Изучении экономической теории

Введение

Необходимость формирования в России инновационной экономики, основанной на знаниях и принципиально новой роли человеческого потенциала, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к экономической образованности кадров и, прежде всего, к профессионализму самих экономистов. В современных условиях экономисты, на основе новой системы подготовки, должны быстро и эффективно освоить новые методы хозяйствования, точно ориентироваться в основных проблемах микро-, макроэкономики и мегаэкономики, рационально организовать научно-техническую, производственную и другие виды деятельности для предприятий и учреждений любой формы собственности при меняющихся формах организации производства и необходимости интегрирования в мировую экономику. Именно экономисты в первую очередь должны обладать глубокими гуманитарными знаниями, позволяющими человеку понять свою взаимосвязь с миром; у них ранее других должен быть сформирован современный тип экономического мышления и поведения в ходе изучения структуры и функций рыночной экономики, логики и эффективности экономических процессов, правовых и этических основ функционирования и взаимодействия субъектов экономики.

Формированию экономического мышления способствует в первую очередь изучение экономической теории, которая, являясь теоретической, фундаментальной наукой, играет в системе экономических наук особую роль. Без доброкачественной теории невозможно эффективное хозяйственное руководство. Вместе с тем экономическая теория изучает и функциональные зависимости в системе хозяйства и потому означает связь с реальной жизнью и назревшими проблемами практики.

Процесс изучения экономической теории в высших учебных заведениях предусматривает выполнение студентами двух видов письменной учебной и научной работы – рефератов и курсовых работ.

Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться литературой, статистическими данными, связывать теорию с практикой, уметь популярно излагать сложные вопросы. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представляемых на конкурс. Курсовые работы занимают важное место в выработке студентами навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

В предлагаемых методических указаниях используется многолетний опыт работы кафедры экономической теории со студентами экономического факультета (в настоящее время – Института экономики и управления) УГАТУ, собрана максимально возможная информация, необходимая студенту, перед которым стоит задача написать реферат или курсовую работу. На основе собственного опыта авторы дают ценные советы о том, как правильно выбрать тему работы, подобрать литературу, как выстроить план и организовать композицию изложения, как цитировать источники и пользоваться принятой системой ссылок, как оформить печатный текст и подготовиться к докладу по реферату или к защите курсовой работы.

Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к реферату или курсовой работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка представления и защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить реферат или курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории.

I. написание, оформление и представление

Реферета

Реферат – первая из студенческих письменных работ. Под термином «реферат» объединены два разных вида работы. Рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Такие рефераты, как правило, не задаются студентам. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Суть их состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и передать его в сжатой форме. Вторая разновидность реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такого типа рефераты обычно задают студентам.

Реферат – наименее самостоятельная разновидность студенческой работы, к которой предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не предполагает содержать элементы новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках и сгруппировать их по точкам зрения. Желательно, чтобы студент, солидаризуясь с одной из излагаемых точек зрения, мог обосновать в чем он видит ее преимущество.

Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов:

· выбор темы на основе тематики, предложенной кафедрой;

· накопление и тщательное ознакомление с информационным материалом;

· подготовка и написание реферата;

· представление реферата на семинаре или конференции.

Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложение основного содержания темы, заключение, список использованной литературы.

Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но прежде чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план работы с литературой и общий предварительный план реферата, который состоит обычно из трех-четырех вопросов. В процессе работы план уточняется и конкретизируется.

План – это логическая основа реферата, от его правильного составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на консультации с преподавателем кафедры экономической теории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс.

Имея предварительный план студент обращается к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту смогут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные), справочная литература (энциклопедии, словари, справочники). Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных избранной теме или теме, связанной с ней, где также можно найти сведения о других изданиях по этой тематике. Ценную информацию можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера соответствующего специального журнала. Следует выписать из указателя интересующие статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить литературу по избранной тематике, включая учебную, монографии, материалы, публикуемые в специальных журналах. Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы (см. об этом подробнее в разделах 2.2., 2.3. на стр. 12-17 данных методических материалов).

Важным моментом является умение записывать информацию. Наиболее распространены две формы записи и хранения материала – конспектирование и ведение картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга. Основная задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать подобранную литературу, правильно, без искажения смысла понять позицию автора и верно передать ее в своей работе.

Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по избранной теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свои конспекты или записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее удобной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.

Само содержание и объем реферата должны подсказать студенту следует или нет детализировать предварительный план. Иногда достаточно перечислить основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. В других случаях главы можно разбить на параграфы.

Наконец, очень важно, чтобы текст реферата был правильно оформлен. Именно в процессе его написания приобретается и оттачивается необходимое для будущего специалиста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. На титульном листе реферата необходимо указать название вуза, кафедры, тему, свою фамилию, группу и фамилию научного руководителя. Далее следует оглавление, соответствующее плану реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основная часть и заключение.

Во введении следует обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы. Кроме того, необходимо показать, кто из ученых-экономистов занимается данной проблематикой.

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. Она в соответствии с составленным планом может быть написана цельным текстом (при небольшом объеме реферата), но чаще всего в нее входят несколько глав, разделенных на параграфы. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами (параграфами), раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения и высказывается отношение к ним студента, теоретические положения по возможности подкрепляются практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Желательно, чтобы текст реферата был дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. Сам текст должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений (кроме общепринятых), противоречий между отдельными положениями.

В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы. Текст реферата может быть набран на компьютере, либо написан от руки. Приводимые в тексте цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, тома, страницы. Текст реферата пишется с одной стороны листа с оставлением полей, каждый пункт плана с новой страницы. Страницы должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц печатного текста через 1,5 интервала. В конце реферата приводится список использованной литературы.

Подготовленный реферат представляется на семинарском занятии, лучшие рефераты – на ежегодной студенческой научной конференции, проводимой в апреле месяце. После обсуждения в группе или на потоке работа студента оценивается преподавателем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для написания конкурсной работы.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, способности логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме, оптимальное ее раскрытие составляет один из критериев оценки. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Доклад по реферату должен хорошо восприниматься на слух, т.е. быть интересно и доступно изложен.

Целесообразно подготовить тезисы выступления, (а точнее – обозначение разделов реферата, сокращенное изложение основного материала, определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать их студентам в качестве сопроводительного иллюстративного материала к докладу.

Текст самого доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как в противном случае выступление студента прервут, он не успеет сказать самого главного. От этого качество выступления станет намного ниже, а полученная оценка и произведенное впечатление не удовлетворит ни студента, ни аудиторию.

После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей. Для того чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать их в порядке поступления, затем при возможности сгруппировать и немного подготовившись, ответить сразу на все.

II. подготовка и защита курсовой работы

1. Роль курсовой работы в самостоятельном

Выбор темы

Как правило, студент выбирает тему для курсовой работы из тематики, предложенной кафедрой. В отдельных случаях, с разрешения преподавателя, студент может взять тему, не предусмотренную предлагаемым перечнем. Это оправдано в том случае, когда студент уже разрабатывал какую-то проблему, выступал с докладами на семинарах, на студенческих конференциях, писал по этой проблеме реферат. Приветствуется выбор темы по тематике научных исследований кафедры или преподавателя (научного консультанта по курсовой работе).

Для студентов заочного или вечернего отделения тема курсовой работы может быть выбрана из круга вопросов, связанных с тем участком производства, на котором студент трудится. При этом исследование должно носить теоретико-экономический характер.

Письменное изложение темы

Приступать к написанию рукописи курсовой работы целесообразно после того, как план работы окончательно созрел, понимание логики и структуры темы сложилось, собран весь необходимый материал и подготовлен научный аппарат. Писать надо просто, избегая громоздких фраз, тяжелых "книжных" оборотов. В курсовой работе не должно быть расплывчатых суждений, противоречащих друг другу, а также повторов. Надо стараться, чтобы каждая фраза, абзац четко и ясно выражали мысль, были понятны и просты. Высказывания должны быть ясными и лаконичными.

После написания работу необходимо прочитать и тщательно отредактировать.

Оформление курсовой работы

На титульном листе работы указываются наименование вуза, факультета, кафедры, группы, название темы курсовой по дисциплине «Экономическая теория», а также фамилия и инициалы автора работы и научного руководителя. Здесь же изображается матричная таблица с указанием процента выполнения работы по учебным неделям. На последующих двух листах, которые не нумеруются, воспроизводится задание на курсовую работу (с датами выдачи задания и окончания работы и подписью руководителя) и график ее выполнения с выделением поэтапной трудоемкости и срока сдачи итоговой работы на проверку и защиту. (См. образцы титульных листов и графика в «Приложении»).

На следующем листе приводится план работы с указанием страниц, соответствующих разделам (вопросам). На последующих страницах идет изложение текста работы с разделением по вопросам плана. Каждая глава должна иметь свое название, не повторяющее название работы.

Текст работы пишется на одной стороне листа формата A4 (210x297 мм). Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см до номера страницы. Текст печатается через 1,5 интервала, красная строка – 1,25 см. Шрифт: Times New Roman Cyrr, размер шрифта – 14 пт. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине листа шрифтом № 10.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, параграфов и в редких случаях пунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.

Пример:

· Глава 1,

· Параграф 1.1,

· пункт 1.1.1.

Главы и параграфы должны иметь заголовки. Слова «параграф» и «пункт» не пишутся, так же не используется значок §.

В тексте наименование разделов курсовой работы (Введение, Заключение, Оглавление, Список литературы, Приложения), название глав и параграфов, располагают по центру строки без точки в конце, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.

2.7. Защита курсовой работы

Завершив написание курсовой работы, студент сдает ее на проверку преподавателю, который осуществляет рецензирование. Рецензия на курсовую работу является формой контроля, оценки и методического руководства самостоятельной работой студента, оказания необходимой помощи в овладении изучаемой дисциплины.

Рецензия является письменной консультацией по теме и методике ее изучения и изложения. Выполнение рекомендаций рецензента обязательно. Если студенту что-то неясно, или он не согласен с отдельными положениями рецензии или с общей оценкой, необходимо встретиться с преподавателем-рецензентом с целью разрешения всех вопросов. Если после рецензирования необходимо переделать какую-то часть работы, для этого следует ее расшить, сделать дополнения. Но небольшие дополнения можно сделать и отдельно, предъявив этот материал при защите.

При отрицательной рецензии, исключающей допуск к защите, студент должен повторно выполнить курсовую работу, учитывая те конкретные указания и замечания, которые изложены в рецензии.

Курсовая работа, получившая положительную оценку, допускается к защите. Студент в процессе подготовки к защите своей работы внимательно знакомится с содержанием рецензии, сделанными в ней критическими замечаниями и рекомендациями рецензента. С целью устранения замечаний в период, предшествующий защите, студент изучает различную экономическую литературу и другие первоисточники, а также собирает и анализирует фактический материал для аргументирования выводов и предложений по теме.

На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по излагаемым вопросам, а также ответить на вопросы преподавателя по самой курсовой работе и по исследуемой теме. Работа оценивается по совокупности качества изложения и глубине раскрытия изучаемой проблемы в самой курсовой работе, а также по уровню знаний, продемонстрированному при защите.

Работы, получившие высокие оценки, могут быть рекомендованы комиссией, к опубликованию и на конкурс научных студенческих работ.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ рефератов и КУРСОВЫХ

Приложения

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

Процент выполнения работы                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     
Номер учебной недели

Курсовая работа

по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема

Инфляция, ее сущность, виды, механизм регулирования

Выполнил: студент группы ФК-101

Иванов И.И.

______________________

(подпись)

Руководитель: доцент кафедры ЭТ Яковлева Т.Н.

_____________________

(дата и подпись)

Уфа – 2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

Задание

на курсовую работу по дисциплине «Экономическая теория»

Студент Иванов И.И. Группа ФК-101Консультант Яковлева Т.Н.

1. Тема курсовой работы

Инфляция, ее сущность, виды, механизм регулирования

2. Основное содержание

3. Требования к структуре и оформлению курсовой работы

3.1. Курсовая работа должна содержать следующие разделы:

Введение

Гл. 1. Инфляция – многофакторный процесс в экономике

Гл. 2. Антиинфляционная политика государства в рыночной экономике

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

3.2. Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, изложенными в «Методических указаниях к написанию и оформлению рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория». – Уфа: УГАТУ, 2009.

3.3. Графические материалы должны содержать: рисунки (графики, диаграммы), табличные представления статистики и т.п.

4. Источники информации

Книги, учебники, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, статистические данные, материалы сети Интернет.

На все источники, приведенные в списке литературы, должны быть ссылки по тексту курсовой работы.

Дата выдачи задания _________ Дата окончания работы

Руководитель (дата и подпись)

График выполнения курсовой работы

по дисциплине «Экономическая теория»

студента Иванова И.И. группы ФК– 101

на тему:

Инфляция, ее сущность, виды, механизм регулирования

Наименование этапа работ Трудоёмкость выполнения, час Процент к общей трудоёмкости, % Плановый срок предъявления результатов консультанту, № учебной недели
Получение и согласования задания 1 4 3
Составление плана курсовой работы 4 13 4
Сбор теоретической информации для первой главы и ее непосредственное написание 10 33 7
Корректировка плана курсовой работы 1 3
Сбор практической информации для второй главы и ее непосредственное написание 10 33 12
Внешнее оформление курсовой работы, сдача ее рецензенту и подготовка к защите 3,7 13 14
Защита 0,3 1 16-17
Итого 30 100 -

Студент Иванов И.И.

Руководитель Яковлева Т.Н. ______________


Введение

Необходимость формирования в России инновационной экономики, основанной на знаниях и принципиально новой роли человеческого потенциала, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к экономической образованности кадров и, прежде всего, к профессионализму самих экономистов. В современных условиях экономисты, на основе новой системы подготовки, должны быстро и эффективно освоить новые методы хозяйствования, точно ориентироваться в основных проблемах микро-, макроэкономики и мегаэкономики, рационально организовать научно-техническую, производственную и другие виды деятельности для предприятий и учреждений любой формы собственности при меняющихся формах организации производства и необходимости интегрирования в мировую экономику. Именно экономисты в первую очередь должны обладать глубокими гуманитарными знаниями, позволяющими человеку понять свою взаимосвязь с миром; у них ранее других должен быть сформирован современный тип экономического мышления и поведения в ходе изучения структуры и функций рыночной экономики, логики и эффективности экономических процессов, правовых и этических основ функционирования и взаимодействия субъектов экономики.

Формированию экономического мышления способствует в первую очередь изучение экономической теории, которая, являясь теоретической, фундаментальной наукой, играет в системе экономических наук особую роль. Без доброкачественной теории невозможно эффективное хозяйственное руководство. Вместе с тем экономическая теория изучает и функциональные зависимости в системе хозяйства и потому означает связь с реальной жизнью и назревшими проблемами практики.

Процесс изучения экономической теории в высших учебных заведениях предусматривает выполнение студентами двух видов письменной учебной и научной работы – рефератов и курсовых работ.

Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться литературой, статистическими данными, связывать теорию с практикой, уметь популярно излагать сложные вопросы. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представляемых на конкурс. Курсовые работы занимают важное место в выработке студентами навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

В предлагаемых методических указаниях используется многолетний опыт работы кафедры экономической теории со студентами экономического факультета (в настоящее время – Института экономики и управления) УГАТУ, собрана максимально возможная информация, необходимая студенту, перед которым стоит задача написать реферат или курсовую работу. На основе собственного опыта авторы дают ценные советы о том, как правильно выбрать тему работы, подобрать литературу, как выстроить план и организовать композицию изложения, как цитировать источники и пользоваться принятой системой ссылок, как оформить печатный текст и подготовиться к докладу по реферату или к защите курсовой работы.

Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к реферату или курсовой работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка представления и защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить реферат или курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории.

I. написание, оформление и представление

Реферета

Реферат – первая из студенческих письменных работ. Под термином «реферат» объединены два разных вида работы. Рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Такие рефераты, как правило, не задаются студентам. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Суть их состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и передать его в сжатой форме. Вторая разновидность реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такого типа рефераты обычно задают студентам.

Реферат – наименее самостоятельная разновидность студенческой работы, к которой предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не предполагает содержать элементы новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках и сгруппировать их по точкам зрения. Желательно, чтобы студент, солидаризуясь с одной из излагаемых точек зрения, мог обосновать в чем он видит ее преимущество.

Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов:

· выбор темы на основе тематики, предложенной кафедрой;

· накопление и тщательное ознакомление с информационным материалом;

· подготовка и написание реферата;

· представление реферата на семинаре или конференции.

Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложение основного содержания темы, заключение, список использованной литературы.

Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но прежде чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план работы с литературой и общий предварительный план реферата, который состоит обычно из трех-четырех вопросов. В процессе работы план уточняется и конкретизируется.

План – это логическая основа реферата, от его правильного составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на консультации с преподавателем кафедры экономической теории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс.

Имея предварительный план студент обращается к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту смогут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные), справочная литература (энциклопедии, словари, справочники). Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных избранной теме или теме, связанной с ней, где также можно найти сведения о других изданиях по этой тематике. Ценную информацию можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера соответствующего специального журнала. Следует выписать из указателя интересующие статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить литературу по избранной тематике, включая учебную, монографии, материалы, публикуемые в специальных журналах. Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы (см. об этом подробнее в разделах 2.2., 2.3. на стр. 12-17 данных методических материалов).

Важным моментом является умение записывать информацию. Наиболее распространены две формы записи и хранения материала – конспектирование и ведение картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга. Основная задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать подобранную литературу, правильно, без искажения смысла понять позицию автора и верно передать ее в своей работе.

Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по избранной теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свои конспекты или записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее удобной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.

Само содержание и объем реферата должны подсказать студенту следует или нет детализировать предварительный план. Иногда достаточно перечислить основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. В других случаях главы можно разбить на параграфы.

Наконец, очень важно, чтобы текст реферата был правильно оформлен. Именно в процессе его написания приобретается и оттачивается необходимое для будущего специалиста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. На титульном листе реферата необходимо указать название вуза, кафедры, тему, свою фамилию, группу и фамилию научного руководителя. Далее следует оглавление, соответствующее плану реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основная часть и заключение.

Во введении следует обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы. Кроме того, необходимо показать, кто из ученых-экономистов занимается данной проблематикой.

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. Она в соответствии с составленным планом может быть написана цельным текстом (при небольшом объеме реферата), но чаще всего в нее входят несколько глав, разделенных на параграфы. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами (параграфами), раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения и высказывается отношение к ним студента, теоретические положения по возможности подкрепляются практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Желательно, чтобы текст реферата был дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. Сам текст должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений (кроме общепринятых), противоречий между отдельными положениями.

В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы. Текст реферата может быть набран на компьютере, либо написан от руки. Приводимые в тексте цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, тома, страницы. Текст реферата пишется с одной стороны листа с оставлением полей, каждый пункт плана с новой страницы. Страницы должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц печатного текста через 1,5 интервала. В конце реферата приводится список использованной литературы.

Подготовленный реферат представляется на семинарском занятии, лучшие рефераты – на ежегодной студенческой научной конференции, проводимой в апреле месяце. После обсуждения в группе или на потоке работа студента оценивается преподавателем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для написания конкурсной работы.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, способности логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме, оптимальное ее раскрытие составляет один из критериев оценки. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Доклад по реферату должен хорошо восприниматься на слух, т.е. быть интересно и доступно изложен.

Целесообразно подготовить тезисы выступления, (а точнее – обозначение разделов реферата, сокращенное изложение основного мате

Наши рекомендации