метод. пособие для студентов вузов / Г.И. Е р м а ш к е в и ч. Мн.: ТетраСистемс, 2005. 304 с.
6. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 –
1990 гг. /Под ред. А. Н. М а р к о в о й. М.: ЮНИТИ, 1995. 191 с.
7. История народного хозяйства зарубежных стран (после второй мировой войны) /Под ред. А. Н. М а р к о в о й /ВЗФЭИ. М., 1995. 95 с.
8. История экономики: Учебник /Под общ. ред. О. Д. К у з н е-
ц о в о й и И. Н. Ш а п к и н а. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА, 2004. 416 с.
9. К о н о т о п о в М. В. История экономики: Учебник /М. В. К о н о т о- п о в, С. И. С м е т а н и н. М.: Академический проект, 2000. 367 с.
10. Л и л л и С. Люди, машины и история /С. Л и л л и. М.: Прогресс, 1970. 354 с.
11. Л о й б е р г М. Я. История экономики: Учебное пособие /М. Я. Л о й- б е р г. М.: ИНФРА, 2001. 128 с.
12. Л е н и н В. И. Развитие капитализма в России // Полн. Собр. Соч. Т. 3.
13. М а р к с К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // К. М а р к с, Ф. Э н г е л ь с. Соч. Т. 46. Ч. 1.
14. М о р о з о в И. В. Структурные сдвиги в мировой экономике: Методические указания /И. В. М о р о з о в /Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2001. 40 с.
15. М о р о з о в И. В. Экономическая история: Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине / И. В. М о р о з о в / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2004. 19 с.
16. Н е р о в н я Т. Н. История экономики: экзаменационные ответы / Т. Н. Н е р о в н я. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 384 с.
17. Р о з е н б е р г Н. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира /Н. Р о з е н б е р г, Л. Б и р д-
ц е л л. Новосибирск: Экор, 1995. 264 с.
18. Т и м о ш и н а Т. М. Экономическая история России /Т. М. Т и м о- ш и н а. М.: Юстицинформ, 2003. 412 с.
19. Т ь ю г е н д х е т К. Нефть. Самый большой бизнес /К. Т ь ю-
г е н д х е т, А. Г а м и л ь т о н. М.: Прогресс, 1978. 354 с.
20. Х р о м о в П. А. Очерки экономики докапиталистической России /П. А. Х р о м о в. М.: Наука, 1988. 312 с.
21. Х р о м о в П. А. Экономическая история СССР: первобытный и
феодальные способы производства в России /П. А. Х р о м о в. М.: Высшая школа, 1988. 272 с.
22. Экономическая история: Исследования. Историография. Полемика //Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. Н. Р о з а л и е в а. М.: Наука, 1992. 152 с.
23. Экономическая история зарубежных стран /Под ред.
В. И. Г о л у б о в и ч а. Минск: Экоперспектива, 2002. 591 с.
24. Экономическая история: Проблемы. Исследования. Дискуссии // Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. Н. Р о з а л и е в а. М.: Наука, 1993. 220 с.
25. Экономическая история России XIX – XX веков: современный взгляд /Отв. ред. В. А. В и н о г р а д о в. М.: РОССПЭН, 2000. 623 с.
ВВЕДЕНИЕ
Значение курса экономической истории, как важнейшей фундаментальной дисциплины в подготовке специалистов, хорошо отражают слова зарубежного ученого Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам (Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis, 1993, 1.1, вып.1. с. 130-131).
Потребность в выпуске специального пособия для самостоятельной работы студентов определяется рядом обстоятельств. С одной стороны, предлагаемое издание является продолжением выпущенных ранее методических указаний, в которых указаны рефераты по темам. С другой стороны, существует множество вариантов изложения материалов курса в различных учебных пособиях, в том числе, и в имеющемся у студентов учебном пособии по практикуму. Поэтому необходимо было привести в соответствии структуру самостоятельной работы студентов и выполнения ими практических заданий со структурой читаемого учебного курса на базе рекомендованного Министерства образования РФ учебного пособия.
Особый упор в издании сделан на раскрытие студентами ключевых терминов, процессов и хода экономической истории. Во-первых, это определяется присутствующей в содержании любой темы исторической спецификой экономических форм хозяйствования и является своего рода экономически значимым аналогом множества исторических вех и событий. Во-вторых, данные опорные моменты исторического содержания экономики способны служить признаками самостоятельной (а на занятии и способом общей для всех контрольной) проверки освоенности студентами учебного материала.
Настоящее пособие для самостоятельной работы студентов позволяет закреплять выводы, полученные на занятиях и в ходе чтения лекций, анализировать и сопоставлять данные экономической практики с теоретическим их осмыслением.
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Задания для самостоятельной работы
1) Проанализируйте табл. 1.1.1. – 1.1.3. и сравните цивилизационный подход с формационным. Ответьте на вопрос: в чем противоречие двух подходов к периодизации экономической истории и могут ли они сочетаться друг с другом?
Т а б л и ц а1.1.1.
Историческая и формационная периодизация развития экономики
Исторический период | Хронологические рамки | Способы производства |
Древняя история | До V в. н. э. | Первобытнообщинный (до 3 тыс. л. до н. э.), рабовладельческий |
Средние века | V – XV в. в. | Феодальный |
Новое время | XVI в. – начало XX в. | Капиталистический |
Новейшее время | С 1914 г. до наших дней |
Источник: Ермашкевич Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов/ Г. И. Ермашкевич . Мн.: ТетраСистемс, 2005. С. 6.
Т а б л и ц а1.1.2.
Общепризнанные виды цивилизаций
Исчезнувшая цивилизация | Существующая цивилизация и время ее возникновения |
Месопотамская | Китайская (2000 – 1500 гг.до н.э.) |
Египетская | Японская (100 – 400 гг. н.э.) |
Критская | Индуистская (1500 л. до н.э.) |
Классическая (греко-римская) | Исламская (VII в.) |
Византийская | Западная (VIII-IX вв.) |
Месоамериканская | Православная (XI в.) |
Источник: Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 79.
Т а б л и ц а 1.1.3.
Доля населения под политическим контролем
различных цивилизаций, в %
Цивилизация | Год | ||||
2010 (прогноз) | |||||
Китайская | 19,3 | 17,4 | 22,8 | 24,0 | 22,3 |
Японская | 3,5 | 4,1 | 2,8 | 2,2 | 1,8 |
Индуистская | 0,3 | 0,3 | 15,2 | 16,4 | 17,1 |
Исламская | 4,2 | 2,4 | 13,0 | 15,9 | 17,9 |
Западная | 44,3 | 48,1 | 14,4 | 13,1 | 11,5 |
Православная | 8,5 | 13,9 | 10,0 | 6,1 | 5,4 |
Латиноамериканская | 3,2 | 4,6 | 8,4 | 9,3 | 10,3 |
Африканская | 0,4 | 0,7 | 5,6 | 9,5 | 11,7 |
Другие культуры | 16,7 | 8,6 | 5,5 | 3,5 | 2,0 |
Источник: Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. С. 85.
2) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:
а) «история – проблема»; доиндустриальное общество; формация; культурно-исторический тип (локальная цивилизация); мировая цивилизация; менталитет; геополитика; экология; ирригация; мелиорация; вестернизация; теократия; рантье;
б) исторические названия; составные части и функции курса «экономическая история»; современные школы (центры) изучения экономической истории; широкий и узкий смысл предмета экономической истории; типологические факторы влияния на ход экономической истории; периодизация экономической истории по К. Бюхеру, Ф. Листу, П. Маслову, Б. Гильдебранду, Д. Беллу; формации по К. Марксу, В. Ленину и И. Сталину; цивилизация по А. Тойнби, Ф. Броделю; типы улучшения почвы и соответствующие им типы хозяйства; признающая богоугодность делового успеха и накопительства религия.
Литература:
[2; 3; 8; 11; 15; 16; 23]