ТЕМА 13 . Общая характеристика экономики современной России
1. Особенности переходной экономики России.
2. Проблема теневой экономики в России.
3. Формирование рынка труда в России.
4. Преобразования в социальной сфере.
5. Формирование открытой экономики.
1. С начала 90-х годов прошлого века в России совершается переход от плановой экономической системы к смешанной. В связи с этим необходимо, прежде всего, выяснить, чем обусловлен такой переход, что собой представляет переходная экономика в России, ее особенности? Кризисные явления в отечественной экономике были очевидными еще в 70-е годы. Это проявлялось в различных формах. Прежде всего, было видно неуклонноесокращение темпов роста общественного производства. Старела материально-техническая база экономики, снижалась производительность труда, росла трудоемкость и материалоемкость продукции. Это удорожало нашу готовую продукцию, она не могла свободно конкурировать с аналогичной зарубежной. Приходилось все больше и больше экспортировать сырье, энергоносители. Уровень жизни подавляющей части населения оставался сравнительно невысоким.
В 1986 - 1990 гг. по сравнению с 1971 - 1975 гг. среднегодовые темпы прироста сократились по основным показателям:
- валовой внутренний (общественный) продукт – с 5,6% до 1,8%;
- произведенный национальный доход - с 5,7% до 1,3%;
- продукция промышленности - с 7.4% до 2,5%;
- продукция сельского хозяйства - с 2,5% до 1,9%;
- производительность общественного труда - с 4,5% до 1,5%;
- реальные доходы населения - с 4,4% до 1,5%.
Более того, в 1990 г. по всем перечисленным показателям по сравнению с предыдущим, 1989 г., были минусовые значения, т.е. отсутствие прироста, сокращение производства.
Итак, кризис экономики страны – это была реальность. Необходимо было что-то делать, притом, что-то новое, ибо прежние меры не давали желаемого результата. Прежде всего, следовало выяснить основную причину и основу неуклонно надвигающегося кризиса. Многие годы в нашей стране скрыто и открыто говорили иписали о том, что необходимо провести такие реформы в хозяйственной жизни, которые бы обеспечили устойчивый рост общественного производства. Речь шла о совершенствовании хозяйственного механизма, что предполагало осуществление так называемого полного хозяйственного расчета, основных его принципов; в их числе - самоокупае- мость и рентабельность предприятий, их материальная заинтересованность в лучших результатах труда и материальная ответственность за эти результаты; хозяйственная самостоятельность. Нo реализация указанных принципов возможна лишь в условиях развитых рыночных отношений. А это противоречило одному из ключевых положений теории социализма: рынок и социализм несовместимы, рыночная экономика присуща только капитализму. Поскольку это так, то возникла тупиковая ситуация: хозяйственный расчет, объявленный методом социалистического хозяйствования, нельзя осуществлять на практике, поскольку пришлось бы развивать рыночные отношения, изменять отношения собственности.
Еще в начале 1920-х годов В.И.Ленин говорил о необходимости перевода государственныхпредприятий на хозрасчет, а в конце 20-х годов было принято партийно-государственное постановление об этом, но оно не выполнялось, рыночные отношения были свернуты на долгие десятилетия. Проводимые в I960-1979 гг. экономические реформы по совершенствованию хозяйственного механизма носили формальный характер, поскольку не решали главной задачи: повышения эффективности национального хозяйства. А не решали потому, что не изменяли коренным образом сам механизм регулирования экономики: он оставался командно-администра-тивным, экономической основой которого оставалась государственная форма собственности. Поэтому необходимость формирования другого регулятора производства стала жизненно важной. Но какую экономику следует создавать - свободную, рыночную или смешанную и для нее соответствующий механизм регулирования? Логика и мировой опыт говорили в пользу второго. Были известны и общие принципы перехода к та-кой системе хозяйства. Однако надо было учитывать особенности обстановки в России в начале 90-х годов прошлого века.
Во-первых, другие, западноевропейские страны еще с середины XVII в. стали переходить от натурального типа хозяйства к товарному, в котором отношения между его субъектами становились рыночными; с тех пор эти отношения развиваются, совершенствуются, обеспечивая поступательное движение экономики. В нашей стране рыночные отношения стали складываться в общенациональном масштабе значительно позже, по сути дела, во второй половине XIX в. Они набирали силу, производство в городе и деревне становилось все более товарным, формировался общероссийский рынок, Россия уверенно выходила на мировой рынок. Однако в ходе реализации идеи построения социализма рынок ограничивался и к концу 20-х годов перестал выполнять роль регулятора экономики, государство стало регулировать экономику и сам рынок, от которого оставалась лишь форма без настоящего содержания.
Итак, в России в конце прошлого века нужно было возвращаться назад, т.е. восстанавливать давно утраченные рыночные отношения между субъектами экономики. Это - первая российская специфика.
Во-вторых, возвращение к рынку проходило в весьма неблагоприятных условиях:
а) был разрушен единый народно-хозяйственный комплекс страны,
в котором хозяйство каждой республики было органически связано с другими условиями общественного разделения и кооперации труда. Теперь экономика РФ, как и других стран СНГ (бывших республик Союза), не могла нормально функционировать. Разрыв хозяйственных связей привел к углублению кризиса. Достаточно сказать, что объем промышленного производства за период с 1990 по 1995 гг. сократился вдвое, вдвое выросла безработица, доля людей с доходами ниже прожиточного минимума выросла с 4,1% до 24,7% и т.д.;
б) российское общество психологически и идеологически не было готово с восторгом воспринимать рыночные отношения, тем более что первые годы их восстановления не давали оснований для оптимизма (социально-экономическая обстановка в стране ухудшалась);
в) у руководства страны не было продуманного взвешенного плана рыночных преобразований в России, поэтому первые шаги совершались поспешно, наощупь, методом проб и ошибок, что приводило к большим потерям.
Вот в таких условиях совершался переход от плановой экономики к рыночной при сохранении в ней значительной регулирующей роли государства. Возникала экономика переходного периода, в которой сосуществуют элементы прежней - плановой и новой – рыночной.
В экономике стран мира (капиталистических и социалистических) в XX в. обнаружились ряд устойчивых общих закономерностей, которые следует учитывать при разработке и осуществлении экономической политики государства.
1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности снова доказали свою ключевую роль в развитии общества:
а) обеспечивается независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые могут осуществлять инициативную, заинтересованную дея-
тельность (предпринимательство);
б) предполагается система взаимосвязанных рынков;
в) наличие развитой рыночной инфраструктуры, включая правовое обеспечение деятельности рынка. Значит, основной задачей переходного периода является создание рыночной системы как основы экономики.
2. Очевидным фактом экономической жизни всех стран с рыночным хозяйством стала объективная потребность в сознательном (государствен-ном) регулировании всего народного хозяйства.
3. Проявилась тенденция к формированию социально-устойчивых об-ществ,в которых создаются необходимые условия для социально устроенного существования всех граждан.
4. В современных государствах экономика имеет открытый характер.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, стимулирует активизацию деятельности человека, его предприимчивость, а с другой стороны, порождает социальное расслоение населения, безработицу, слабо управляемый рост цен. Поэтому нужна была определенная последовательность шагов в формировании рыночной экономики в России, что и составляет содержание перехода к новой экономической системе
1. Преобразование экономики, создание частного сектора в хозяйстве страны, развитие предпринимательства.
2. Формирование рынка с необходимой инфраструктурой, утверждение рыночного типа отношений между хозяйствующими субъектами.
3. Устранение организационных структур, которые в условиях планово-регулируемой экономики обеспечивали в ней монополию государства, что препятствовало развитию рынка.
4. Постепенное ограничение государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию.
5. Проведение жесткой кредитно-денежной и финансовой политики по регулированию денежной массы в обращении.
6. Создание сильной системы социальной защиты населения, облег-чающей ему адаптацию к условиям рыночной экономики.
7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая на основе преимущественно экономических методов способствовала бы социальной ориентации народного хозяйства – удовлетворению развивающихся потребностей человека.
Общими признаками перехода от прежней экономической системы к новой в нашей стране и бывших социалистических странах являются следующие:
1) преобразование основ экономической системы, прежде всего формы собственности, способа регулирования хозяйства страны;
2) изменение всех основных институтов общества, прежде всего содержания (функций) деятельности законодательных и исполнительных органов власти.
Но при формировании новой экономики надо было учитывать не только общие тенденции, но и национальные особенности, которые у каждой страны свои.
На экономическую систему России воздействует ряд во многом уникальных устойчивых факторов, которые можно считать объективной основой особенностей национальной экономики.
1. Природно-климатический фактор: суровые природные условия на большей части территории страны, разнообразие зон, неустойчивость погоды и др., что исключает применение стандартных форм хозяйствования, средств повышения эффективности производства в разных регионах страны, обеспечения предприятий необходимыми ресурсами, а население нормальными условиями жизни.
2. Экономико-географический фактор: огромные расстояния, удален-ность и труднодоступность основных центров сырья и др. обусловливают высокие транспортные расходы, что удорожает продукцию, делает слабой ее конкурентную способность, есть реальная угроза экономической и политической дезинтеграции, разрушение единого экономического пространства.
3. Геополитический фактор: страна имеет самые протяженные границы в мире, соприкасается со многими и разными по характеру странами, что порождает явную и потенциальную угрозу извне, уязвимость территории, поэтому требуются огромные затраты на охрану границ и оборону, на обеспечение экономической и научно-технической безопасности страны.
4. Социокультурный (цивилизационный) фактор: для российской цивилизации имеют особое значение исторически сложившиеся, присущие только ей, такие ценности, как преобладание духовного начала над узкоматериальным, коллективизм, острое восприятие социальной несправедливости, надежда людей на защиту со стороны государства. Все это способствует развитию коллективных форм собственности и хозяйствования, порождает более сложную систему мотивов и стимулов у человека к действию по сравнению с рационализмом поведения экономического субъекта в странах Запада, сделало более значительной роль государства в хозяйственной жизни страны, в социальной защите ее населения.
Все перечисленные факторы взаимосвязаны и в совокупности влияют на результаты хозяйственной деятельности людей, обусловливают особенности российской экономики, объективные условия, в которых она функционирует. Это и определяет особенности переходной экономики России.
1. Нынешний переход имеет всеобщий характер, поскольку полностью изменяются все элементы основы строя, кардинально изменяются все общественные отношения.
2. По-другому теперь решаются социальные задачи: отказавшись от всеобщей системы гарантий, общество стало переходить к новым принципам
отношений - от коллективизма к индивидуализму, присущему обществу с рыночной экономикой. В условиях переживаемых трудностей внутреннего и внешнего порядка переход к новой системе социальных гарантий (проблема занятости и безработицы, пенсионное обеспечение и др.} совершается с большим трудом.
Итак, в России формируется национальная модель смешанной экономики открытого типа, социально-устойчивой, в которой сочетаются разнообразные формы экономических отношений, реализуются прогрессивные тенденции развития экономики.
Переходный период - это длительный период ломки прежней социально-экономической системы и создания новой, о которой в нашем обществе за многие годы после 1917 г. сложились главным образом негативные представления.
2.В экономике любой страны в переходный период характерными являются спекулятивный характер предпринимательства и теневаядеятельность. Это объективно обусловлено следующими факторами. Во-первых, если в экономике начинают преобладать не создание новых хозяйственных активов, а перераспределение уже имеющихся. Во-вторых, отсутствие достаточных частных средств для долгосрочных капитальных вложений с целью расширения предпринимательства прежде всего в производственной сфере. В таких условиях активизируемая деятельность в торговом посредничестве, на бирже, в игре на изменениях валютного курса, т.е. в сфере обращения, где можно получить быструю отдачу – прибыль Все это не способствует росту производства, а через различные каналы совершается перераспределение создаваемого продукта и способствует обо- гащению одних за счет других или общества в целом.
Переходной экономике характерно также развитие ее теневого сектора, имеющего спекулятивный характер. Теневой называется деятельность, не регистрируемая государственными органами: это: a) запрещенная законом (нелегальная) экономика; б) разрешенная, но не отражаемая в официальной бухгалтерской отчетности неофициальная экономика; в) имеющая криминальный характер - уголовно-преступная экономика.
Теневая экономика охватывает сферы производства и обращения. В последней основное место занимает теневой рынок, через который реализуется продукция не только теневого производства, но и легального. В том и другом случае такой рынок уходит от уплаты налогов, например, более того он может быть монопольным, приносить высокую прибыль.
Считается, что причиной существования теневой экономики являются высокие издержки, связанные с необходимостью соблюдать законы (трансакционные издержки): это расходы по регистрации и перерегистрации фирм, приобретению прав собственности, соблюдению условий найма на работу и продолжительности рабочего дня, выплате заработной платы и по нетрудоспособности, уплаты налогов и т.п. Поэтому часть предпринимателей пытается уйти от такого рода издержек. Указанная причина существования теневой экономики действует в определенных, конкретных условиях.
1. Сложившаяся институциональная обстановка в стране: несовершен-ное и противоречивое законодательство; значительное влияние на экономические отношения органов государственной власти; неразвитость рыночных механизмов; несовершенство налоговой системы и т.п. В такой обстановке результат предпринимательства больше зависит от умения манипулировать налагаемыми законом издержками (расходами), уклоняться от них больше, чем от способности эффективно организовать производство. Нелегальная деятельность приносит в таком случае большую выгоду предпринимателю.
2. Размытость, неопределенность прав собственности, поэтому возмо-жен передел ее в пользу одних субъектов в ущерб другим.
3. Слабость государственного контроля за предпринимательской дея-тельностью породила психологию вседозволенности; этому способствовало и то, что в этот бизнес включились бывшие партийные и советские работники, сохранившие связи и влияние в хозяйственной сфере.
4. Неспособность предприятий в условиях сокращения производства нести прежний, а зачастую и возросший налоговый груз породила стремление некоторых "уйти в тень". Считается, что до 50% выручки в розничной торговле не учитывается в товарообороте страны (по статистике) и до одной четверти доходов населения выплачивается в скрытой форме.
5. Появление на отечественном рынке иностранных товаров, обладаю-щих высокой конкурентоспособностью, вызвало попытку имитации (подделки) продуктов конкурентов, что является противозаконным делом.
6. Возможность вхождения в предпринимательство криминалистов (преступных элементов), которые не могут работать легально, имеют опыт обходить закон, располагают значительными средствами для подкупа государственных чиновников разного уровня.
Теневая экономика есть во всех странах, но она имеет неодинаковый вес в хозяйстве в целом. Например, в развитых странах доля теневого бизнеса составляет от 5 до 15% в валовом внутреннем продукте (ВВП), в остальных - 30-40%. Это значит, что в нашей российской экономике доля теневого сектора весьма значительна, в результате определенная часть создаваемого продукта производится и реализуется нелегально, приносит выгоду небольшой группе людей, государство недополучает в свой бюджет немалые суммы, за счет которых могло бы увеличить расходы, полнее удовлетворить потребности населения.
Негативные последствия наличия и расширения теневой экономики требуют от государства мер по ограничению теневой деятельности, но устранить ее окончательно невозможно. Указанные меры должны быть направлены, с одной стороны, на улучшение обшей среды и условий хозяйствования, когда будет выгоднее заниматься легальным предпринимательством, нежели теневым бизнесом; а с другой, приходится применять законодательные меры, обеспечивать прозрачность (открытость) разного рода операций хозяйственного порядка, улучшать систему учета доходов и расходов, использовать стимулирующую роль налогов и др.
Известно, что теневая экономика включает в себя криминальный сектор, связанный с организованной преступностью, наркобизнесом и проблемой отмывания "грязных" денег (добытых нечестным путем). Поэтому борьба с теневым бизнесом должна носить комплексный и систематический характер, с использованием самых разнообразных средств всех государственных органов.
3.В системе рынков факторов производства особое место занимает рынок труда. Основным поставщиком рабочей силы являются домашние хозяйства как экономическая основа существования семьи. Семья выполняет важную функцию - детородную, репродуктивную: она "производит" способность человека к труду. Государство в этом важном для общества процессе участвует через систему образования и медицинского обслуживания. Однако работник "выносит" на рынок свою способность к труду непосредственно из семьи.
В планово-регулируемой экономике развитого рынка труда нет, здесь рабочая сила не считалась товаром, значит, не проходила фазу обмена, хотя формально осуществлялся наем рабочей силы как особая форма покупки ее предприятием от имени государства. На практике подготовка рабочей силы и ее распределение между сферами хозяйства, отдельными предприятиями осуществлялась в плановом порядке. Поэтому администрация предприятий и учреждений была освобождена от заботы по приобретению необходимых им работников. Более того, размер оплаты труда определялся тоже централизованно. Значит, наниматель рабочей силы не мог выбирать такую, какая ему более подходит, а получал то, что предлагало государство. Работник тоже не мог свободно выбирать место работы, конкурировать с другими. На предприятие зачастую по распределению направлялись молодые специалисты, чья квалификация не могла быть использована на практике. Это вело к нерациональному потреблению способности человека к труду, а значит к недопроизводству.
Иное положение в рыночной экономике. Предприятия и учреждения, нуждающиеся в рабочей силе, формируют спрос на нее, выступают на рынке в качестве покупателей - потребителей способностей людей к труду. Предложение того особого товара формируют, как уже было сказано, домашние хозяйства, выступая на рынке в качестве продавцов. Для нашей страны сегодня рынок труда - явление новое. Такой рынок существовал в России до 1917 г. и постепенно сужался и был устранен к концу 20-х годов, когда официально было объявлено о закрытии последней биржи труда. В связи с этим миграция трудовых ресурсов стала ограниченной, поскольку люди были привязаны к определенному месту жительства паспортным режимом. Получить прописку вдругом городе оказывалось делом довольно сложным, а устроиться на работу без прописки было невозможно. Массовая миграция рабочей силы осуществлялась по плану, когда объявлялись крупные стройки в мало обжитых районах. Более того, в течение длительного времени колхозники не имели паспортов, поэтому не могли устроиться на работу в городе. Но и с получением паспортов в начале 60-х годов с переходом на работу в город оставались трудности для деревенского населения, поскольку было трудно получить городскую прописку. Имея временную прописку и место в рабочем общежитии, бывшие колхозники могли быть использованы на производствах, где преобладал ручной труд и не требовалась специальная подготовка (стройки, работа на конвейере автомобильных заводов и др.). Таким образом, носитель рабочей силы не был ее собственником, ею распоряжалось государство.
Итак, восстановление и развитие рынка труда в современной России началось с 90-х годов XX в.
Нарушение соответствия между спросом и предложением на рынке труда проявляется в колебаниях уровня занятости и безработицы. Безработица, т.е. постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся ее получить, непременное свойство рынка труда. В
недавнем прошлом мы официально заявляли об отсутствии безработицы в СССР, поэтому не было системы учета потерявших место работы. Более того, принимались решения борьбы с теми, кто уклонялся от общественно полезного труда, кого стали называть тунеядцами. Чтобы занять трудом всех трудоспособных, создавали новые рабочие места там, где в этом не было экономической целесообразности, что приводило к недоиспользованию рабочей силы, а следовательно, к недопроизводству, потере квалификации работников. Например, в литературе появлялись сообщения о том, что инженеры некоторых предприятий только 15% рабочего времени используют на выполнение прямых своих обязанностей, а остальные 85% тратят на работу, не требующую специальной подготовки. Иногда два работника выполняли то, что мог без особого напряжения один.
О безработице как реальном и устойчивом явлении в России заговорили с начала экономических реформ, когда наблюдалось резкое сокращение производства, началась структурная перестройка общественного производства. Росту числа безработных и уровню безработицы способствовали два обстоятельства: сокращение выпуска сопровождалось соответственным уменьшением числа необходимых работников и упорядочением штатного состава работников либо за счет ликвидации ненужных рабочих мест, либо путем "укрупнения" обязанностей работников. Так или иначе, на рынок труда вышла значительная масса рабочей силы, не находя своего покупателя. В силу распада единого народнохозяйственного комплекса СССР резко дифференцировались региональные рынки труда, поскольку с разрывом общесоюзных экономических связей в большей мере пострадали те регионы страны, производство которых было органически кооперировано с предприятиями бывших союзных республик. Выпуск продукции отдельных видов либо сократился, либо вовсе был прекращен, а значит, высвободилась занятая прежде рабочая сила, пополнив ее предложение на рынке труда.
Разные регионы страны имели различные стартовые позиции к началу экономических реформ. Кроме того, демографические, экономические, социально-психологические и политические особенности регионов, сложившиеся при планово-регулируемой экономической системе, обусловили разную степень возможности их приспособиться к новым условиям. Это тоже привело к дифференциации уровней безработицы и занятости. Там, где недостаточно развит рынок труда и велики расходы, связанные с миграцией населения, региональные рынки труда сохраняют устойчивые различия.
Проблема занятости в России сегодня имеет серьезную остроту и свои особенности. В сфере занятости осуществляются реальные трудовые отношения, формируются пропорции трудовых ресурсов между отраслями хозяйства, предприятиями. Изменения в занятости в какой-то мере отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменений на рынке труда.
Можно отметить ряд общих тенденций в сфере занятости в переходной экономике России.
1. Опережающий рост занятости в частном секторе и в сфере предпринимательства. Например, доля занятости в частном секторе экономики увеличилась с 19,5% в 1992 г. до 53,4% в 2005 г. от общего числа занятых в хозяйстве страны.
2. Изменения в отраслевой структуре занятости проявились прежде всего в том, что доля занятых в сфере обслуживания (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, органы управления ит.п. сферы) заметно увеличилась. За указанный период, к примеру, число занятых в торговле и общественном питаниивырослос 7,9% до 17,2%.
3. Расширение масштабов так называемой неполной занятости, которая существует в двух ее основных формах. Первая - вынужденные, инициированные администрацией оплаченные частично или неоплаченные отпуска. Вторая форма неполной занятости - применение режима неполного рабочего времени. Неполная занятость, с одной стороны, есть один из факторов застойных явлений в экономике и большого количества малоэффективных рабочих мест со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. С другой стороны, неполная занятость выступает альтернативой открытой безработице, что позволяет отдельным предприятиям сохранить их трудовой потенциал, зарезервировать производственные мощности на период нестабильности.
4. Использование особой формы компенсации снижения реального уровня жизни трудящихся. Это вторичная занятость, которая проявляется в занятости на двух или более рабочих местах или в порядке совместительства по основному месту работы или на других предприятиях. Таким образом, дополнительная работа приносит дополнительный доход работнику, компенсируя снижение его реального дохода из-за роста цен.
5. Развитие неформальной занятости, т.е. занятость с юридически не оформленными трудовыми отношениями, занятость на незарегистрированных предприятиях или юридически не оформленная самостоятельная деятельность. По некоторым оценкам в неформальную занятость вовлечено до 25 млн. человек - в сфере услуг населению по строительству, ремонту, пошиву одежды и обуви, уличная торговля. Таким образом, часть населения имеет возможность получать дополнительные заработки в неподконтрольной государству сфере хозяйства. Однако неформальная занятость расширяет зону социальной и правовой незащищенности работников, создает устойчивую базу для криминалитета, ведет к сокрытию доходов и недополучению средств в бюджет.
В экономической политике современного государства проблема занятости является одной из главных, поскольку она касается таких сторон жизни общества, как экономический рост и повышение уровня благосостояния населения страны. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка труда с целью поддержания занятости на оптимальном уровне следующими методами:
1. Регулирование размера заработной платы как цены товара рабочей силы, это: установление минимума заработной платы; регламентация ряда надбавок к ней; индексация заработной платы в связи с ростом цен; замораживание размера заработной платы на определенный период; использование системы налогообложения личных доходов, информация об уровне заработной платы в разных отраслях хозяйства; методическая помощь предприятиям в организации оплаты труда.
2. Использование системымер воздействия на занятость через стимулирование роста производства и инвестиций.
3. Организация четкой работы государственной службы занятости, включая биржу труда.
4. Регулирование режима и условий труда (продолжительность рабочего дня и рабочей недели, нормативы труда и отдыха работников и т.п.).
5. Усиление роли государства в поддержании нормальных трудовыхотношений между администрацией предприятия и коллективом рабочих.
Таким образом, функционирование рынка труда регулируется в оптимальном сочетании внутреннего механизма самого рынка (спрос, предложение, конкуренция, цена) и мер государственного воздействия на него.
4. В начале радикальных экономических реформ в России основной задачей считалось финансовое оздоровление экономики и макро-экономическая стабилизация. Поэтому социальная сфера с ее непосредственными проблемами отходиланесколько на второй план. А между тем резко падал жизненный уровень населения на фоне усиления социальной дифференциации общества: рост цен опережал рост доходов подавляющей части населения; сократились расходы на потребительские товары и услуги; ухудшилась структура потребления; быстро росла безработица; ухудшились условия труда и быта;
хуже стала демографическая ситуация.
Динамика доходов и система их распределения является важным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны.
Переход от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государственной системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных тенденций в ней: в источниках доходов сократилась доля доходов и роль заработной платы, выросла доля доходов от собственности, но более всего - скрытых доходов; увеличилось неравенство населения по доходам на душу населения. Так с 1992 по 2005 гг. доля совокупного дохода 20% беднейших граждан упала с 6,0 до 5,5%в общем объеме денежных доходов населения страны, а доля 20% самых богатых возросла с38,3 до 46,4%.
Уровень неравенства определяется по коэффициенту Джини. В России этот коэффициент составлял в 1992 г. – 0,289, в 2000 – 0,395, а в 2005 – 0,404. Чем выше коэффициент, тем больше неравенство (Россия в цифрах. 2006: Краткий стат. сборник/Росстат. - М., 2006, с. 114).
Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства в обществе.
Социальная сторона жизни людей является вторичной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики. Значит, повышение благосостояния населения есть главная цель экономического развития страны, а значит и преобразований в экономике, основным критерием их эффективности. О результативности социальной политики правительства можно судить по таким показателям, как уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни характеризуется уровнем материального благополучия, размером и структурой душевого потребления. Качество жизни обуслов-ливается наличием совокупности условий, в которых живет человек. Это: условия и безопасность труда; состояние среды обитания;культурный уровень населения; физическое развитие; физическая и имущественная безопасность человека;наличие и возможности использования свободного времени.
Кстати, К.Маркс считал основным видом богатства общества и отдельного человека величину свободного от работы времени.
Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально-экономическое равенство членов общества. Поэтому государству необходимо обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере, независимо от величины их личных доходов (образование, здравоохранение, культурное обслуживание и др., осуществляемые на бесплатной основе). Опыт ряда развитых стран свидетельствует о том, что в создании и предоставлении населению таких благ участвует не только государство, но и частный сектор экономики. Например, в производстве услуг здравоохранения в этих странах доля государственного сектора составляет 40%, а частного - 60%. В каждой стране соотношение этих долей будет различным в соответствии с историческими традициями, предпочтениями населения, финансовыми возможностями и т.д. Понятно, что рынок как регулятор экономики безразличен к социальной стороне жизни людей. О ней должно заботиться правительство как выразитель интересов граждан страны, разрабатывая и осуществляя свою социальную политику в условиях рыночной экономики.
Особенностью России на нынешнем этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений с формированием адекватной (соответствующей) социальной политики.
Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник, чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Между стабильностью в экономике и в социальной сфере есть органическая взаимообусловлен-ность: чем выше результаты экономического развития, тем полнее могут быть удовлетворены социальные потребности людей, что, со своей стороны, является важным фактором роста экономики. В содержание социальной политики входит:
I. Обеспечение максимально возможной занятости - одного из коренных прав человека: на труд и достойную его оплату.
2. Через развитие частно-коллективных форм организации произ-водства - вовлечение непосредственных работников в управление деятельностью предприятий и учреждений.
3. Надежная правовая защита всех форм собственности, в том числе частной.
4. Организация рациональной системы социальной защиты и помощи нуждающемуся в этом населению.
В процессе перехода к рынку необходима была сильная социальнаязащита населения; это особенно важно в современной России, где рыночные отношения пока недостаточно развиты, для нынешних поколений рынок с его безразличием к социальной стороне жизни населения оказался по сути дела новым явлением, непривычным для большинства, привыкшего к прежней государственной системе социальной защиты. Отсутствие такой защиты в новых условиях, когда резко упал жизненный уровень значительной части населения и соответственно сократился спрос на отечественную продукцию, а состоятельные граждане стали ориентироваться на импортные товары, возможности роста экономики оказались ограниченными. Дифференциация населения по доходам требует, чтобы в условиях ограниченных средств социальная защита, прежде всего бедных слоев общества, имела адресный характер.
Очевидна необходимость изменений в сфере пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Умен