Международный рынок труда и трудовая миграция

В процессе интернационализации международной жизни в оборот включаются все факторы производства, в том числе и трудовые ресурсы. Таким образом, к началу 60- х гг. ХХ века сформировался мировой рынок труда.

Основная функция, которую выполняет мировой рынок труда заключается в обеспечении мирового воспроизводственного процесса трудовыми ресурсами в необходимых количествах в любом секторе мирового хозяйства на основе международной трудовой миграции населения.

Международная трудовая миграция –это перемещение трудоспособного населения между государствами мирового хозяйства под влиянием экономических факторов.

Главным движущим фактором международной трудовой миграции являются различия в условиях и уровне оплаты труда в различных секторах мирового хозяйства.

Миграция существует столько же, сколько существует само человечество: в древности – кочевничество, в более позднее время – переселение в связи с освоением новых территорий (безвозвратная миграция). В настоящее время трудовая миграция, в большинстве своем, является временной, имеющей целью получение более выгодного заработка в другой стране с последующим возвращением на родину.

Международная трудовая миграция охватывает процессы трудовой эмиграции-выезд в другую страну трудоспособного населения и трудовой иммиграции –въезд в принимающую страну трудоспособного населения в поисках заработка. Чистый объем миграций (сальдо)определяется как разность между эмиграционными и иммиграционными потоками.

Впервые учет мигрантов был налажен в середине 60х гг. прошлого столетия, что было вызвано необходимостью контроля за мигрантами из бывших колониально зависимых стран, стремившихся в бывшие метрополии для трудоустройства. В этот период около 1 млн. человек ежегодно пересекали государственные границы разных стран мира в поисках работы. К концу 70х гг. их число возросло до 5 млн., а в начале 90х гг. достигло 25 млн. человек, что, примерно, соответствует 1% всех трудовых ресурсов мира. Правда, нельзя забывать, что свою лепту в такой резкий рост мигрантов внесли политические, экономические и военные процессы последних лет.

Тем не менее, точное определение уровня международной миграции очень затруднено из-за ряда негативных моментов: во многих странах ведется разная статистика, которую невозможно сопоставить; не все страны одинаково классифицируют понятие «мигрант»; существует высокий уровень нелегальной миграции, которая вообще не фигурирует в статистике, но по оценкам специалистов, практически равна легальной.

Центрами притяжения мигрантов стали промышленно развитые страны, которые нуждались в рабочей силе после второй мировой войны. Наиболее стабильные потоки сложились между метрополиями и бывшими колониями, из которых и шло пополнение. В 50 – 60 гг. прошлого столетия западные страны даже поощряли трудовую иммиграцию, не предъявляя никаких особых требований к квалификации и уровню образования мигрантов. Таким образом решалась проблема дефицита рабочей силы и извлекались выгоды от ее использования.

В современном мире сложились несколько центров, в которые устремляются основные миграционные потоки:

- Соединенные Штаты, Канада и Австралия – для преимущественно квалифицированных специалистов;

- Западной Европы – для широкого квалификационного спектра рабочей силы;

- нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока – для широкого спектра рабочей силы из соседних арабских стран;

- новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии – для широкого спектра рабочей силы из менее благополучных стран этого региона с возрастающим спросом на высококвалифицированных специалистов.

Динамика развития трудовой миграции соответствует динамике развития экономических циклов. Существует четкая зависимость между миграционными потоками и колебаниями деловой активности в стране – во время кризисов эмиграционные потоки возрастают. До начала 70-х гг. ХХ века послевоенная экономика западных стран развивалась достаточно стабильно и устойчиво, но энергетический кризис 1973 г., вызвавший серьезные экономические потрясения, заставил развитые страны ввести ограничения на въезд иммигрантов. Важнейшей формой регулирования миграции со стороны принимающего государства является введение количественных квот на въезд иммигрантов в страну и строгий контроль за сроками их пребывания. Вместе с тем, рыночная стихийность этого процесса все равно сохраняется, поскольку наймом кадров для средних и крупных фирм в промышленно развитых странах занимаются разрозненные частные посреднические агентства, имеющие лицензии на этот вид деятельности. Иногда принимающие страны осуществляют специальные социальные программы по стимулированию возвращения иммигрантов на родину, оказывая экономическую помощь странам массовой эмиграции. В связи с этим проводится профессиональная подготовка и переподготовка иммигрантов, им выплачивается специальное выездное пособие.

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на развитие международной трудовой миграции в настоящее время:

- научно-технический прогресс, который во многом определяет структуру спроса на рабочую силу, снижая потребность в неквалифицированных рабочих и занятых в традиционных технологиях;

- перенос определенных средств производства из промышленно развитых стран в страны третьего мира, что снизило напряженность на местных рынках труда и немного сократило миграционный накал;

- развитие индустриализации в ряде развивающихся стран (НИС), что географически диверсифицировало традиционные миграционные потоки;

- динамичное развитие в последней трети ХХ века деятельности транснациональных корпораций, что во многом способствует активизации международного перемещения рабочей силы.

Социально – экономические последствия международной трудовой миграции неоднозначны для всех задействованных в процессе сторон, поскольку наряду с существенными выгодами появляются и равнозначные проблемы.

В связи с этим, к выгодам, которые получают принимающие страны, можно отнести:

- снятие противоречия между низкими темпами прироста населения в этих странах и потребностями растущих экономик;

- успешное регулирование рынка труда за счет постоянного притока трудовых ресурсов, позволяющего осуществлять необходимый выбор;

- выбор осуществляется из уже подготовленных в других странах специалистов.

Проблемы, возникающие у принимающих стран, можно сгруппировать в два крупных блока:

- повышенная социально-экономическая нагрузка, вызванная неконтролируемыми потоками нелегальной миграции;

- завоз и адаптация чужих моделей поведения, политических взглядов, менталитетов, что вызывает угрозу национально – религиозных конфликтов.

Посылающие страны от эмиграции также получают существенные выгоды:

- в страну поступают существенные доходы в валюте за счет переводов, платежей, трансфертов, завоза товаров и капиталов;

- денежные поступления стимулируют внутренний спрос;

- идет снижение давления на рынок труда, то есть существенно снижается безработица на национальном рынке (Пакистан в 80-е гг. снизил за счет эмиграции безработицу в 3 раза). В странах с подобным экономическим положением идет пропаганда эмиграции и вырабатываются правительственные меры по ее стимулированию.

Проблемы, с которыми сталкиваются посылающие страны, достаточно серьезны:

- выезд из страны квалифицированных специалистов, так называемая «утечка мозгов»;

- давление политических интересов со стороны принимающих стран, что нередко граничит с международным шантажом.

Наши рекомендации