Международный рынок труда и его характеристики
Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны, в зависимости от разных факторов, могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.
Примером классического совпадения интересов может быть период освоения Нового Света. Избыток трудовых ресурсов в Европе и потребность в них в Америке привели к гармонии интересы двух континентов. Интересы мигрантов, вызванные более высоким уровнем жизни в Америке, полностью отвечали интересам обеих стран. Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие.
Для второй половины ХХ века массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества. Международная миграция проявляется в различных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.
Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы и является формой существования трудовой миграции. Он является не только суммой национальных рынков, но и представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Национальные рынки труда уже почти утратили свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы, наряду с движением капитала между странами, образуют верхний международный уровень рынка рабочей силы. В данном случае речь идет не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую.
Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Следовательно, международный рынок труда есть не что иное, как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.
Формирование международного рыка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и, прежде всего, в следующих областях:
- условий труда, способа найма и увольнений работников;
- оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;
- предоставления отпусков, свободных от работы дней;
- продолжительности рабочего времени;
- предоставления различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях. Таким образом, формирующийся международный рынок труда – многосложный социально-экономический процесс.
Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.
Образование международного рынка труда осуществляется двумя путями:
1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда;
2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда");
В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
- по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
- по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
- по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
- по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы;
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на:
-свободное перемещение;
-постоянное поселение;
-разрешение находиться в стране в течение
определенного срока;
Асимметрия рынков труда на макро- и мега уровне, вызванная структурной деформацией экономик депрессивных регионов, актуализирует проблему экономической целесообразности профессиональной диверсификации рабочей силы и стимулирования роста её мобильности в рамках интенсификации мировых интеграционных процессов и формирования институтов международного трудового посредничества.
Дисбаланс в удовлетворении потребностей национальной (региональной, муниципальной) экономики в зарубежной рабочей силе в немалой степени вызван недостаточной проработанностью единого методологически-концептуального подхода к интернационализации рекрутинговых процессов, производных от находящегося в настоящее время в стадии становления международного рынка труда (МРТ).
В последние годы все большее внимания уделяется проблеме создания универсальной организационно-правовой структуры, которую представляется возможным определить как «Единая система легального экспорта-импорта рабочей силы» (альтернативы регионально-муниципальной безработицы). Активно развиваются исследовательские направления, связанные с вопросами формирования и функционирования международного рынка труда. Расширяются междисциплинарные связи по данной проблематике. Во всем мире существуют соответствующие структуры, занимающиеся многоаспектным регулированием вопросов МРТ (соответствующие подразделения ООН, МОТ, МОМ и ряд иных региональных организаций).
В середине 90-х данная проблема получает признание и в России, и связана она, прежде всего, с принятой в 1996 г. «Концепцией государственной миграционной политики», заимствующей опыт ведущих зарубежных стран. Однако вопрос создания Единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы (ЕСЛЭИРС) в должной мере не разрабатывался ни в научном, ни в практическом плане. Создание в московском регионе в начале 1998г. года Ассоциации фирм-экспортеров рабочей силы московского региона заинтересовало специалистов многих других регионов. Этот интерес ограничивался в основном институциональным аспектом проблемы.
ЕСЛЭИРС представляет собой иерархию концептуально-методологических компонентов и организационно-правовых институтов, соответствующих нормам международного трудового законодательства и являющихся основным системообразующим фактором создания условий свободной внешней трудовой миграции. Являясь институтом международного рынка труда, институционально ЕСЛЕИРС представляет собой инфраструктуру из международных, региональных институтов рекрутинга:
- Международных структур (МОТ и др.);
- Федеральных органов (Правительство или
отраслевые ведомства);
- Региональных и муниципальных структур.
Централизованный контроль над миграционным потоком на первичном уровне представляется весьма эффективным для мониторинга миграционных процессов, непосредственной работы с кандидатами и гарантирования социальной защиты потенциальных мигрантов.
Мобильность – это способность к движению, перемещению. Когда говорят о мобильности труда, имеют в виду издержки, связанные с переменой рынка, на котором предлагаются трудовые ресурсы. Для того, чтобы предложить свои способности и навыки на каком-то другом рынке необходимо либо переехать на другое место жительства или же сменить специальность. Несмотря на то, что в жизни эти два фактора, по сути, совершенно разные, в экономике они выражаются одинаково: издержками, связанными с данной адаптацией.
Это особый вид мобильности рабочей силы, который предполагает использование передовых телекоммуникационных технологий и программного обеспечения.
Схема работы выглядит следующим образом: работодатель связывается с работником через Интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает его выполненное также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: нельзя, например, таким образом нанять строителя. Такой вид миграции часто называется аутсорсингом (out-sourcing), этот термин уже вошёл в русский язык из английского. Такой вид миграции применяется сейчас для заказа переводов с иностранного языка, разработки программных продуктов.
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века, вследствие международной миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также наиболее богатые африканские государства.
По оценочным данным с 1950 г. по 1990 г. США приняли 25 млн. иммигрантов из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, ФРГ – 9 млн., Франция – 4 млн., а Канада и Австралия – по 3,5 млн. человек. Численность иммигрантов в 7 наиболее богатых нефтедобывающих странах (Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн) увеличилась в период с 1975 г. по 1990 г. с 1,9 млн. до 8 млн. человек.
Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом.
Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств.
В США, начиная с конца 60-х годов, преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса. Так, в конце 80-х, по данным американских исследователей, 47,5% корейского населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%. Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство, торговля и сфера услуг. США, проводя политику по привлечению высококвалифицированных кадров, и сегодня остаются общепризнанным центром притяжения профессионалов. По оценкам различных специалистов, за период с 1965 г. по 1990 г. Соединенные Штаты сэкономили на образовании и научной деятельности не менее 15 млрд. долларов.
Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов. По оценкам специалистов, только в Соединенных Штатах эта цифра превышает 4,5 млн. человек, большинство из которых выходцы из Мексики.
Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по своему составу. Так, если в 1900 году выходцы из азиатских стран составляли 3%, то к 1991 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%).
Большинство иммигрантов из Гонконга – инвесторы или предприниматели, приезжающие на постоянное место жительства. По оценкам Canadian Imperial Bank of Commerce, ежегодно порядка 2 –4 млрд. канадских долларов поступает в страну из бывших британских колоний. В последнее время увеличился приток в Канаду иммигрантов из Восточной Европы, особенно из Польши. По-прежнему существует экспорт трудовых сил из Великобритании, Германии, Италии и США.
После США и Канады Австралия является третьей страной, принимающей мигрантов на постоянное место жительства. Однако в последние годы первичная иммиграция существенно затруднена национальным законодательством, а миграционный поток основывается на воссоединении семей.
Статистические данные говорят о том, что Великобритания пока продолжает оставаться доминирующим донором для Австралии. Так, в 1992 г. 13,5% от общего числа прибывших в страну составили мигранты из Объединенного Королевства и Ирландии. На втором месте иммигранты из Гонконга – 12%, далее из Вьетнама – 8,9% и Новой Зеландии – 6,7%. Удельный вес иностранцев в общих трудовых ресурсах государства составляет 24%.
Западная Европа также является одним из крупнейших центров международной миграции рабочей силы. За период с 1950 по 1990 годы численность иммигрантов в этом регионе возросла с 5,1 млн. человек до 17 млн. По данным на 1990 г., странами, в которых проживает основная масса иммигрантов, были Германия (5,242 млн. человек), Франция (3,608 млн.), Великобритания (1,875 млн.), Швейцария (1,1 млн.), Бельгия (0,905 млн.), Италия (0,781 млн.), Нидерланды (0,692 млн.). К 1995 г. численность иммигрантов в Германии увеличилась почти на 2 млн., в Англии – на 2 тыс. человек, но при этом страной с максимальным процентом присутствия иммигрантов является Люксембург – 28% в 1990 г. и 33,5% в 1995 г.
Основными странами-донорами для некоторых европейских стран являются: Алжир, Марокко и Португалия для Франции; Италия и Марокко для Бельгии; Турция, Югославия, Италия, Греция и Польша для Германии; Турция и Марокко для Нидерландов; Италия, Югославия и Испания для Швейцарии; Индия для Великобритании.
В последнее время на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.
Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается непрестижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.
В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.
Присутствие большого числа нелегальных мигрантов является серьезной проблемой для европейских стран. В начале 90-х, по оценкам экспертов, в Европейском сообществе находилось более 3 млн. “нелегалов”, в основном это выходцы из Северной Африки и Азии.